Введение
Высокая доля дебиторской задолженности в общей сумме оборотных средств – одна из причин плохого финансового состояния многих предприятий. Дебиторская задолженность – особенный вид оборотных средств. Это долги данному предприятию других предприятий (организаций) – покупателей его продукции, потребителей его услуг, то есть деньги, которые предприятию еще только предстоит получить.
Средства в дебиторской задолженности свидетельствуют о временном отвлечении средств из оборота предприятия, что вызывает дополнительную потребность в ресурсах и может привести к напряженному финансовому состоянию.
Тема моей дипломной работы: «Управление дебиторской задолженностью предприятия». Целью исследования является разработка рекомендаций по управлению дебиторской задолженностью.
Базой исследования выступает закрытое акционерное общество «Московская мебельная фабрика». Дебиторская задолженность данного предприятия очень высока (она составляет около 35% от общей величины оборотных активов). Дебиторская задолженность, или счета дебиторов – неотъемлемый элемент сбытовой деятельности практически любого предприятия. Конечно, все фирмы стараются реализовывать продукцию на условиях оплаты по факту или даже предоплаты, однако по ряду причин (конкуренция, недостаточная ликвидность покупателей и т.д.) продавцам не всегда удается избежать задолженностей со стороны клиентов и в связи с этим в работе будут разработаны методы эффективного управления дебиторской задолженностью относительно существующего предприятия ЗАО «Московская мебельная фабрика».
Актуальность выбранной темы заключается в том, что грамотное управление дебиторской задолженностью способно предотвратить излишнее увеличение дебиторской задолженности, которое приводит к снижению денежных поступлений и возникновению безнадежных долгов, способных полностью поглотить прибыль фирмы. В процессе исследования решаются следующие задачи:
раскрыть сущность и причины возникновения дебиторской задолженности;
раскрыть направления анализа дебиторской задолженности;
изучить виды и направление кредитной политики компании;
описать способы возврата дебиторской задолженности
применить полученные знания для анализа дебиторской задолженности конкретного предприятия;
выработать рекомендации по совершенствованию управления дебиторской задолженности на предприятии.
В качестве объекта исследования выступает закрытое акционерное общество «Московская мебельная фабрика».
3.3. Разработка кредитной политики компании
Кредитная политика - звучное название, подразумевающее под собой всего лишь ответ на три простых вопроса: кому предоставлять кредит, на каких условиях и как много? Основной же критерий эффективности кредитной политики - это рост доходности по основной деятельности компании, либо в следствие увеличения объемов продаж (что будет происходить при либерализации кредитования), либо за счет ускорения оборачиваемости дебиторской задолженности (чему способствует ужесточение кредитной политики). Найти оптимальную точку в коммерческом кредитовании помогает использование предельного анализа, формальный язык которого строго определяет желаемое равновесие в объемах и сроках предоставления отсрочки платежа: либерализация кредитной политики уместна до тех пор, “пока дополнительные выгоды от увеличения объема реализации не сравняются с дополнительными издержками по предоставляемому кредиту” .
В среднем по промышленности дебиторская задолженность занимает более 50% от суммы оборотных средств. И если на бизнес смотреть не как на болото, где единственная цель - выбраться из трясины (или как выражаются некоторые директора - выжить), а как на поле возможностей для реализации коммерческих интересов, то в накопленной дебиторской задолженности лежат огромные резервы для повышения эффективности собственного бизнеса. Если западные предприятия, в стремлении остаться конкурентоспособными, проводят широкомасштабные компании, выигрывая десятые, а то и сотые доли процентов в улучшении тех или иных показателях, российский бизнес до сих пор располагает возможностью увеличения экономической рентабельности в десятки, а то и сотни процентов при постановке эффективных процедур регулярного менеджмента. Накопленный за последние годы негативный опыт хозяйствования лишь увеличивает шансы добиться успеха при незначительных усилиях, лишь бы не попасть за черту, после которой начинаются необратимые последствия.
Простота поставленных вопросов, тем не менее, подразумевает под собой определенные волевые решения менеджеров, помноженные на методичную работу бухгалтеров и экономистов. Наивно полагать, что разработку кредитной политики можно поручить отделу сбыта или специально выделенной структуре, курирующей основных дебиторов.
Список использованной литературы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации.
3. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утверждено Приказом Министерства финансов РФ от 29 июля 1998 г. № 34н, с изменениями и дополнениями от 24 марта 2000 г.).
4. Положение ЦБ РФ от 12 апреля 2004 г. № 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации».
5. Указания ЦБ РФ от 14.11.2004 г. № 1050-У «О расчете наличными между юридическими лицами».
6. Указ Президента РФ «Об обеспечении правопорядка при осуществлении платежей по обязательствам за поставку товаров (выполнение работ или оказание услуг» от 9 декабря 1994 г. № 2204. (с изменениями от 31 июля 1995 г.).
7. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.02 № 127-ФЗ.
8. Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 07.08.01).
9. Астахов В.П. Бухгалтерский (финансовый) учет: Учебное пособие. Серия «Экономика и управление». – Москва: ИКЦ «Март»; Ростов-на-Дону: Издательский центр «Март», 2006.
10. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2003.
11. Балабанов И.Т. Финансовый менеджмент: Учебник - М.: Финансы и статистика, 2004
12. Бригхем Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент: Полный курс: В 2-х т. / Пер. с англ. под ред. В.В. Ковалева. СПб.: Экономическая школа, 2002. Т.2.
13. Ворст Й., Ревентлоу П. Экономика фирмы. Пер. с датского. М.: Высшая школа, 2004
14. Глухов В.В., Бахрамов Ю.М. Финансовый менеджмент: Учеб. пособие. – СПб: Изд-во «Специальная литература», 2005.
15. Ефимова О. В. Оборотные активы предприятий и их анализ // Бухгалтерский учет. 2005. №9. с. 72 78.
16. Ефимова О. В. Финансовый анализ. М.: Изд-во «Бухгалтерский учет», 2003. 352с.
17. Ефимова О.В. Финансовый анализ. – М.: Бухгалтерский учет, 2004.
18. Зайцев Н. Л. Экономика промышленного предприятия. М.: ИНФРА-М, 2006
19. Кейлер В.А. Экономика предприятия. М.: ИНФРА-М, Новосибирск: НГАЭиУ, 2004