Справедливости ради следует отметить, что расходы по оплате жилья и коммунальных услуг составляли в бюджете семьи сравнительно небольшой процент и были вполне доступны людям с невысоким уровнем доходов.
В конце 50-х годов постепенно пришли к осознанию того, что только за счет государства жилищную проблему не решить, необходимо активно подключить к строительству жилья сбережения самих граждан, а также в широких масштабах кредитовать жилищное строительство. Происходит заметное оживление жилищно-строительной кооперации, которая в предвоенные и первые послевоенные годы была сведена на нет. Несмотря на целый ряд положительных сдвигов, радикально решить жилищную проблему к началу перестройки не удалось. Неслучайно в годы, предшествовавшие перестройке, она неоднократно называлась на высших партийных и государственных форумах самой острой проблемой повышения благосостояния народа. К сожалению, за годы перестройки острота жилищной проблемы не только не спала, но еще более возросла.
С переходом к рыночной экономике основная ставка сделана на то, чтобы потребности в жилье удовлетворялись не за счет общественных фондов потребления, а за счет жилья, которое находилось бы в частной собственности граждан. В этих целях развернуты приватизация жилищного фонда, выдача гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья, выпуск жилищных сертификатов, удостоверяющих право граждан на приобретение квартиры в собственность, и целый ряд других мер, направленных на то, чтобы сколотить широкий социальный слой частных собственников жилья, создать рынок жилья, преодолеть отрицательные последствия уравниловки в деле обеспечения граждан жильем.
В тоже время декларируется обеспечение жильем из государственного и муниципального жилищных фондов граждан, нуждающихся в особой социальной защите со стороны государства, - малоимущих граждан, многодетных семей, инвалидов, ветеранов, военнослужащих, уволенных в запас или в отставку, чернобыльцев, авганцев, граждан, лишившихся жилья в результате стихийного бедствия, воспитанников детских домов, лиц, имеющих перед Отечеством особые заслуги, и целого ряда других категорий граждан, которые либо не в состоянии сами приобрести себе жилье, либо в силу тех или иных обстоятельств при решении жилищной проблемы должны пользоваться льготами и преимуществами .
На пути выполнения этой программы возникли немалые трудности, о которых сказано, хотя и приглушенно, в Основных направлениях нового этапа реализации Государственной целевой программы «Жилище», одобренных Указом Президента РФ от 29.03.96г. № 431.
К созданию рынка жилья мы оказались столь же неподготовленными, как и к созданию рынка труда и капиталов. Государственная программа жилищного строительства свернута, объемы ввода жилья в эксплуатацию резко сократились, стоимость жилья многократно возросла, очередь на получение государственного и муниципального жилья практически не движется.
Ныне обмен все чаще происходит с участием собственников жилых помещений. В указанных случаях обменный ордер выдается лишь тому лицу, которое в резуль¬тате обмена поселяется в жилое помещение, сдаваемое в социальный наем. Остальные участники обмена должны переоформить на себя документы, которые служат в данном случае основанием для приоб¬ретения права на помещение, полученное в порядке обмена (в част¬ности, переоформить на себя свидетельство о праве собственности на недвижимость). Отказ в выдаче ордера, когда обмен оформляется путем выдачи ордера (ордеров), может быть обжалован в судебном порядке в шестимесячный срок.
Права и обязанности при предоставлении другого жилого помещения. В доперестроечные времена в жилищных правоотношениях преобладал уравнительный принцип. Считалось, что для удовлетворения потребности семьи в жилье вполне достаточно одного жилого помещения. Поэтому в тех случаях, когда гражданину и членам его семьи в порядке улучшения жилищных условий предоставлялось другое жилое помеще¬ние, это обставлялось множеством формальностей. В их числе немало¬важное значение придавалось получению от граждан всякого рода обязательств по освобождению прежней жилой площади, переезду на меньшую и т.д. Нельзя сказать, чтобы эта практика была лишена какого-либо юридического и нравственного основания, поскольку гражданам главным образом предоставлялось жилье, возведенное или реконструированное за счет централизованных капитальных вложений. В этих условиях государство должно было взять распределение жилья под жесткий контроль, с тем чтобы соблюсти принцип социальной справедливости и по возможности избежать положения, при котором у одних было бы густо, а у других — пусто .
Ныне, как уже отмечалось, взят курс на то, чтобы в жилищной сфере преобладала частная собственность на жилье. Если гражданин приобрел жилое помещение в частную собственность (путем покупки, постройки или по иным законным основаниям), то ни от него, ни от членов его семьи нельзя требовать, чтобы они освободили жилое помещение, ранее предоставленное внаем (в том числе и в социальный наем). Сказанное, однако, не означает, что проблема снята с повестки дня. Если, гражданин, занимающий площадь по договору социального найма, состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных усло¬вий, то жилищные органы должны вести строгий учет лиц, состоящих на учете, определить условия предоставления им жилой площади, судьбу площади, которую очередник занимает в данный момент, с тем чтобы иметь возможность предоставить ее в случае освобождения другой семье, испытывающей столь же острую или еще более острую нужду в жилье. В этих условиях получение от граждан соответствующих обязательств не лишено смысла.
жилую площадь в виде отдельной комнаты, утвержден постановлением Правительства РФ от 28.02.96г. № 214.
19. Правила пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории в РСФСР, утверждены постановлением Совмина РСФСР от 25.09.85г. № 415.
20. Типовой договор найма жилого помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда в РСФСР, утвержден постановлением Совмина РСФСР от 25.09.85г. № 415.
21. Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утверждены постановлением Правительства РФ от 12.02.99г. № 167.
22. Примерные правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утверждены постановлением Совмина РСФСР от 31.07.84г. № 335.
23. Положение о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утверждено постановлением Правительства РФ от 13.10.97г. № 1301.
24. Федеральная целевая программа «Государственные жилищные сертификаты», утверждена постановлением Правительства РФ от 20.01.98г. № 71.
25. Концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации, одобрена указом Президента РФ от 28.04.97г. № 425.
26. Положение о формировании договорных отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве, утверждено приказом Минстроя РФ от 20.08.96г. № 17-113.
27. Договор социального найма жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, утвержден приказом Минстроя РФ от 20.08.96г. № 17-113.
28. Правила предоставления коммунальных услуг, утверждены постановлением Правительства РФ от 26.09.94г. № 1099.
2. Специальная литература:
29. Гражданское право. Учебник. Часть 2. Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого.
30. Гражданское право. Учебник. Часть 2. Под ред. Е.А. Суханова.
31. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга вторая: Договоры о передаче имущества.
32. Комментарий к жилищному законодательству Российской Федерации. Под ред. В.Б. Исакова. М., Юрайт. 2000.
33. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (части первой). Под ред. О.Н. Садикова. М., ИНФРА-М-НОРМА.1997.
34. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (части второй). Под ред. О.Н. Садикова. М., ИНФРА-М-НОРМА.1997.
35. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (часть вторая). Под ред. О.М. Козырь, А.Л. Маковского, С.А. Хохлова. М., МЦФЭР, 1996.
3. Судебно-арбитражная практика
36. Постановление Пленума ВС СССР от 03.04.87г. № 2 «О практике применения судами жилищного законодательства».
37. Постановление Пленума ВС РФ от 26.12.84г. № 5 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РСФСР».
38. Постановление КС РФ от 25.04.95г. № 3-П.
39. Постановление КС РФ от 23.06.95г. № 8-П.
40. Письмо ВАС РФ от 31.07.1992г. № С-13/ОП-171 «О разрешении споров, связанных с применением законодательства о собственности».