Введение
Преобразование под воздействием научно-технического прогресса сферы производства и обращения, глубокие изменения экономических условий хозяйствования вызывают необходимость поиска и внедрения нетрадиционных для народного хозяйства нашей страны методов обновления материально технической базы и модификации основных фондов субъектов различных форм собственности. Одним из таких нетрадиционных методов является лизинг. Место лизингового бизнеса в предпринимательстве определяется прежде всего самими объектами лизинга, представляющими собой важнейшие элементы активной части основных фондов - машины, оборудование, транспортные и другие средства.
До начала 60-х годов лизинг в зарубежных странах в основном затрагивал розничные компании, которые часто арендовали свои помещения. В течение последних трех десятилетий популярность лизинга резко возросла; вместо того, чтобы занимать деньги для покупки аэроплана, компьютера, реактора или спутника компания может взять его в лизинг. Авиа- и железнодорожные компании берут в лизинг огромное количество оборудования, многие компании и мотели берут в лизинг свое имущество, а различные магазины - здания и склады. Даже предприятия коммунальных услуг обратились к лизингу, т. к. для них все труднее становится брать деньги в кредит.
Ускорение научно-технического прогресса, как объективная необходимость современного экономического развития, обусловило создание и все возрастающую эксплуатацию нового высокопроизводительного оборудования. Стоимость этой техники постоянно и значительно возрастает, что затрудняет ее обновление. Ускорились темпы морального старения, предполагающего необходимость периодической замены основных средств. Обострившаяся конкуренция заставляет многие фирмы промышленно развитых стран интенсивно использовать имеющиеся средства производства, прибегая к более совершенным средствам их приобретения, использования и обслуживания.
Существуют два способа приобретения оборудования – его покупка и лизинг.
В условиях жесткой конкуренции за внутренние и внешние рынки все более важным становится улучшение не только технических характеристик оборудования, но и финансовых условий, на основе которых оно предлагается потребителям. Лизинг позволяет удовлетворить и то и другое условие.
Актуальность развития лизинга в России, включая формирование лизингового рынка в СНГ, обусловлена прежде всего неблагоприятным состоянием парка оборудования (значительный удельный вес морально устаревшего оборудования, низкая эффективность его использования, необеспеченность запасными частями и т. д.). Одним из вариантов решения этих проблем может быть лизинг, который объединяет элементы внешнеторговых, кредитных и инвестиционных операций.
Глава 2. ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОГОВОРА ЛИЗИНГА
2.1. Правовая природа и понятие договора лизинга
Сложность и относительная новизна рассматриваемых отношений предопределили существование различных точек зрения относительно их юридической природы.
В литературе существует два основных подхода. Одни авторы, как, например Ю.С. Харитонова, анализируют лизинг с помощью традиционных институтов гражданского права: договоров аренды, купли-продажи, займа, поручения и пр. Другие же авторы, утверждают, что сложность и оригинальность отношений даёт основание рассматривать их как особые отношения.
И тот и другой подходы ставят в качестве критерия какой-либо аспект лизинга: либо необычные взаимоотношения изготовителя и пользователя, либо объём прав и обязанностей пользователя, практически приближающийся к объёму прав и обязанностей собственника. Если определять юридическую природу лизинга с помощью уже известных институтов приводит к тому, что какая-то часть отношений его участников остаётся за пределами этого института. Например, при рассмотрении лизинга с точки зрения институтов купли-продажи, поручения, аренды и т. п. останутся в стороне отношения по ответственности между изготовителем и пользователем (ст.670 ГК).
Наиболее ярко различие договоров аренды и лизинга проявляется в решении вопросов ответственности и перехода риска. В договоре аренды арендодатель несет ответственность перед арендатором за несвоевременное предоставление имущества во владение арендатора, за обнаруженные дефекты и др. В договоре лизинга ответственность за нарушение условий, относящихся к предмету договора (качество, несоответствие целям пользователя), обычно несет изготовитель оборудования. В результате перед пользователем отвечает не собственник оборудования, а изготовитель оборудования, который не является стороной договора лизинга. Риск случайной гибели или порчи оборудования, как правило, несет пользователь, а в договоре аренды, как это предусматривается законодательством различных стран, все риски несет собственник, то есть арендодатель.
Л И Т Е Р А Т У Р А
1. Нормативно-правовые акты
1.1. Конституция Российской Федерации.
1.2. Гражданский кодекс Российской Федерации.
1.3. Федеральный закон РФ от 29.10.1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)».
1.4. Федеральный закон РФ от 08.02.98г. № 16-ФЗ «О присоединении РФ к Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге».
1.5. Конвенция о межгосударственном лизинге (Москва, 25.11.1998г.).
1.6. Конвенция УНИДРУА «О международном финансовом лизинге».
1.7. Постановление Правительства РФ от 27.04.99г. № 467 «О мерах по государственной поддержке лизинга сельскохозяйственной техники и оборудования».
1.8. Постановление Правительства РФ от 26.02.99г. № 228 «О лизинге машиностроительной продукции в агропромышленном комплексе РФ с использованием средств федерального бюджета».
1.9. Постановление Правительства РФ от 03.09.98г. № 1020 «Об утверждении порядка предоставления государственных гарантий на осуществление лизинговых операций».
1.10. Постановление Правительства РФ от 21.07.97г. № 915 «О мероприятиях по развитию лизинга в РФ на 1997-2000 годы».
1.11. Порядок определения доминирующего положения лизинговых организаций на рынке лизинговых услуг, утвержден приказом МАП РФ от 06.05.00г. № 342.
1.12. Приказ МАП РФ от 21 июня 2000 г. N 467 «Об утверждении перечня видов финансовых услуг, подлежащих антимонопольному регулированию, и состав активов финансовой организации, приобретаемых в порядке уступки прав требования, для расчета оборота финансовой услуги».
1.13. Приказ Минфина РФ от 17.02.97г. № 15 «Об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга».
1.14. Методические рекомендации по расчету лизинговых платежей, утверждены Минэкономики 16.04.96г.
1.15. Примерный договор о финансовом лизинге движимого имущества с полной амортизацией, утвержден Минэкономики 29.12.95г.
1.16. Приказ ЦБ РФ от 01.10.1997г. № 02-430 «О введении в действие новой редакции инструкции Банка России № 1 «О порядке регулирования деятельности кредитных организаций».
1.17. Положение о порядке проведения конкурса на право осуществления лизинговых операций по обеспечению агропромышленного комплекса машиностроительной продукцией на основе финансовой аренды (лизинга) с использованием бюджетных средств