Бухгалтерский учет - важный элемент финансово-экономических отношений в человеческом обществе, выступающий в сфере действия коммерческого предприятия, как:
1. звено управления, осуществляющее взаимную связь между руководством предприятия и его трудовым коллективом;
2. специальный финансовый язык, с помощью которого отображаются сущность и своеобразие хозяйственной деятельности.
В целом, бухгалтерский учет выполняет функции особой информационно-технической системы, обеспечивающей непрерывность и устойчивость работы коммерческого предприятия, а также предсказуемость ее финансового результата. С этой точки зрения его нельзя заменить никаким другим равнозначным экономическим элементом или однотипной финансовой структурой.
В данной работе мы рассмотрим особенности учета расчетов с подотчетными лицами.
В процессе своей финансово-хозяйственной деятельности предприятия и организации часто производят расчеты наличными деньгами (не связанные с выплатой заработной платы) как с юридическими, так и с физическими лицами. Денежные средства для этих целей, как правило, выдаются под отчет.
Прежде всего, наличные денежные средства используются для оплаты командировочных расходов. А именно: для покупки билетов, оплаты проживания и др. Работникам, которые направляются в служебные командировки, выдаются также суточные - деньги на питание. Кроме того, работникам могут понадобиться наличные средства для покупки канцелярских товаров и других материальных ценностей, для оплаты хозяйственно-операционных расходов, выполненных работ, оказанных услуг.
Необходимо отметить, что учет подотчетных сумм является достаточно емким участком учета. Через подотчетные лица проходят значительные суммы наличных денежных средств, поэтому задачами бухгалтерского учета в данном случае является не только контроль за своевременным и правильным отражением операций на счетах бухгалтерского учета, но и контроль за обоснованностью использования и сохранностью подотчетных сумм. Также немаловажным моментом является вопрос налогообложения сумм израсходованных подотчетными лицами. В некоторых случаях, связанных с командировками возникает необходимость налогообложения сумм израсходованных сверх установленных норм. Неверное исчисление налогов, может привести к штрафным санкциям со стороны налоговой инспекции. Все вышеперечисленное обусловило актуальность выбранной темы.
Как видим, счет имеет два субсчета, один для учета расчетов валюте Российской федерации, а другой - в иностранных валютах. Аналитический учет на счете в целом и на его субсчетах ведется в разрезе одного вида субконто – «Сотрудники». Данному виду субконто соответствует справочник «Сотрудники».
При отражении в конфигурации операций по расчету с подотчетными лицами автоматически формируется журнал проводок (Приложение 6). Также автоматически формируется ведомость и журнал ордер по счету 71 (Приложение 7).
Рассмотрим, какими документами типовой конфигурации обеспечивается ввод проводок по данному счету:
1) «Расходный кассовый ордер» - для оформления выдачи из кассы наличных денежных средств под отчет или возмещения перерасхода;
2) «Приходный кассовый ордер» - для оформления операций возврата неиспользованных денежных средств, полученных сотрудником под отчет;
3) «Выписка» - для оформления операций получения денежных средств с расчетного счета по чеку и сдачи неиспользованной части подотчетных сумм на расчетный счет в банке;
4) «Авансовый отчет» - универсальный документ для отражения расходов, осуществленных подотчетным лицом;
5) «Переоценка валюты» - для переоценки валютного субсчета счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами (в валюте)».
Рассмотрим порядок составления авансового отчета в конфигурации «1С: Бухгалтерия 7.7».
Рис.2.6. Составление авансового отчета в «1С: Бухгалтерия 7.7»
1. Если денежные средства выдаются в рублях, необходимо установить Тип авансового отчета – «рублевый».
2. Необходимо выбрать сотрудника, при этом необходимо помнить, чтобы это был штатный сотрудник (а не работающий по договору подряда).
3. Если авансовый отчет составляется о расходовании полученных денежных средств, то в реквизите «Наименование аванса» нужно указать цель аванса.
4. Заполняя остаток или перерасход по предыдущему авансу, можно воспользоваться кнопкой «Показать», которая автоматически проставит сумму задолженности или перерасхода. Предварительно необходимо ввести сотрудника и нажать кнопку «Записать».
5.Оборотная сторона авансового отчета заполняется, в целом, как и бумажный вариант авансового отчета.
21. Глинистый В.Д. Порядок отражения командировочных расходов в бухгалтерском и налоговом учете // «Налоговый вестник». – 2002. - №8. – С. 5-8.
22. Глушков И.Е., Киселева Т.В. Бухгалтерский (налоговый, финансовый, управленческий) учет на современном предприятии. Издание 11. Эффективная настольная книга бухгалтера в 2-х т.т. Т.1.М.: «КноРус»; Новосибирск: «ЭКОР-книга», 2004. - 1000с.
23. Глушков И.Е., Киселева Т.В.. Бухгалтерский (налоговый, финансовый, управленческий) учет на современном предприятии. Издание 11. Эффективная настольная книга бухгалтера в 2-х т.т. Т.2.М.: «КноРус»; Новосибирск: «ЭКОР-книга», 2004.-1016с.
24. Гусаковская Е.Г. Учет расходов на участие в выставке // Бухгалтерский учет. – 2003. - № 5. – С. 12-16.
25. Жигулина Т.М. Командировочные расходы. Порядок учета и налогообложения // «Главбух», Отраслевое приложение «Учет в медицине». - 2003. - № 3. – С. 7-11.
26. Карпова Т.П.Управленческий учет: Учебник для вузов.-М.:ЮНИТИ, 2003.-355с.
27. Кирюшина И., Чвыков И. Зарубежные командировки // Бухгалтерское приложение к газете «Экономика и жизнь». – 2003. - 9 сентября.
28. Козлова Е.П, Парашутин Н. В.,. Бабченко Т.Н. Галанина Бухгалтерский учет -3-е изд., доп.-М.: Финансы и статистика, 2002. – 556с.
29. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2004. – 592с.
30. Лытнева Н.А. Учет краткосрочных загранкомандировок // Бухгалтерский учет. – 2001. - № 22. – С. 5 - 7.
31. Палий В.Ф. Современный бухгалтерский учет. М.: Изд-во «Бухгалтерский учет», 2003. – 621с.
32. Полякова М.С. Подотчет «наоборот»: будьте осторожны! // «Российский налоговый курьер». – 2003. - № 20. – С. 4-7.
33. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: ИНФРА-М», 2003. - 344с.