Любое, даже самое незначительное, повышение инвестиционной привлекательности - это дополнительные средства, позволяющие сделать шаг к выходу из кризиса. Но шаг - это всего лишь шаг: после него инвестиционная привлекательность остается статичной величиной, хотя и несколько более высокой. Спасти положение дел может лишь динамичное устойчивое движение, а не отдельные шаги. Только в этом случае отдельные порции инвестиций могут превратиться в поток. Осуществить это возможно, лишь управляя процессом повышения инвестиционной привлекательности. Именно поэтому вопрос управления инвестиционной привлекательностью - ключевой вопрос текущего момента. Сейчас время - противник: ничто, кроме распада, не делается само собой. Нужно совершенно отчетливо осознать тот факт, что спасти положение дел могут только активные согласованные и масштабные действия. А для этого необходимо найти или создать массовую технологию управления инвестиционной привлекательностью. Инвестиционная привлекательность отдельно взятых объектов и инвестиции отдельно взятых инвесторов имеют место, но не спасают сегодня положение дел. Отсюда и актуальность темы управления инвестиционной привлекательностью.
Целью данной работы является изучение инвестиционной привлекательности субъектов федерации России.
Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1) изучить специфику управления инвестиционной привлекательностью в масштабах субъекта федерации;
2) рассмотреть методики оценки инвестиционной привлекательности субъектов федерации РФ;
3) дать оценку инвестиционной привлекательности субъектов федерации РФ.
Таким образом, объектом изучения данной работы являются субъекты федерации РФ, а предметом изучения – инвестиционная привлекательность субъектов РФ.
3. Выявлена обратная зависимость между рейтингами субъектов федерации по потенциалу и риску и степенью благоприятности правовых условий инвестирования. То есть более благоприятное законодательное поле в целом имеют субъекты федерации с наиболее низкими потенциалами и высокими рисками.
4. Сопоставление рейтингов каждого субъекта федерации по инвестиционному потенциалу, по капитальным вложениям и по иностранным инвестициям позволило выявить относительно "недоинвестированные" и "переинвестированные" субъекты федерации Значительная часть староосвоенных субъектов федерации с наиболее высоким и разнообразным инвестиционным потенциалом на Северо-Западе, в Центральной и Южной России, а также Новосибирская область обходятся вниманием как российских, так и иностранных инвесторов. Зато к числу "переинвестированных" относятся преимущественно ресурсно-сырьевые субъекты федерации. Это показывает, что как отечественные, так и иностранные инвесторы стараются извлечь прибыль, используя так называемые конкурентные преимущества низкого порядка, связанные с использованием дешевой рабочей силы, сырья и энергии. Более того, можно достаточно уверенно предположить, что российские инвесторы (включая само государство) проводят такую инвестиционную политику "примитивизации" российской экономики даже более активно, нежели иностранные, доступ которых в некоторые лакомые субъекты федерации (Урал, Мурманская область и др.) явно или скрыто ограничивается.
5. Анализ инвестиционного законодательства позволил сделать вывод, что оно не играет необходимой роли в формировании инвестиционной политики субъекта федерации. Выявлена обратная зависимость между рейтингами субъектов федерации по потенциалу и риску и степенью благоприятности правовых условий инвестирования. То есть более благоприятное законодательное поле в целом имеют субъекты федерации с наиболее низкими потенциалами и высокими рисками.
37. Косов В.В. Инвестиции в российской экономике (новые условия и подходы) //Проблемы теории и практики управления. - 2002. - № 1.
38. Котилко В.В. Совершенствование федеративных отношений. Экономист, №5, 2001
39. Котилко В.В. Региональная экономическая политика. – М., Российская деловая литература, 2002
40. Котилко В.В., Санин И.И. Региональное прогнозирование. – М., «Сатурн-С», 2003
41. Криворучко О.Н., Зайцев А.А., Лобанов С.Н. Становление предпринимательской экономики в России. - М.: Экономика, 2002.
42. Кульман А. Экономические механизмы: Пер. с фр. / Общ. ред. Н.И. Хрусталевой. - М.: А/О Издательская группа « Прогресс», «Универс», 2003. - 192с.
43. Львов Ю.А. Основы экономики и организации бизнеса. - СПб: Нева, 2002.
44. Марголин А.М. Методы государственного регулирования процесса преодоления инвестиционного кризиса в реальном секторе. - М.: Дело, 2003.
45. Мастепанов А.М., Саенко В.В., Рыльский В.А., Шафраник Ю.К. Экономика и энергетика субъектов федерации Российской Федерации. – М., ЗАО «Экономика», 2003. – 476 с.
46. Новоселов А.Л., Крючкова М.В. Введение в экономический анализ альтернативного использования территорий. "Вестник университета". М.: Изд-во ГУУ, 2001, № 1
47. Особенности инвестиционного процесса //Экономист. - 2002. - № 3.
48. Проблемы стратегии территориального развития России. Вып. 2. Под ред. Гранберга А.Г. – М., СОПС, 2004
49. Розенберг Дж.М. Инвестиции. Терминологический словарь. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 309с.
50. Ройзман И., Шахназаров А., Гришина И., Беляков Д., Рязанова Л. Количественная оценка инвестиционной привлекательности российских субъектов федерации: проблемы, методики, результаты. «Федеративные отношения и субъекта федерациильная социально-экономическая политика», 2001, № 8 (32)
51. Роль региональных инвестиций // Российская газета. - 2000. - № 35.
52. Рыльский В.А., Раппопорт. Региональные и отраслевые проблемы экономического реформирования России. Сб. тр. М., «Экономика», 2001
53. Сергеев И.В., Веретенникова И.И. Организация и финансирование инвестиций. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 272с.
54. Сизанов Ю. Полноценный фондовый рынок нельзя построить без активного и осознанного участия населения России. - 2002. - № 10.
55. Смирнов В.С. Макрохарактеристики рыночности экономики России. "Посев", 2002
56. Стратегия формирования и реализации инвестиционного потенциала субъекта федерации. - М.: РАГС, 2002.
57. Субъекты федерации России. Динамика рейтинга составляющих инвестиционного климата // Эксперт. - 2000. - № 41 (253).
58. Федеральные округа (экономические проблемы, перспективы развития). Под ред. Б.М. Штульберга. – М., СОПС, 2003. – 128 с.