Одним из основных принципов организации заработной платы в современной экономике является принцип материальной заинтересованности работника в результатах своего труда.
В новых условиях решение проблем в области оплаты труда невозможно без развитых механизмов социального партнерства. В плоскости реформирования заработной платы находится и проблема государственных социальных стандартов, представляющих нормативные показатели уровня жизни и социального развития и используемых в качестве целевых ориентиров в практике государственного управления процессами экономического и социального развития.
Актуальна проблема задолженности по оплате труда, которая остается одной из наиболее острых проблем, вызывающих социальную напряженность.
В настоящее время юридической формой регулирования трудовых отношений являются тарифные соглашения и коллективный договор. Предприятия вправе выбирать системы и формы оплаты труда самостоятельно, исходя из специфики и задач, стоящих перед предприятием.
Учет труда и заработной платы должен обеспечить оперативный контроль над количеством и качеством труда, за использованием средств, включаемых в фонд заработной платы и выплаты социального характера.
Новые системы организации труда и заработной платы должны обеспечить сотрудникам материальные стимулы. Эти стимулы могут быть задействованы наиболее эффективно при жесткой индивидуализации заработной платы каждого работника, то есть при внедрении бестарифной, гибкой модели оплаты труда, при которой заработок работника находится в прямой зависимости от спроса на производимую им продукцию и выполняемые информационные услуги, от качества и конкурентоспособности выполняемых работ и, конечно, от финансового положения предприятия, на котором он работает.
В данном случае премии и доплаты, за исключением по совместительству, включаются в расчет.14508/80.36*28=5055. То есть суммируются заработная плата, доплаты и премии за три предыдущих месяца, полученная сумма делится на количество дней (q) и умножается на 28 дней календарного отпуска.
Величина q рассчитывается следующим образом:
Если работник отработал все три предыдущие месяцы полностью, то q=3*29,6, если, например, в апреле он пропустил по болезни 10 дней, то за этот месяц берется календарное количество дней: 31-10=21 дней и тогда q=21+29,6*2 дней.
Если работник увольняется или переводится на другое предприятие, не использовав очередной отпуск, то ему начисляется компенсация. Для этого рассчитывают количество дней не использованного отпуска: за каждый месяц работы полагается, как минимум, 2 дня отпуска (24/12).
Расчет среднего заработка ведется аналогично расчету за отпуск. Однако с 24 апреля 2003 года изменяется порядок исчисления среднего заработка и расчета отпусков что обосновано принятием Положенияё от 11.04.2003г. №213 «Об особенностях порядка исчисления среднего заработка».
Исчисление среднего заработка необходимо для оплаты временного нахождения в командировке, выполнения гособязанностей.
Расчет пособия по временной нетрудоспособности
Вся работа по исчислению пособия по Государственному социальному страхованию осуществляется на основании «Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию», утвержденного Положением Президиума ВЦСПС №12/10 - 1984 г. № 13 – 6 и последующими изменениями и дополнениями.
Пособия выдаются только тем гражданам, на которых распространяется государственное социальное страхование, т.е. на граждан, работающих по трудовым договорам.
1. Гражданский кодекс РФ (части первая и вторая); нормативно-правовая система «Гарант»;
2. Трудовой кодекс РФ; нормативно-правовая система «Гарант»;
4. Налоговый кодекс РФ; нормативно-правовая система «Гарант»;
5. Новый план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению (утверждены Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2000 № 94н)
6. Закон РФ “О коллективных договорах и соглашениях” от 11 марта 1992 г. № 2490-1; нормативно-правовая система «Гарант»;
7. Положение о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию (утверждено постановлением Президиума ВЦСПС от 12 ноября 1984 г. № 13-6); нормативно-правовая система «Гарант»;
8. Положение «Об условиях работы по совместительству» (утверждено постановлением Госкомтруда СССР, Минюста СССР и Секретариата ВЦСПС от 9 марта 1989 г. № 81/604-К-3/6-84); нормативно-правовая система «Гарант»;
9. Постановление Госкомстата России от 30 октября 1997 г. № 71а “Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве” (с изменениями и дополнениями 25 января, 2 июля, 11 ноября 1999г., 29 декабря 2000г., 6 апреля 2001г.); нормативно-правовая система «Гарант»;
10. «Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ» (утверждено приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н); нормативно-правовая система «Гарант»;
11. «Перечень видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, утвержденный постановлением Правительства РФ от 18 июля 1996 г. № 841» (в редакции от 20 мая 1998 г.); нормативно-правовая система «Гарант»;
12. Постановление Минтруда РФ от 30.12.99г. №56 «Об утверждении разъяснения «О норме рабочего времени и порядке определения часовой тарифной ставки из установленной месячной тарифной ставки в 2000 году»; нормативно-правовая система «Гарант»;
13. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 № 129-ФЗ; нормативно-правовая система «Гарант»;
14. Федеральный закон от 11.02.02г. №17-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год».
15. Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей» от 19.05.1995 г. №81-ФЗ; нормативно-правовая система «Гарант»;