За последний век Россия дважды пережила смену одной системы другой. В начале века этот процесс прошел насильственным путем, когда над целым народом был поставлен эксперимент, который закончился неудачей, а точнее трагедией, и показал несостоятельность системы с плановой экономикой и насильственным (плановым) распределением ресурсов, которую пытались привить приверженцы коммунистических идей (или люди, прикрывавшие свою деятельность этими идеями - "деформированные социалисты"), поэтому закономерным стал процесс, свидетелями которому мы с вами являемся - процесс смены системы.
Очевиден тот факт, что плановая экономика не смогла удовлетворить потребности общества, ее “эффективность” не позволяла стране не только сохранить ведущие позиции в мировом сообществе, но и обеспечить нормальные условия жизни для своих граждан, в связи с чем и возникла потребность в реконструкции системы. В начале 90-х годов в России начался резкий переход к рыночной экономике. Старая структура общества и общественных отношений разрушена, а на ее остатках возводится новая.
1. Теоретические основы трансформаций социально-экономических систем
1.1 Понятие социально-экономической системы и ее характеристики
Социально-экономическая система – это сложный самоорганизующийся объект, развивающийся под влиянием многих изменяющихся факторов, как внутренних, так и внешних.
Существует несколько форм развития социально-экономических систем. Развитие социально-экономических систем различного иерархического уровня осуществляется на основе процессов воспроизводства и созидания при функционировании природно-хозяйственных комплексов и производственных объектов в рамках многоуровневой системы отношений: природно-хозяйственных, хозяйственно-экономических, социально-экономических, социально-правовых. Эти базовые отношения, а также распределение власти, формы организации деятельности и совокупность отношений различных объектов образуют операционную среду, в которой развивается хозяйственная и социально-экономическая деятельность . Исходя из представлений о развитии иерархических социально-экономических систем на основе процессов созидания, обновления элементов, качественного преобразования элементов и функциональных подсистем, структурного преобразования отношений между субъектами и подсистемами, операционной среды их функционирования, выделим 5 типов развития социально-экономических систем:
1. на основе расширенного воспроизводства и созидания путем тиражирования элементов и подсистем определенной структуры;
Как известно, трансформационный процесс (т.е. переходный период) в России характеризовался сокрушительным коллапсом инвестиций в основной капитал. Согласно официальной статистике, индекс реального объема таких инвестиций уже в 1995 году составил 25% от 100% в 1990 году . Нам представляется, что такой коллапс был сильно недооценен рядом экономистов, имеющих более или менее прямое отношение к осуществлению радикальных рыночных реформ в нашей стране. Их грубая стратегическая ошибка заключалась в делании акцента на "финансовую стабилизацию", т.е. обеспечение – через политику ограничения совокупного спроса – низких темпов инфляции и бездефицитного госбюджета, в ущерб производству, инвестициям и техническому развитию. В ходе реформ не было учтено, что существуют более привлекательные – по сравнению с отечественным основным капиталом – сферы вложения средств: зарубежное (финансовое и производственное) имущество и отечественные финансовые активы (ГКО и т.д.). Снижение темпов инфляции оказалось совершенно недостаточным для стимулирования реальной инвестиционной активности .
В значительной мере в российском хозяйстве в ходе реформ происходил очень вредный для экономики процесс "денежной деградации – процесс увеличения в структуре совокупного запаса средств платежа таких активов, использование которых повышает трансакционные издержки и затрудняет финансирование дорогостоящих и долгосрочных производственных инвестиций . К таким активам относятся:
а) наличность – доля которой в М2 возросла с 16% в январе 1991 г. до 42,2% в октябре 1998 г. ;
б) неплатежи – объем просроченной межфирменной задолженности в 1997 г. почти в два раза превысил денежную массу и достиг почти 1/4 российского ВВП ;
в) бартер – его доля в продажах промышленных предприятий с 1992 г. по первое полугодие 1997 г. возросла примерно в семь раз и составляла в начале 1998 г. 41% . По некоторым данным, около 70% всех сделок промышленных предприятий друг с другом "финансировалось" посредством неплатежей и бартера.
11. Реформа хозяйственной системы в КНР. - М. Экономика, 1989. - 351 с.
12. Романюк В. Я. Красные иероглифы. - М.: Политиздат, 1989. - 303 с.
13. Семенов В. Экономика: по китайскому лекалу. - М.: Прогресс, 1993. - 207 с.
14. Сидихменов В. Я. Китай: общество и традиции. - М.: Знание, 1990. - 63 с.
15. Цзинлянь У. Экономическая реформа в КНР. М.: Наука, 1989. - 107 с.
16. Чаба Л. Венгрия на рубеже веков: итоги трансформации и перспективы вступления в ЕС.Вопросы Экономики, N6, 2000
17. Эрхард Л. Благосостояние для всех. - М.: Дело, 2001. - 352 с.
18. Юксаков В. “Лидеры мировой экономики”. - М.: Знание, 1998. - 345 с.
19. 40 лет КНР. Справочник под редакцией Титаренко М.Л. - М.: Наука, 1989. - 136 с.
Газеты и журналы:
20. А. Илларионов. Секреты китайского экономического «чуда»// Вопросы экономики. 1998. №4 с. 14-26
21. В. Гельбрас, В. Кузнецова. КНР: год суровых испытаний// МЭ и МО. 2000. №8 с 114-120
22. В. Гельбрас. Реформы в КНР: проблема оценки итогов// МЭ и МО. 1995. № 7 с. 24
23. Мозиас П. Формирование открытой экономики в Китае: региональные проблемы//МЭ и МО. 1994. № 3 с. 5-7
24. Оникиенко А. Реформа госсектора в КНР: поиск путей повышения эффективности// МЭ и МО. 1992. № 6 с. 16-18
25. Потапов М. Открытая политика Китая: опыт для нас// МЭ и МО. 1993. №1 с.21-22
26. У Сяоцю. Китай привык опираться только на собственные силы. Газета “Республика”. 1998. №242 с.14