Реформы и преобразования в политической, экономической, социальной сферах поставили много новых проблем перед администрациями муниципальных образований. Прежняя экономическая система с привычными ценностями и подходами к решению проблем, с устоявшимися технологиями принятия решений, когда муниципалитеты служили лишь проводником финансовых средств из “центра” ушла в прошлое. Муниципальные образования получили определенную политическую и экономическую самостоятельность, но реформирование межбюджетных отношений явно запаздывает по отношению к экономическим и политическим реформам. Муниципальные образования оказалось не готовым к новым реалиям, причем не столько в сфере решения практических вопросов, сколько в формировании и оценке финансовых ресурсов и выборе стратегии развития муниципального образования.
Идущая в Российской Федерации реформа системы межбюджетных отношений, по своей сути, предусматривает постепенный переход к нормативной оценке потребностей бюджетов разного уровня с целью определения финансовой помощи. Условия предоставления и использования финансовой помощи из федерального бюджета будут устанавливаться федеральным законодательством, а также соглашениями между федеральными и региональными органами исполнительной власти.
Цель работы: исследование бюджетного процесса в муниципальных образованиях региона (на примере Ленинградской области)
Задачи работы:
1. Рассмотреть теоретические вопросы, связанные с местом муниципальных образований в бюджетной системе РФ;
2. Раскрыть понятие финансовой системы муниципальных образований, видов местных бюджетов.
3. Изучить организацию бюджетного процесса в Ленинградской области
4. Определить влияние уровня социально-экономического развития на межбюджетные отношения в области.
Прикладные задачи работы состоят в анализе межбюджетных отношений в Ленинградской области определении бюджетных характеристик и оценке уровня социально-экономического развития муниципальных образований.
Объектом исследования являются межбюджетные отношения между уровнями государственной власти.
Предметом исследования являются качественные и количественные показатели, характеризующие межбюджетные отношения.
Информационной основой работы явились материалы периодической литературы, нормативно-правовые документы по организации бюджетного процесса в муниципальных образованиях, а также материалы отдела экономических основ местного самоуправления Комитета по экономике и инвестициям Правительства Ленинградской области. Ее результатом стала подготовка одного из разделов (состояние сферы здравоохранения в муниципальных образованиях Ленинградской области) аналитического отчета о влиянии региональных целевых программ на изменение социально-экономического состояния Ленинградской области за 2001 – 2005 гг.
Рейтинг финансового состояния строится по следующим показателям: доля заемных средств в доходах бюджета, отношение доходов и расходов бюджета, доля закрепленных доходов в бюджете, доля финансовой помощи в доходах.
Наивысший рейтинг финансового состояния наблюдался у МО г. Светогорск - 82%. В основном, такой результат определяется самой низкой долей безвозмездных перечислений в доходной части муниципального бюджета (0,01 – наилучший результат среди всех муниципальных образований) и самой высокой долей закрепленных доходов (0,89).
Наихудший рейтинг был у МО Приозерский район - 11%. У этого МО в 2004 году было наименьшее (худшее) отношение доходов и расходов бюджета (0,89 при среднем отношении 1,00). Остальные показатели, также, ниже средних в МО. Доля заемных средств в доходах бюджета была 0,15 (средняя 0,07), доля закрепленных доходов – 0,20 (средняя 0,38) и доля безвозмездных перечислений – 0,60 (в среднем 0,26).
36. Максимов А.В. Бюджетно-финансовое равновесие муниципального образования.- М.: Финансы.2003.-294с.
37. Мартынов М.Ю.Местное сообщество и социально-экономическая основа местного самоуправления//СОЦИС.-2003.-№8.-С.50-53
38. Материалы доклада Конгресса муниципальных образований РФ//Муниципальная власть.-2003-№7-8.-с.8-19
39. Мысляева И.Н Государственные и муниципальные финансы.- Москва.: ИНФРА-М,2003,-С.55
40. Нестеров В.В. Налоговые доходы местных бюджетов и развитие межбюджетных отношений.-М.: Вуз и школа.2003.-111с.
41. Парциков Л.Л. Что нового кодекс нам готовит//Муниципальная экономика.-2003-№1.-С.28-30
42. Поляк Г.Б. Бюджетная система РФ.-М.: ЮНИТИ,2003
43. Поляк Г.Б. Территориальные финансы: Учеб. Пособие.-М.: Вузовский учебник, ВЗФЭИ,2003.-479с.
44. Пронина Л.И. Местное самоуправление и межбюджетные отношения//Финансы.-2003.-№8.-С.10-14
45. Рыжков. В.Перспективы развития федерализма и местного самоуправления в связи с их реформой// Муниципальная власть-2003.-№7-8.-С 19-22
46. Рябцев В.М. Социально-экономическое развитие муниципальных образований: Монография. -Тольятти: ТГИ,2004.-130с.
47. Современный финансово-кредитный словарь/П.р. М.Г. Лапусты, П.С. Никольского.М.: ИНФРА-М,2004.-249с.
48. Соловьев С.Г. Муниципально- властные институтыы местном самоуправлении РФ -Спб.: Юридический центр Пресс,2003.-330с.
49. Сомоев Р.Г. Бюджетный федерализм и развитие межбюджетных отношений в РФ.-Спб.: СпбГУЭиФ,2001.- 124с.
50. Трунов С.А. Местные финансы и формирование бюджетов муниципальных образований // Финансы.-2001.-№ 11.-С.12-18
51. Христенко В.Б. Межбюджетные отношения и управление региональными финансами: опыт, проблемы, перспективы.- М.: Дело,2004 .-149с.
52. Чиркин В.Е. Государственное и муниципальное управление: Учебник для вузов.- М.: Юрист,2003.-319с.
53. Шевырова Н.И. Мониторинг развития муниципальных образований//Управа.-2003.-№9.-С.21-33
54. Юркова С.Экономические границы политического выбора//Муниципальная власть.-2003-№3-4.-С.24-29