Введение
Актуальность темы. Реформы, происходящие в российской финансовой системе с начала нового тысячелетия, являются достаточно глобальными и затрагивающими разные стороны финансовых отношений, в том числе банковское дело и валютные операции. Происходят изменения и в законодательстве о банках, в том числе в направлении расширения международной деятельности коммерческих банков. При осуществлении международных сделок встает вопрос о валютных операциях как форме банковского участия в них. Многие коммерческие банки, получив лицензию на проведение валютных операций, столкнулись с трудностями по их проведению. Расширяющиеся международные связи, возрастающая интернационализация хозяйственной жизни вызывает объективную необходимость изучения обмена одних национальных денежных единиц на другие. Реализация этой необходимости происходит через особый валютный рынок, где под влиянием спроса и предложения стихийно формируется валютный курс, а валютные операции становятся подчас одними из основных операциями коммерческих банков.
В настоящее время пока еще большую роль в деятельности коммерческих банков играют валютные операции. Доходы от этих операций уже не занимают наибольший удельный вес в общей совокупности доходов банков, но все-таки весомы.
Для того чтобы понять роль валютных операций, как в развитии банковской системы, так и государства в целом, необходимо рассмотреть подробнее то, как они происходят и для чего они нужны. Знание техники проведения валютных операций на рынке позволяет банкам и участникам внешнеторговых сделок страховаться от валютных рисков, избегать необоснованных потерь иностранной валюты, получать дополнительную прибыль на спекулятивной игре и разнице курсов. Все это призвано помочь банкам Российской Федерации в освоении международного валютного рынка.
3. Основные направления совершенствования валютного регулирования, контроля и организации валютных операций
3.1. Новое валютное законодательство и проблемы валютного регулирования
Новый закон декларирует, что валютные операции между резидентами и нерезидентами могут проводиться без ограничений. Исключение составляют лишь расчеты, которые связаны с движением капитала (капитальные валютные операции).
Теперь их перечень уменьшен и полностью приведен в законе. Эти операции поручено регулировать правительству и Центробанку.
Хотя рассчитывать, что они не воспользуются своим правом, не стоит. К примеру, правительство может потребовать, чтобы экспортер резервировал на своем счете 50 процентов валютной выручки в случае, если его товар не будет оплачен в течение 180 дней со дня отгрузки. Однако и эти ограничения временны. С 1 января 2007 года их не будет.
С июня же 2004 года российским гражданам разрешено держать свои валютные ценности за границей. А еще через год таким же правом смогут воспользоваться и российские организации. Правда, свободно завести банковский счет можно будет только в государствах - членах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ).
На сегодняшний день в эти международные организации входят 36 участников. В числе которых такие страны, как США, Канада, Мексика, Австралия, Япония, а также большинство европейских государств. Единственное условие открытия счетов в этих странах - организация должна уведомить об этом свою налоговую инспекцию.
Организации получат право использовать заграничные счета для любых валютных операций, за исключением расчетов с резидентами, а граждане - для любых валютных операций, кроме оплаты товаров, приобретенных на территории России. Получать же разрешение на открытие счета не понадобится.
3. Основные направления совершенствования валютного регулирования, контроля и организации валютных операций
3.1. Новое валютное законодательство и проблемы валютного регулирования
Новый закон декларирует, что валютные операции между резидентами и нерезидентами могут проводиться без ограничений. Исключение составляют лишь расчеты, которые связаны с движением капитала (капитальные валютные операции).
Теперь их перечень уменьшен и полностью приведен в законе. Эти операции поручено регулировать правительству и Центробанку.
Хотя рассчитывать, что они не воспользуются своим правом, не стоит. К примеру, правительство может потребовать, чтобы экспортер резервировал на своем счете 50 процентов валютной выручки в случае, если его товар не будет оплачен в течение 180 дней со дня отгрузки. Однако и эти ограничения временны. С 1 января 2007 года их не будет.
С июня же 2004 года российским гражданам разрешено держать свои валютные ценности за границей. А еще через год таким же правом смогут воспользоваться и российские организации. Правда, свободно завести банковский счет можно будет только в государствах - членах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ).
На сегодняшний день в эти международные организации входят 36 участников. В числе которых такие страны, как США, Канада, Мексика, Австралия, Япония, а также большинство европейских государств. Единственное условие открытия счетов в этих странах - организация должна уведомить об этом свою налоговую инспекцию.
Организации получат право использовать заграничные счета для любых валютных операций, за исключением расчетов с резидентами, а граждане - для любых валютных операций, кроме оплаты товаров, приобретенных на территории России. Получать же разрешение на открытие счета не понадобится.