Введение
Актуальность темы исследования обусловлена следующим. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Он определяет формы и методы образования государственных финансовых ресурсов и направление их использования в интересах общества и особенно социально слабо защищённых категорий населения.
Бюджетная политика в России постоянно находится в центре об¬щественного внимания, что обусловлено как местом, занимаемым ею среди основных инструментов экономической политики, так и весьма острой критикой, которой она регулярно подвергается со стороны раз¬личных органов власти, общественных сил, политических движений, независмых экспертов, международных организаций, средств массовой информации. Это и неудивительно, поскольку именно в бюджетной по¬литике, как, пожалуй, ни в какой другой, наиболее ярко проявляются и наиболее жестко сталкиваются интересы различных общественных групп
При правильном подходе бюджет объективно может быть не просто средством государственного экономического регулирования, он может реально влиять на рост экономики и социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, обновление и совершенствование материально-технической базы общественного производства. Но здесь важно подчеркнуть, что проявление присущих бюджету свойств, его использование в качестве инструмента распределения и контроля возможно только в процессе человеческой деятельности, что находит свое выражение в создаваемом государством бюджетном механизме, который является конкретным выражением бюджетной политики, отражающим нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач.
Для России же в силу ее федеративного устройства важную роль приобретает не просто выработка грамотного бюджетного механизма, а правильное соотношение бюджетов различных уровней, действующих на территории страны, что и составляет понятие бюджетной системы. Даже грамотно построенный и сбалансированный федеральный бюджет не в состоянии в полной мере выполнять свои перераспределительные и контрольные функции при отсутствии надлежащего бюджетного механизма непосредственно на местах. Организационные принципы построения бюджетной системы, ее структура, взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов определяет бюджетное устройство государства.
Таким образом, актуальность выбранной для исследования темы заключается в первостепенной важности Бюджетного Кодекса для функционирования национальной экономики, в ее формировании и исполнении.
2.4. Разработка стратегии преобразований и развития бюджетной политики Российской Федерации
Президент РФ Дмитрий Медведев в бюджетном послании на 2009-2011 гг. поставил задачу снижения темпа роста государственных расходов. Вице-премьер министр финансов РФ Алек¬сей Кудрин пояснил, что во избежание негативных макроэкономических последствий и сдер¬живания инфляции расходы федерального бюджета не должны расти прежними темпами. В 2009-2011 годах средний темп прироста бюджетных расходов будет снижаться и соответство¬вать темпам роста экономики. Также министр финансов отметил, что бюджетные средства должны в большей степени концентрироваться на ключевых направлениях расходов - образо¬вание, здравоохранение, инфраструктура, инновационные программы.
По оценке Министерства финансов, прирост бюджетных расходов за 2008 г. составит поряд¬ка 25%, а по итогам 2007 г прирост расходов составил 37%. По расчетам ИЭПП, за период ян¬варь-май 2008 г. по сравнению с январем-маем 2007 г. номинальный рост ВВП составил 33,4%, в то время как номинальный рост расходов за этот же период составил 39,9%. Таким образом, для избежания негативных макроэкономических последствий необходимость снижения уровня расходов федерального бюджета выглядит более чем убедительно.
Также в бюджетном послании Д. Медведев вновь обратил внимание на необходимость сни¬жения налоговой нагрузки и реформирования налоговой системы в Российской Федерации, из чего следует, что принятие решения по снижению ставки НДС может быть ускоренно. Прави¬тельству поручено выработать конкретные решения по данным вопросам к августу текущего года. Также правительству РФ дано поручение ускорить разработку новых параметров разви¬тия пенсионной системы страны, рассчитанных на долгосрочную перспективу. Планируется решить вопросы как роста среднего размера пенсий, так и их финансового обеспечения.
Правительство РФ одобрило основные параметры федерального бюджета (ФБ) на 2009-2011 гг. Так, в 2009 г. доходы федерального бюджета запланированы в размере 9,518 трлн. руб., или 19,58% ВВП, расходы 8,811 трлн. руб., или 18,1% ВВП. Профицит бюджета в 2009 г. составит 707 млрд. руб., или 1,5% ВВП. В 2010 г. доходы бюджета прогнозируются в размере 18,68% ВВП, расходы 17,6% ВВП, профицит 1,1% ВВП. В 2011 г. доходы бюджета прогнозируются в размере 17,96% ВВП, расходы 16,9% ВВП, профицит 1,1% ВВП. Отметим, что запланированные размеры доходов ФБ в долях ВВП за период 2009-2011 гг. уступают аналогичным значени¬ям 2005-2008 гг., а размеры запланированных расходов, напротив, превышают значения 2005-2008 гг. То есть в планах закладывается снижение налоговой нагрузки, но не сокращение уров¬ня расходов.
Список литературы
1. Актуальные проблемы экономической политики: стратегия экономических реформ в РФ/Информационно-аналитическое управление Аппарата Совета Федерации ФС РФ- 2001-2002 г.г.
2. Аналитическая записка к оперативному отчету об исполнении Федерального бюджета за 2006 г./ Бюллетень Счетной палаты РФ
3. Аналитическая записка к оперативному отчету об исполнении Федерального бюджета за 2001 г./ Бюллетень Счетной палаты РФ
4. Богачева О. Б. Проблемы укрепления бюджета Федерации. //Финансы 2002. № 8.
5. Борзунова О.А. Развитие бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года (Аналитический вестник). - М.: «АКДИ Экономика и жизнь», 2003
6. Бункина М.К., Семенов В.А. Макроэкономика. – М.: Издательство «ДИС», 2003.
7. Бюджетная система России /под ред. Поляка Г. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
8. Бюджетная система Российской Федерации /под ред. Романовского М., Врублевской О. – М.: Юрайт, 1999.
9. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному собранию на 2005 г. //Российская газета. 2004. –ноябрь.
10. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному собранию на 2007 г. //Российская газета, 2006. 15декабря.
11. Бюджетное устройство в Российской Федерации /ред.-составитель Сидорович О. – М.: 2002.
12. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 августа 1998 г. N 31.Ст. 3823
13. Бюджетный Кодекс РФ от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (с изм. и доп. от 19 декабря 2006 г.).
14. Викулин А.Ю. Бюджетная политика в системе категорий финансового права // Государство и право. - 2004. № 2.С. 41-48
15. Власов И. А.О бюджетной политике за 2002 г. //Экономист 2003 №2
16. Гавриленков Е. Российская экономика: перспективы макроэкономической политики //Вопросы экономики. 2000. №4.
17. Гольперин В. и др. Макроэкономика. – СПб.: Экономическая школа, 1998.