Дипломная по теме: Социальная работа с бездомными

Название работы: Социальная работа с бездомными

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Социология

Страниц:

69 стр.

Год сдачи:

2009 г.

Содержание:

Введение 3

Глава 1: Теоретические аспекты проблемы бездомности в современной России 8

1.1. Бездомность и ее причины в современной России 8

1.2. Социально-экономическое положение бездомных в России 16

Глава 2: Практическая социальная работа с бездомными 30

2.1. Законодательство России в области социальной работы с бездомными и перспективы его совершенствования 30

2.2. Организации, занимающиеся социальной работой с бездомными 37

2.3. Работа с бездомными в церковных организациях 44

2.4. Социальная работа с бездомными детьми 46

2.5. Социальные проекты, направленные на помощь бездомным. 48

2.6. Международный опыт работы с бездомными 60

Заключение 65

Список литературы 67

Выдержка:

Введение

Степень цивилизованности общества и государства определяется отношением к «меньшинствам», к «униженным и оскорбленным» (Ф.М.Достоевский). К сожалению, милосердное отношение к ним, сочувствие, проповедуемые великим российским писателем, за десятилетия коммунистического режима – с его призывами «уничтожить как класс», «пусть горит земля под ногами…», «кто не с нами, тот против нас», «усилить борьбу» и т.п. – тщательно вытравливались из сознания соотечественников. И не без успеха. Всплеск эйфории времен горбачевской перестройки захлебнулся. Тяготы постперестроечного периода способствуют новому ожесточению умов и сердец.

Проблема бездомности является одной из наиболее острых социальных проблем современной России, однако в настоящее время она не может быть объективно оценена в полной мере. Причиной тому – отсутствие сколько-нибудь внятных статистических данных об общей численности лиц без определенного места жительства (БОМЖ) и их половозрастных и других характеристиках (образование, семейное положение, профессия и т.д.). Органы статистики при переписи обследуют лишь «оседлое» население. Бездомные органами статистики не учитываются. Ведомственные (милицейские, медицинские и т.п.) статистические данные, а также отдельные исследования, проводившиеся как государственными структурами (например, Министерством труда и социального развития Российской Федерации), так и общественными организациями (ЦБФ «Ночлежка») не дают всеобъемлющей картины российской бездомности, не позволяют в полной мере выявить динамику изменений и тенденции развития проблемы.

Вместе с тем анализ российского законодательства, а также анализ правовых проблем, с которыми сталкиваются лица БОМЖ, вынуждает с горечью констатировать, что бездомные в современной России представляют собой одну из наиболее жестко дискриминируемых социальных групп населения.

Показательным в этом отношении является тот факт, что в подавляющем большинстве нормативно-правовых актов, регулирующих отношения практически во всех сферах общественной жизни и человеческой деятельности, бездомные не упоминаются ни как субъект правоотношений, ни как объект заботы государства. Исключение составляют, пожалуй, лишь отдельные нормы, касающиеся уголовного и административного преследования.

Существующая в Российской Федерации правовая система ставит вопрос реализации гражданами прав, свобод и законных интересов в зависимость от места жительства, а точнее от наличия регистрации по месту жительства или по месту пребывания.

Отсутствие специального упоминания лиц БОМЖ в нормативно-правовых актах, регулирующих правовые отношения, правоотношения в жилищной сфере и т.д., возможно, не имело бы столь тяжких последствий, если бы безусловно и неукоснительно соблюдались конституционные принципы, предусмотренные статьями 2, 7, 15, 17, 18, 19 Конституции Российской Федерации, а именно: принцип приоритета прав и свобод личности над правами и интересами государства, принцип прямого действия и верховенства Конституции, принцип приоритета норм международных договоров Российской Федерации над нормами национального законодательства, принцип непосредственного действия прав и свобод человека и гражданина, принцип безусловного равенства всех и каждого перед законом и судом (в том числе вне зависимости от социального положения и места жительства).

К сожалению, конституционные принципы равноправия граждан, норма статьи 3 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», гласящая что «регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан», а также заклинания Конституционного и Верховного судов Российской Федерации о необходимости соблюдения принципа равноправия граждан применительно к бездомным фактически бездействуют.

Предпринимавшиеся исполнительной властью попытки решения проблемы бездомности, выразившиеся в ряде постановлений Правительства РФ, были беспомощны. Причина этого заключается, с одной стороны, в отсутствии реальных ресурсов, которые Правительство могло бы направить на решение проблемы, а с другой – в непонимании разработчиками правительственных постановлений проблемы бездомности. Мнение общественных организаций при подготовке проектов этих актов практически не учитывалось, что негативно отразилось на качестве самих актов.

Федеральным законодателем эта проблема просто игнорируется.

На существование этой проблемы органы власти большинства субъектов федерации смотрят как на неизбежное зло и лишь пытаются руками правоохранительных органов и судов при малейшей возможности изолировать общество и бездомных друг от друга. В ряде регионов по отношению к бездомным творится открытый произвол, выражающийся, в частности, в их выдворении из населенных пунктов. Примером тому может служить Москва.

Правовая защита и развитие социальных возможностей

В рамках данного компонента была, во-первых, обеспечена (силами международных консультантов при поддержке местных специалистов) профессиональная подготовка сотрудников организаций-партнеров по стратегическому союзу и, во-вторых, оказана консультационная и методическая помощь в области правовой защиты бездомных и бывших заключенных. В данной области главную роль играет Рабочая группа по вопросам правовой защиты (далее называемая «Заступнической группой»), поскольку именно эта группа обеспечивает систематические консультации по конкретным случаям и, на основе этих консультаций, заниматься определением и составлением предложений в отношении улучшения правового положения целевой группы.

В рамках данного компонента осуществлены следующие мероприятия:

• Проведен обучающий семинар по теме "Права человека". Один четырехдневный семинар, организуемый Датским Институтом Прав Человека для 25 слушателей, и трехдневный семинар закрепления результатов обучения для 25 слушателей. Семинар посвящен правам человека, регистрации случаев нарушения прав человека в отношении бывших заключенных и бездомных, а также использованию информации о таких случаях нарушения прав человека в целях лоббирования законодательных проектов;

• Обучающий семинар в области заступничества, лоббирования и развития социальных возможностей. Один четырехдневный семинар, организуемый ДЦП для 25 слушателей. В программу семинара включены: введение в правовую защиту и обзор методов и инструментов лоббирования, практическое обучение слушателей методам воздействия на участников процесса принятия решений и лидеров общественного мнения, включая методы использования СМИ, мобилизации общественности, работы в сети и создания союзов;

Список литературы

1. Постановление Совета министров - Правительства РФ от 7 октября 1993 г. №1003. О домах ночного пребывания.

2. Распоряжение Правительства РФ от 4 января 1992 г. №26-р. Вопросы ассоциации исследователей бездомности и безработицы в РФ.

3. Указ Президента РФ от 2 ноября 1993 года №1815 О мерах по предупреждению бродяжничества и попрошайничества

4. Постановление Правительства Москвы от 7 декабря 1993 г. №1123 О мерах по предупреждению бродяжничества и попрошайничества в г. Москве.

5. Распоряжение мэра Москвы от 5 ноября 1993 г. №637-РМ (с дополнениями и изменениями от 12 ноября 1993 г.) О введении особого порядка пребывания в городе Москве – столице РФ граждан, постоянно проживающих за пределами России.

6. Акофф Р. Искусство решения проблем. -М. 1982.

7. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультиро-вание. -М. "Социальное здоровье России" 1994.

8. Амбрумова А.Г. Анализ состояний психологического кризиса и их динамика//Психологический журнал. - 1985. - Т. 6. - № 6. - С.107 - 115.

9. Аминов Н.А., Суслаков Б.А. Диагностика в социальной рабо-те.//Российская Энциклопедия социальной работы. - М., 1997. - Т. 1. - С. 156 - 162.

10. Артемчук А. Бездомные дети Москвы и Санкт-Петербурга // На Дне. 2001, №1

11. Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление. -М. Полит-издат. 1981.

12. Бабушкин А. Бездомность в истории России. М.,2000

13. Бабушкин А. Почему люди бездомны в Москве? Российский журнал социальной работы- 1999. №1

14. Барулин В.С. Социальная жизнь общества: вопросы методологии. -М. "Мысль" 1987.

15. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. - М. 1978.

16. Братусь Б.С. Аномалии личности. -М. "Мысль" 1988.

17. Вацлав Кутхан. Бездомные как преступники и жертвы преступлений. Прага, 1993

18. Доннер Ф. Юридический статус бездомных в Чехии. Выступление на семинаре. М.,1995

19. Доэл М., Шадлоу С. Практика социальной работы. -М. 1995.

20. Дюков Д. Проблема бездомных - взгляд изнутри. Российский журнал социальной работы- 2000. №3

21. Жуков В.И. Россия: состояние, перспективы, противоречия развития. -М. "Союз". 2002.

22. Жуков В.И. Социально - экономическая ситуация и социальная политика в России. - М. "Союз" 2003.

23. Зыков О. Здоровье бездомных детей в Москве. Семинар. М.,2002.

24. Иванов В.Н., Лесников В.П., Зайченко В.Л. Проблемы информатизации и технологизации социального пространства. -М. "Луч" 1994.

Похожие работы на данную тему