Дипломная по теме: Поставновка бюджетирования в Российских компаниях

Название работы: Поставновка бюджетирования в Российских компаниях

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Финансы, деньги, кредит

Страниц:

87 стр.

Год сдачи:

2002 г.

Содержание:

Введение 1

1. Внутрифирменное бюджетирование как управленческая технология 5

1.1. Три составные части бюджетирования 5

1.2. Назначение и цели бюджетирования 7

1.3. Система целей компании и бюджетирование 11

2. Технология бюджетирования 14

2.1. Виды и формы бюджетов, схема построения мастер-бюджета 14

2.2. Операционные бюджеты 16

2.2.1. Бюджет продаж 18

2.2.2. Производственный бюджет 22

2.2.2.1. Бюджет производства и запасов готовой продукции 22

2.2.2.2. Бюджет прямых затрат на материалы 24

2.2.2.3. Бюджет прямых затрат труда 26

2.2.2.4. Бюджет общепроизводственных расходов 28

2.2.3. Бюджет коммерческих расходов 31

2.2.4. Бюджет управленческих расходов 32

2.3. Вспомогательные бюджеты 34

2.3.1. Бюджет капитальных затрат 34

2.3.2. Кредитный план 36

2.4. Форматы основных бюджетов 37

2.4.1. Бюджет доходов и расходов 37

2.4.2. Бюджет движения денежных средств 41

2.4.3. Бюджет по балансовому листу 47

2.5. Бюджетирование по балансовому листу как инструмент контроллинга 49

3. Организация бюджетирования 51

3.1. Технология построения и анализа финансовой структуры компании 51

3.2. Целевые показатели и целевые нормативы как критерии оценки деятельности ЦФУ 56

3.3. Бюджетный регламент 59

3.3.1. Бюджетный период и минимальный бюджетный период 61

3.3.2. Порядок составления, представления и утверждения бюджетов (бюджетный цикл) 62

3.3.3. Положение о бюджетном регламенте 65

3.4. Организация управления бюджетами 67

3.5. Оценка исполнения бюджетов 70

3.6. Системы материального стимулирования и бюджеты 71

4. Проблемы постановки бюджетирования в российских компаниях 74

5. Автоматизация бюджетирования 77

Заключение 82

Список литературы 86

Выдержка:

Введение

Финансовый кризис августа 1998 г. лишний раз показал, что с управлением финансами в российских компаниях не все гладко. К неплатежам, хронической нехватке оборотных средств и дефициту инвестиций добавились новые напасти. Одной из причин является отсутствие у руководителей своевременной, полной и точной информации не только о будущем, но и о настоящем финансовом состоянии компании или фирмы. А все потому, что бюджетирование или внутрифирменное планирование в российских компаниях (если оно вообще есть) носит сугубо фрагментарный характер. Это никак не позволяет эффективно управлять финансами, прежде всего движением денежных средств, принимать точные и взвешенные в финансовом отношении управленческие решения.

Сегодня бюджетирование в лучшем случае применяется в наших компаниях в лучшем случае для того, что бы контролировать отдельные показатели, например, размеры дебиторской (кто, когда и как заплатит или не заплатит) и кредиторской (кому будем платить, а кому нет) задолженности или для того, чтобы установить уровни затрат в отдельных структурных подразделениях. Но никак не для того, чтобы управлять активами компании, добиваться роста капитализации или определять инвестиционную привлекательность отдельных направлений хозяйственной деятельности. Другими словами, назначение бюджетирования в российских компаниях неоправданно сужается. В чем же кроются причины этого? Для многих уцелевших после распада СССР предприятий нашей промышленности, прежде всего это наследие прежней госплановской системы. Система планирования, существовавшая в бывшем СССР, была куда проще, чем инструментарий рыночного планирования, а главное - она не была связана с финансами. Нет, формально, конечно же, была. Только выпуск почему-то считали преимущественно в штуках и других натуральных величинах, а затраты все предприятия, мало мальски заботившиеся о производительности труда и капитала, как правило, определяли в нормо-часах или других нефинансовых суррогатах.

Такому положению дел во многом способствовало принижение роли рубля в условиях тотального дефицита ресурсов, когда любое планирование в денежном эквиваленте было лишено смысла. Поэтому оно обычно осуществлялось в нормо-часах, в физических единицах затрат ресурсов и выпуска продукции, а финансовое выражение соответствующих показателей имело вспомогательный характер. В условиях рынка серьезно меняются принцип хозяйственного планирования и отношение к деньгам, точнее к их движению.

Второй причиной сложностей, возникающих при внедрении полноценного финансового планирования на наших предприятиях, является та система целей, которую ставят перед собой их руководители. Чаще всего в качестве одной из главных целей бизнеса декларируется прибыль. При этом руководство не всегда отдает себе отчет, о какой прибыли идет речь - долгосрочной или краткосрочной, операционной, балансовой, чистой и т.д. Иногда вспоминают о ликвидности, сбалансированности финансовых потоков. О построении целостной системы финансовых целей, позволяющей разрабатывать сбалансированные финансовые планы (для чего необходимо тщательное планирование движения активов) чаще всего нет и речи. Сложность проблемы заключается еще и в том, что в управлении финансами нет ни одного важного показателя, который можно было бы оптимизировать, не ухудшая при этом другие, не менее важные. Поэтому финансовое планирование - это всегда поиск баланса, оптимального на данный момент соотношения нескольких показателей, набор которых у разных компаний может быть неодинаков. Все зависит от целей в области финансов, которые ставит перед собой руководство того или иного предприятия.

3. ОРГАНИЗАЦИЯ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ

3.1. Технология построения и анализа финансовой структуры компании

Новацией последних лет для российских компаний и банков, занимающихся постановкой регулярного менеджмента и, как его составной части процесса бюджетирования, стала разработка финансовых структур, основанных на формировании центров финансового учета. Принципиально новое построение организации - не по звеньям, которые выполняют какие то функции (что, где, когда), а по звеньям, с которыми связано ведение учета (кто, когда, сколько), - позволяет осуществлять эффективную финансовую плановую и учетную политику.

Финансовая структура фирмы - это набор бизнесов и (или) других сфер финансовой ответственности (за доходы и расходы, только за расходы, за определенные финансовые показатели и т.п.), распределенных между структурными подразделениями предприятия, выступающих в качестве объектов бюджетирования и управленческого учета. Финансовая структура компании, иначе говоря, представляет собой совокупность центров финансового учета, связанных схемой консолидации финансовой информации.

По сути дела выбор финансовой структуры - это выбор объекта бюджетирования, от него в последующем зависит:

- какие виды бюджетов будут использоваться;

- какие форматы и технологии бюджетирования целесообразно применять;

- какими должны быть порядок консолидации бюджетов структурных подразделений и система бюджетирования;

- каким будет порядок подготовки (регламент) отчетов об исполнении бюджетов и их последующей корректировки.

Бюджетирование необходимо, что бы правильно оценивать финансовое состояние предприятия в разрезе различных центров учета, по отдельным бизнес - единицам или направлениям хозяйственной деятельности, для того, что бы точно распределить доходы, расходы, затраты и ответственность за соблюдение соответствующих показателей как по видам бизнеса, так и по структурным подразделениям (отделам, службам) компании. Поэтому основные и операционные бюджеты могут разделяться так же на бюджеты структурных подразделений (центров финансовой ответственности и т.п.) и сводные (консолидированные) бюджеты, обобщающие финансовую информацию для организации в целом.

Таким образом, процесс формирования финансовой структуры компании связан с выделением центров финансового учета (центров финансовой ответственности), которые позволяют детализировать финансовую информацию и децентрализовать управление.

Центр финансового учета (ЦФУ) - структурное подразделение (или группа подразделений), осуществляющее определенный набор основных и (или) обеспечивающих видов деятельности и способное оказывать непосредственное воздействие на доходы и (или) расходы и эффективность данной деятельности.

Выделение центров финансового учета возможно:

- по сферам ответственности. Такое разделение приемлемо, когда четко определены функциональные сферы, имеется территориальное деление области сбыта, существуют разные производства с различной организацией сбыта.

Список литературы

1. В.Е.Хруцкий, Т.В.Сизова, В.В.Гамаюнов. Внутрифирменное бюджетирование,

Москва, Финансы и статистика, 2002 г.

2. Е.Н.Лобанова, Управленческие финансы,

Москва, Школа финансового менеджмента , Академия народного хозяйства при

Правительстве РФ, 2000 г.

3. О.Е.Николаева, Т.В.Шишкова, Управленческий учет,

Москва, УРСС, 1997 г.

4. А.Бочкарев, В.Кондратьев и др., под редакцией В.Красновой и А.Привалова,

7 нот менеджмента, Москва, ЗАО "Журнал Эксперт", 2001 г.

5. Е.Н.Лобанова, Развитие финансового менеджмента на российских

предприятиях,

Москва, Школа финансового менеджмента, Академия народного хозяйства при

Правительстве РФ, 2000 г.

Похожие работы на данную тему