Введение.
Актуальность проблемы. Предпринимательская деятельность является эффективной, когда производимый фирмой товар или оказываемая ею услуга находят спрос на рынке, а удовлетворение определенных потребностей покупателей благодаря приобретению данного товара или услуги приносят прибыль. Для того, чтобы производимый товар или оказываемая услуга были всегда конкурентоспособными и имели спрос, необходимо осуществлять множество предпринимательских, и конечно, маркетинговых решений. Товарная политика является ядром маркетинговых решений, вокруг которого формируются другие решения, связанные с условиями приобретения товара и методами его продвижения от производителя к конечному покупателю.
Товарная политика - это многомерная и сложная сфера деятельности фирмы, требующая принятия решений о конкретных осо¬бенностях товарной номенклатуры, товарного ассортимента, использо¬вании марочных названий, разработке упаковки и организации сервис¬ного обслуживания. Товарная политика включает также принятие реше¬ний о целесообразности разработки и производства нового продукта. Актуальность товарной политики состоит в непосредственной связи с миссией фирмы и служит достижению ее целей. Все решения, принимаемые в рамках товарной политики, должны учитывать не только потребности клиентов и стратегические подходы, используе¬мые конкурентами, но также общественное мнение и законодатель¬ные акты, оказывающие влияние на производство.
Товар в маркетинге рассматривают как средство удовлетворения потребностей. Чем больше потребностей удовлетворяет товар, тем большая вероятность, что он будет куплен на рынке. Чем полнее товар соответствует желаниям потребителя, тем большего успеха добьется производитель. Предприятие должно все время беспокоиться об адекватности производимого им товара с потребностью в нем покупателя.
.3. Анализ качества и конкурентоспособности товара.
Чтобы товар представлял интерес для покупателя, он должен обладать определенными технико-эксплуатационными и экономическими параметрами. Условием приобретения товара, совершения покупки является соответствие этих параметров основным характеристикам неудовлетворенной потребности потребителя. В процессе покупки покупатель осуществляет выбор товара, устанавливает отличительные признаки, характеризующие конкурентное превосходство данного товара перед аналогичными по значению товарами конкурентов, находящихся на рынке. Приобретая товар, покупатель тем самым оценивает привлекательность товара, возможную степень удовлетворения своей конкретной потребности и свою готовность нести затраты, связанные с приобретением и использованием данного товара.
Совокупность качественных и стоимостных характеристик товара, создающая этому товару превосходство перед товарами-конкурентами в удовлетворении конкретной потребности покупателя определяет конкурентоспособность товара.
Классификационную схему, отражающую факторы привлекательности товара и его конкурентоспособности можно представить в виде цепочки: "Цена" - "Качество" - "Сервис" - "Маркетинговое окружение" (табл.1).
Список литературы.
Монографии и учебная литература.
1. Асээль Г. Маркетинг: принципы и стратегии: Учеб. для вузов. - М.: ИНФРА-М, 2001.
2. Багиев Г Л, Витер X П. Маркетинг взаимодействия. Товарная политика. Конкурентоспособность товара. Стратегические решения. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1999.
3. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., Анн X. Маркетинг: Учеб. - М.: Экономика, 2001.
4. Багиев ГЛ., Тарасович В.М., Анн X. Маркетинг. -М.: ОАО Изд-во "Экономика", 1999.
5. Басовский Л.Е. Маркетинг: Курс лекций - М.: ИНФРА-М, 2001.
6. Беляевский И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз. - М.: Финансы и статистика, 2001.
7. Гаврилов В.В. Основы бизнеса и маркетинга: Учеб. пособие/ Гаврилов В.В., Дайнеко В.Г.. -Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2000.
8. Гапошина Л. Г. Товар в маркетинге: Лекция - М.: Издательско-кни-готорговый центр «Маркетинг»; М.: МУПК, 2001.
9. Гембл П. Маркетинг взаимоотношений с потребителями. – М.: Издат., 2002.
10. Гончаров В.Д,, Теунаев Д.М. Маркетинг потребительских товаров: Учебное пособие. - М.: Пищепромиздат, 2003.
11. Головнина Л.А. Маркетинговые решения в деятельности совместных предприятий/ Головнина Л.А.. - М., 2001.
12. Горностаева А.И. Товарная политика в маркетинге. - Брянск: БГ'ТУ, 2003.
13. Данько Т.П. Управление маркетингом: Учеб. - 2-е изд., пере-раб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2001.
14. Дибб С. Практическое руководство по сегментированию рынка. - СПб. и др.: Питер, 2002.
15. Домнин В.Н. Брендинг: новые технологии в России. – М.: Питер, 2002.
16. Дорошеев В.И. Введение в теорию маркетинга: Учеб. пособие для вузов. - М.: ИНФРА-М, 2000.
17. Дружинин А.Е. Тренинг продаж. – СПб: Речь, 2002.
18. Котлер Ф. Основы маркетинга. - М.: Прогресс, 1990.
19. Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Д., Вонг В. Основы марке¬тинга: Пер. с англ. - 2-е европ. изд. - М.: Издательский дом "Виль¬яме", 2000.
20. Котлер Ф. Основы маркетинга. - М., 1995.
21. Кураков В.Л. Маркетинг и менеджмент: Слов.-справ./ Кураков В.Л., Хисамутдинов С.Р. -М., 2001.
22. Лифиц И. М. Теория и практика оценки конкурентос¬пособности товаров и услуг. М.: Юрайт, 2001.
23. Маркетинг. Учебник. /ред. Н.П. Ващекин. – М.: ИД ФБК- ПРЕСС, 2003.
24. Маркетинг менеджмент промышленного предприятия/ Кунявский М.Е., Кублин И.М., Фролов Е.А., Кондаурова Н.В.. -Саратов: Изд-во Саратов. ун-та, 2000.
25. Маркетинг и менеджмент. Словарь-справочник. /Авт.-сост. В.Л. Кураков, С.Р. Кисанутдинов. - М.: Вуз и школа, 2001.
26. Менеджмент и маркетинг бизнеса в международных компаниях/ Под ред.В.М.Попова. -М.: Финансы и статистика, 2001.
27. Нагапетьянц Н.А. Прикладной маркетинг. Уч. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
28. Наумов В.Н. Маркетинг-менеджмент: Учеб.пособие/ Наумов В.Н.. -СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 2000.
29. Непп Д. Политика брэнда. – СПб.: Весь, 2003.
30. Осипова Л.В., Синяева И.М. Основы коммерческой деятельности. Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.