ВВЕДЕНИЕ.
Становление личности человека сопровождается освоением им культуры своей среды. Человек, живущий, т.е. действующий и познающий, немыслим без оснащенности элементами “своей” культуры, из которых главными выступают для него ценности и нормы жизни, деятелньости и поведения. Они в совокупности образуют мир его значений, целостный символический мир, непрерывно воспроизводящийся в бесчисленных “перетеканиях” изнутри вовне и наоборот: в повседневной жизни мы узнаем суть человека по его реальным действиям. Но как и каким образом человек становится способным свободно ориентироваться в своей среде, пользоваться культурными объектами, выработанными до него, обмениваться результатами физического и умстенного труда, устанавливать взаимопонимание с другими людьми, без которого вообще невозможно социальное взаимодействие?
Существует достаточно большое количество теорий социализации, каждая из которых по-своему пытается решить этот сложный вопрос. Прежде всего предстоит прояснить свойства культуры, обеспечивающие процесс социализации и инкультурации, соотношение мотиваций личности и стандартов культурной системы, характеристики социальной системы.
Культура как ценностно отобранный опыт жизнедеятелньости множества людей обычно предстает в виде символико-знаковой системы. Этот опыт может быть накоплен, осмыслен и выражен на повседневном уровне, затем с помощью процедур науки переосмыслен и типизирован на уровне теории, причем общественные науки ( в отличие от естественных) оказываются более тесно связанными со здравым смыслом людей. Культура может передаваться (социальное наследование, традиция), она есть то, чему обучаются (а не проявление генетической природы человека), она является общепринятой в конкретной социальной среде. Следовательно, культура в аспекте социализации личности выступает, с одной стороны, продуктом, а с другой – детерминантой систем межличностного социального взаимодействия.
ВВЕДЕНИЕ.
Становление личности человека сопровождается освоением им культуры своей среды. Человек, живущий, т.е. действующий и познающий, немыслим без оснащенности элементами “своей” культуры, из которых главными выступают для него ценности и нормы жизни, деятелньости и поведения. Они в совокупности образуют мир его значений, целостный символический мир, непрерывно воспроизводящийся в бесчисленных “перетеканиях” изнутри вовне и наоборот: в повседневной жизни мы узнаем суть человека по его реальным действиям. Но как и каким образом человек становится способным свободно ориентироваться в своей среде, пользоваться культурными объектами, выработанными до него, обмениваться результатами физического и умстенного труда, устанавливать взаимопонимание с другими людьми, без которого вообще невозможно социальное взаимодействие?
Существует достаточно большое количество теорий социализации, каждая из которых по-своему пытается решить этот сложный вопрос. Прежде всего предстоит прояснить свойства культуры, обеспечивающие процесс социализации и инкультурации, соотношение мотиваций личности и стандартов культурной системы, характеристики социальной системы.
Культура как ценностно отобранный опыт жизнедеятелньости множества людей обычно предстает в виде символико-знаковой системы. Этот опыт может быть накоплен, осмыслен и выражен на повседневном уровне, затем с помощью процедур науки переосмыслен и типизирован на уровне теории, причем общественные науки ( в отличие от естественных) оказываются более тесно связанными со здравым смыслом людей. Культура может передаваться (социальное наследование, традиция), она есть то, чему обучаются (а не проявление генетической природы человека), она является общепринятой в конкретной социальной среде. Следовательно, культура в аспекте социализации личности выступает, с одной стороны, продуктом, а с другой – детерминантой систем межличностного социального взаимодействия.
§ 2. Виды социального контроля.
Тема социального контроля неразрывно связана с девиантным поведением, хотя имеет гораздо более широкое общесоциологическое значение.
Человек не может участвовать в общественной жизни, основываясь только на внутреннем контроле. На его поведение накладывает отпечаток также включенность в общественную жизнь, которая выражается в том, что индивид является членом многих первичных групп (семья, производственная бригада, класс, студенческая группа). Каждая из первичных групп имеет устоявшуюся систему обычаев, нравов и институциональных норм, специфических как для данной группы, так и для общества в целом. Важным условием включенности индивида в ту или иную социальную группу является разделение определенного минимума принятой данной группой культурных норм, ссотавляющих формальный кодекс поведения. Каждое отклонени еот такого порядка немедленно приводит к осуждению поведения группой. В зависимости от важности нарушаемой нормы возможен широкий диапазон осуждения и санкций со стороны группы – от простых замечаний до изгнания из данной первичной группы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Актуальные поблемы девиантного поведения. Ежегодник. – М., 1995.
2. Американская социологическая мысль. М., 1994.
3. Амбрумова А.Г., Тихоненко В.А. Суицид как феномен социально-психологической дезадаптации личности // актуальные поблемы суицидологии / Ред.А.Портнов М., 1978.
4. Афанасьев В.С., Гилинский Я.И. Девиантное поведение и социальный контроль в условиях кризиса российского общества. СПб., 1995.
5. В тени закона, или во что обходится обществу преступность // Бизнес Уик. 1994. № 3.
6. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. – М., 1995.
7. Боголюбова Т.А. Состояние наркотизма в Российской Федерации // Актуальные проблемы девиантного поведения: Ежегодник. – М., 1995.
8. Ворошилов С., Гилинский Я.И. Военная девиантология. Материалы научного военно-социологического исследования проблем девиантного поведения военнослужащих. Кишинев: Молдова, 1994.
9. Георгиев В. Армейская преступность угрожает безопасности России // Независимое военное обозрение. № 10. 1998.
10. Гернет М.Н. Преступный мир Москвы. М., 1991.
11. Гилинский Я.И. Социальная ситуация в России и девиантное поведение // Актуальные проблемы девиантного поведения: Ежегодник. – М., 1995.
12. Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения и социального контроля. – СПб, 1993.
13. Добышевский А. Безопасность службы выходит на первый план // Красная звезда. 2 февраля. 1999.
14. Дриль Д.А. психофизические типы в их соотношении с преступностью. СПб., 1890.
15. Дубинин Н.П., Карпец И.И., Кудрявцев В.Н. Генетика, поведение, ответственность. М., 1982.
16. Дюркгейм Э. Новое направление в социологической теории. – М., 1978.
17. Здравомыслов А.Г. Методологические проблемы изучения девиантного поведения // материалы социологического симпозиума. Ереван, 1971.
18. Ломброзо Ч., Ферреро Г. Женщина преступница и проститутка. – Ставрополь, 1991.
19. Ключевский В.О. Терминология русской истории. М., 1989.
20. Кон И.С. Ребенок и общество. М., 1989.
21. Константинов А., Дикселиус М. Бандитская Россия. Спб.; М., 1997.
22. Кудрявцев В.Н. Социологические проблемы исследования антиобщественного поведения // Социологические исследования. 1974. № 1.
23. Кудрявцев В.Н. Правовое поведение: Норма и патология. М., 1982.
24. Кудрявцев В.Н. исследовательская проблема – социальные отклонения // Социологические исследования. 1983. № 2.
25. Кухтевич Т.Н. Социология воспитания. М., 1988.
26. Левин Б.М., Левин М.Б. Алгокольная ситуация – М., 1988.
27. Ли Д.А. Преступность как социальное явление. М., 1997.
28. Лунеев В.В. Преступность ХХ века: Мировые, региональные и российские тенденции. М., 1997.
29. Мид М. Культура и мир детства. М., 1988.
30. Мирошниченко Л.Д. Алкоголизм в России: уровень распространенности и региональные особенности // Актуальные проблемы девиантного поведения: Ежегодник. – М., 1995.
31. Михневич Вл. Язвы Петербурга. СПб., 1886.
32. Парибок В. материалы к проблеме привыкания к наркотикам. Л., 1949.
33. Сергеев А. Генералам – амнистия, а рядовым – наказания // Независимое военное обозрение. № 4. 1999.
34. Смирнова Е.Р. теория и практика социальной работы. // материалы 57-й научной конференции СГТУ. – Саратов, 1994.