ВВЕДЕНИЕ
Современная банковская система сложилась в нашей стране за последние десять лет.
До 1988 года функционировали только Государственный банк и три спе-циализированных банка – Промстройбанк, Жилсоцбанк и Агропромбанк. Всего существовало около 2,5 тысяч отделений государственных банков.
В конце 1988 года получили лицензии на совершение банковских опера-ций первые коммерческие банки. Термин ‘коммерческий’ по отношению к банкам условен, так как не предполагает частного характера их деятельности. Работа коммерческих банков регулируется Центральным банком России (ЦБР).
Важно учесть, что банковская система – это не только банки, но и кредит-ные учреждения (т.е. все экономические организации, которые выполняют банковские операции), а также специализированные организации, не осущест-вляющие банковских операций, но обеспечивающих деятельность банков и кредитных учреждений (расчетно-кассовые центры и клиринговые центры, кредитные магазины, фирмы по аудиту банков …).
Более широкой системой, куда в качестве основной части входит банков-ская система, выступает экономическая система страны. Совокупность дейст-вующих в стране банков и кредитных учреждений может иметь одноуровне-вую, либо двухуровневую организацию.
Одноуровневый вариант может быть реальным в следующих случаях:
а) когда в стране еще нет ЦБ (что соответствует ранним этапам развития банковского дела; в этом случае говорить о банковской системе еще рано);
б) когда в стране есть только ЦБ (в этом случае говорить о системе банков вообще не приходится).
Так, наличная совокупность банков может быть организована как одно-уровневая, так и двухуровневая, но банковская система как элемент рыночной экономики может быть только двухуровневая.
В общем виде банковская система представлена на рис.1 ’Двухуровневая банковская система’:
Рис.1 ’Двухуровневая банковская система’
Нынешнее состояние банковской системы формировалось под воздейст-вием многих факторов. Некоторые из них связаны с общим состоянием эконо-мики, но еще больше факторов, которые можно назвать управляемыми это от-сутствие или несовершенство законодательной или нормативной базы, оши-бочные действия властных структур и ЦБ и т.д.
Отметим следующие моменты:
-из общего числа российских банков более 1/3 – московские, что говорит о крайней неравномерности территориального их расположения;
-пока неглубока и неустойчива специализация банков, практически нет инвесторов, смешанных, общероссийских и международных, в то время как самостоятельных банков явно много;
-основной вид активных операций кредитование юридических лиц и вложения в СКВ. Не получили широкого распространения такие активные опе-рации как выдача межбанковских кредитов, инвестиционная и ипотечная дея-тельность и т.д.;
-чрезвычайно обширен перечень правонарушений в банковской сфере и, следовательно, трудно говорить об успехах в формировании эффективной бан-ковской системы в России.
Но несмотря на отмеченные негативные явления, банковская система Рос-сии продолжает развиваться. С углублением рыночных отношений возрастает роль банковской системы.
Для своевременной и качественной переработки все возрастающих объе-мов поступающей в банки информации требуется применение все более со-вершенных технических и программных средств.
Результатом развития программно-аппаратных средств стало создание ав-томатизированных банковских систем (АБС).
Целями использования АБС являются:
-сокращение времени на проведение операций и оформление документов, увеличение пропускной способности банка;
-сокращение численности персонала, занятой малоквалифицированной ру-тинной работой;
-улучшение качества обслуживания клиентов;
-повышение квалификации банковского персонала ;
-интегрирование в единые банковские системы.
На отечественном рынке сформировались классы АБС, каждый из кото-рых имеет определенных потребителей от начинающих банков, осуществляю-щих лишь ограниченный спектр рублевых операций, до ведущих банков, вы-шедших на зарубежный уровень объемов и разнообразия услуг. АБС содержит необходимый потребителю набор функций.
Активно процессы автоматизации банковских технологий стали прояв-ляться в конце 80-х – начале 90-х годов. Естественным образом это было свя-зано с банковской реформой 1989 года, когда существующие банки получили большую самостоятельность, и наряду с бывшими государственными банками на рынке банковских услуг появились новые коммерческие банки (КБ). При этом вычислительные центры, на которых осуществлялась обработка банков-ской информации, уже не могли предоставить банкам весь спектр услуг, необ-ходимых для уменьшения рутинной работы и для анализа и прогнозирования финансового состояния банков.
Развитие компьютерной техники и информационных технологий позволи-ли создать большинству банков собственные вычислительные комплексы, на базе которых были автоматизированы основные направления банковской дея-тельности .
Углубление процесса автоматизации функционирования банковских и прочих финансовых структур сопровождается совершенствованием технологии банковских операций и повышением уровней их управляемости. Современные информационные технологии позволяют координировать деятельность подраз-делений банков, расширить межбанковские связи, комплексно решать пробле-мы анализа банковской деятельности. Автоматизация информационных и дру-гих технологий банка содействуют улучшению качества обслуживания путем создания автоматизированных рабочих мест (АРМ) для специалистов всех уровней. В автоматизации банковских технологий находят место как простые программные продукты, позволяющие заполнять только несколько выходных форм для отчетности, так и достаточно интеллектуальные комплексы, решаю-щие задачи управления банком. В первом случае это традиционные системы управления базами данных (СУБД), во втором –адаптируемые западные ком-плексы, являющиеся последним достижением мировой банковской мысли.
Основное отличие отечественной банковской инфраструктуры информа-ционных технологий от зарубежной, с точки зрения компьютерных платформ, более высокая степень их однородности. Под компьютерной банковской плат-формой понимается программно-техническое оснащение решения банковских задач на базе новейших информационных, включающее в себя конкретную ме-тодологию ведения банковского дела на определенном профессиональном уровне. Использование таких платформ, в первую очередь, характерно для ма-лых и средних банков.
Выбор банками тех или иных систем автоматизации связан с соотношени-ем цена – надежность – производительность. Для крупных банков фактор цены не имеет решающего значения. Крупные банки, имеющие разнородный ком-пьютерный парк, решают проблему собственной сетевой интеграции. Пробле-ма усложняется при необходимости поддерживать высокоскоростной обмен данными между филиалами, с клиентами, с другими банками. В этой связи банкам приходится планировать не только техническое оснащение, но и всю системную инфраструктуру информационной технологии.
Под инфраструктурой понимается совокупность, соотношение и содержа-тельное наполнение отдельных составляющих процесса автоматизации банков-ских технологий.
В инфраструктуре, кроме концептуальных подходов, следует выделить пять составляющих: информационное обеспечение, техническое оснащение, программные средства, системы связи и коммуникации, системы связи, защиты и надежности.
Состав информационного обеспечения, его организация определяются, прежде всего, составом задач. К наиболее традиционным задачам, решаемым любым банком, относится расчетно-кассовая деятельность. Автоматизация только этой деятельности может решить основные проблемы сегодняшнего дня. При таком подходе банковская технология строится на программном про-дукте ’ Операционный день банка ’ (ОДБ), а внедряемый комплекс задач по-зволяет сотрудникам проводить анализ деятельности банка за любой предше-ствующий промежуток времени. Однако, даже необходимость иметь электрон-ные копии банковских платежных документов требует наличия ряда дополни-тельных программных продуктов, имеющих традиционное названия ’ Касса ’, ’Платежные поручения ’ и другие.
Ориентация на автоматизацию всей деятельности банков означает посте-пенный эволюционный переход от более простых программно-аппаратных средств к более сложным с соответствующим наращиванием технического, технологического, кадрового потенциалов с одновременным расширением сфер использования банковского капитала.
Количество используемой техники, в основном, определяется размерами банка, наличием филиалов, сложившимися связями и другими факторами. В последнее время по причине роста объемов работ, набора услуг, числа филиа-лов, клиентов и связей проявляется тенденция приобретения банками более мощных компьютеров и более развитого программного обеспечения (ПО).
Набирает силу распространение сетевых банковских технологий. Ввиду того, что подавляющее большинство банков в России – малые, примерно 80% из них имеют локальную вычислительную сеть (ЛВС). Сетевой парк становит-ся все более разнообразным. Около 90% рынка в России принадлежит сетевой ОС
’ NetWare ’ фирмы ’ NOVELL ’.
Следует отметить и ускоренное развитие средств межбанковской теле-коммуникации.
Большое распространение получило мировое сообщество SWIFT. Число российских банков, являющихся членами SWIFT, достигло 200 и в ближайшее время может существенно вырасти. Распространяются различные телекомму-никационные системы типа системы ’ Клиент банк ’. Для повышения произво-дительности банковских, финансовых и других структур увеличились поставки операционных ’ UNIX –систем ’, имеющих более широкие возможности по сравнению с MS DOS.
Создание новой технологии помимо общесистемных принципов требует учета особенностей структуры банковских систем и специфики банковской деятельности. Прежде всего, – это значительная сложность организационного взаимодействия, которая вызывает необходимость создания многоуровневых, иерархических систем (головной банк, его филиалы, обменные пункты) со сложными информационными связями прямого и обратного направления. В основу новой информационной технологии закладывается сетевая архитектура, широкое применение ПЭВМ и формирование на их базе взаимосвязанных спе-циализированных АРМ. Создаются АРМы различных уровней управления – руководителей, работников подразделений банка, служащих и других специа-листов, занятых преобразованием информации с последующим объединением АРМ различных уровней и назначения в вычислительную сеть.
Второй характерной особенностью является сложность видов обеспечения АРМ каждого специалиста, работающего в банке. Обязательными видами обеспечения АРМ являются: функциональное, информационное, техническое, математическое, программное, технологическое, организационно-правовое, лингвистическое и эргономическое.
Важным аспектом деятельности современного коммерческого банка явля-ются валютные операции, в частности, операции с наличной валютой. В на-стоящее время в стране функционирует огромное количество пунктов обмена валют, предложение уже превышает спрос, из-за чего рентабельность операций с наличной валютой снижается.
Одна из задач КБ, связанных с обменными пунктами – это концентрация усилий на решение услуг различного рода и повышение эффективности этих услуг, уменьшение количества бумажных документов, заполняемых в ручную, увеличение клиентуры. Для эффективного решения этих задач необходима ав-томатизация основных операций, производимых в обменных пунктах валют, т.е. создание АРМ валютного кассира.
Одним из первых приступил к работе в этом направлении Уникомбанк. В 1994 году сотрудниками мытищинского филиала Уникомбанка был разработан комплекс программ ’ Валютная касса ’. Перед проектировщиками системы стояли следующие основные задачи:
-существенное повышение производительности труда работников обмен-ных пунктов и других подразделений банка, обрабатывающих информацию по валютным операциям;
-улучшение качества обслуживания клиентов, увеличение пропускной способности обменных пунктов;
-сокращение численности персонала, занятого малоквалифицированной, рутинной работой.
-включение системы ’ Валютная касса ’ в общую автоматизированную систему филиала;
В основе построения системы ’Валютная касса ’ лежит локальная сеть, со-стоящая из специализированных АРМ и базы данных (БД) с управляющим сер-вером. Автоматизированная система ’ Валютная касса ’ включает следующие основные подсистемы:
-проведение операций по покупке, продажи, обмену иностранной валюты;
-установка и изменение курсов валют с требуемой переодичностью;
-ведение каталога валют;
-контроль наличного состава валют в кассе;
-оформление необходимой отчетной документации: отчетной справки кас-сира обменного пункта, подготовка реестра проведенных операций, заполне-ние справки строгой отчетности.
Система была отлажена, проведена ее апробация. Однако полномасштаб-ное внедрение всего комплекса программ в практическую работу по ряду при-чин не состоялось, хотя отдельные программы используются и доказали свою эффективность.
За прошедшие после разработки системы время в финансовом законода-тельстве России произошли существенные изменения, некоторые из них каса-лись операций с наличной валютой. Инструкцией Государственной налоговой службой РФ от 21.06.1997 года был введен налог на покупку наличной валюты и платежных документов, выраженных в иностранной валюте. Этой же инст-рукцией был изменен порядок документального оформления валютных сделок. Кроме того, в связи с деноминацией рубля, и процесса замены купюр старого образца на новые, который начался с 01.01.1998 года, возникла необходимость включения в отчетность по валютным операциям расчеты в старом и новом ис-числении.
Вместе с тем за прошедшие годы морально устарела и ОС MS DOS, на ба-зе которой была создана данная автоматизированная система. Современные компьютеры ориентированы на работу с ОС Windows – 98, с использованием которой в максимальной степени реализуются их аппаратные возможности.
С точки зрения программного обеспечения недостатком использования ОС MS DOS является однозадачность, ограничивающая ее применение.
MS DOS проста и доступна,однако для поддержки современных банков-ских программно-технических средств, ее возможностей явно не достаточно
Это относится и к системам управления базами данных (СУБД), являю-щимися важнейшей составной частью АБС. К наиболее распространенным версиям СУБД относятся dBase, Clipper, Paradox, FoxPro, Delphi. Полноценная реализация этих программных продуктов также невозможна без ОС Windows.
Отличительной чертой функционирования системы '' Валютная касса '' яв-ляется большой объем операций ввода-вывода, чтения, записи, передачи дан-ных. Это также повышает требование к производительности ОС, поэтому ис-пользование Windows 98 является предпочтительнее по сравнению с MS DOS.
Еще одним преимуществом ОС Windows 98 является дружественный гра-фический интерфейс, что упрощает и ускоряет взаимодействие пользователя с компьютером.
В процессе апробации системы ’ Валютная касса ’ выявилась необходи-мость выделения из нее в качестве функционально независимой структуры АРМ ’Валютный кассир ’. Это обусловлено ключевой ролью валютного касси-ра в работе обменного пункта и необходимостью более полной интеграции создаваемой в мытищинском филиале АБС.
Из вышеизложенного можно, следующим образом, сформулировать по-ставленную задачу, которая является содержанием данной дипломной работы:
-разработка на основе имеющейся системы ’Валютная касса ’ АРМ ’Ва-лютный кассир ’;
-модернизация информационного и программного обеспечения АРМ ’ Ва-лютный кассир ’ на базе ОС Windows-98;
-разработка дополнительного модуля для начисления и документального оформления налога на покупку наличной иностранной валюты;
-доработка имеющихся программных продуктов для работы с неденоми-нированной рублевой массой.
-
2.7 ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ АРМ ’ВАЛЮТНЫЙ КАССИР’
2.7.1 ГЛАВНОЕ МЕНЮ И НАСТРОЙКА СИСТЕМЫ
При входе в автоматизированную систему на экран выводится установоч-ное подменю ’Начало’, с помощью которого производится настройка на дан-ный операционный день рабочей программы обменного пункта.
В процессе настройки необходимо провести следующие операции:
-ввод новых курсов валют;
-указание фамилии, имя, отчества кассира, ввод номеров обменных пунк-тов, установка режима работы;
-фиксация выданного аванса;
-фиксация количества выданных справок строгой отчетности с указанием их серий и номеров.
После окончания настройки на конкретный обменный пункт, оператор по-лучает доступ к главному меню, в котором указаны возможные режимы работы автоматизированной системы. В полном виде оно выглядит следующим обра-зом:
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. ’Автоматизированные информационные технологии в банковской деятельности’ под ред. Титоренко Г.А., М.: Финстатинформ, 2002г.
2. ’Автоматизированные системы обработки экономической инфор-мации’ под ред. проф. Рожнова В.С., М.: Финансы и статистика, 2003г.
3. Балабанов И.Т. ’Валютный рынок и валютные операции в России’, М.: Финансы и статистика, 2004г.
4. ’Банковские технологии’ учебное пособие, М.: Финансы и стати-стика, 2002г.
5. Волков С.И., Романов А.И. ’Организация машинной обработки экономической информации’, М.: Финансы и статистика, 2001г.
6. Дантеманн Д. ’Программирование в среде Delphi’, Киев DiaSoft Ltd., 2003г.
7. Епанешников А.М. ’Программирование в среде Delphi 2.0’ часть 1, М.: Диалог МИФИ, 2002г.
8. ’Инструкция о порядке организации работы обменных пунктов на территории РФ, совершения и учета валюто обменных операций уполномочен-ными банками’ – Инструкция № 27 от 27.02ю2002г. ЦБ.
9. Ишутин Р.В. ’Текст лекций по международным валюто обменным отношениям’, СПб., Санкт петербург оркестр, 2002г.
10. Кирикова О.В. ’Защита от электромагнитного излучения’, М.: Ра-дио и связь, 2002г.
11. Кондрашов Ю.Н. ’Введение в проектирование автоматизирован-ных банковских систем’, учебное пособие, М.: Финансы и статистика, 2004г.
12. Локоткова Ж. ’Защитные очки нужны не только столеварам’, М.: ’Капитал’ № 15, 2003г.
13. Маркова О.М. ’Коммерческие банки и их операции’, учебное по-собие, М.: ЮНИТИ, 2002г.
14. Молчанов А.В. ’Коммерческие банки в современной России, тео-рия и практика’, М.: Финансы и статистика, 2003г.
15. Методические рекомендации по применению АРМ для ведения журнал ордеров по банковским и кассовым операциям на базе персональных ЭВМ’, Киев, 2001г.
16. Нидденер А. ’Анализ эффективности валюто обменных операций банка’, М.: Финансы и статистика, 2000г.
17. ’Организация кассовой работы’ пол ред. Ульченко М.Г., М.: фи-нансы и статистика, 2004г.
18. Панова Г.С. ’Анализ финансового состояния коммерческого бан-ка’, М.: Финансы и статистика, 2002г.
19. Першин А.Ю. ’Банковские системы: анализ компьютерных плат-форм’/ Технология электронных коммуникаций: сборник, вып.3, т.38, М., 2003г.
20. ’СУБД и знаний’ под ред. Наумова А.Н./Компьютер пресс, М.: Финансы и статистика №8,9 2004г.
21. Ширинская Е.Б. ’Операции коммерческих банков’, М.: Финансы и статистика, 2005г.
22. ’Экономика бытового обслуживания’ под ред. к.э.н. Балалова В.Д., М.: Легкая пищевая промышленность, 2003г.
23. Яковицкий Э.Ф. ’Автоматизированные системы обработки инфор-мации в учреждениях Сбербанка’ учебное пособие, Минск 2001г.