Введение
Одним из главных показателей цивилизованности общества во все вре-мена было и продолжает оставаться сейчас то, какое внимание уделяется в нем развитию науки, культуры и техники. От того, насколько значителен ин-теллектуальный потенциал общества и уровень его культурного развития, за-висит в конечном счете и успех решения стоящих перед ним экономи¬ческих проблем. В свою очередь наука, культура и техника могут динамично разви-ваться только при наличии соответствующих условий, включая необ¬ходимые правовые предпосылки. К их числу, безусловно, следует отнести законода-тельное закрепление таких нормативных правил, которые адек¬ватны склады-вающимся в обществе товарно-денежным отношениям.
Результаты интеллектуальной творческой деятельнос¬ти занимают осо-бое место среди объектов гражданского права и традиционно подразделяют-ся на две основные сферы прав: авторское право и промышленную собствен¬ность.
Главная задача авторского права и промышленной собственности (ин-теллектуальной собственности) - за¬щита прав авторов и патентообладателей и пресечение недобросовестной конкуренции.
Переход России к частной собственности и рыночной экономике с объ-ективной необходимостью потребовал реформирования в этом же направле-нии правовой базы тех общественных отношений, которые свя¬заны с охра-ной и использованием результатов интеллектуальной деятель¬ности. Прежнее российское законодательство, относящееся к рассматриваемой области, ха-рактеризовалось рядом негативных моментов.
Законодательство о защите интеллектуальной собственности появилось в России только в последние годы. Существовавший ранее режим защиты та-ких объектов как произведений литературы, научных труды и изобретения исходили из приоритета прав государства. Формируемая новая правовая сис-тема и интеграция России в мировое экономическое пространство заставило обратить внимание на весь комплекс проблем, связанных с защитой интел-лектуальной собственности. Участие России в международных актах уста-навливающих обязательства стран участников в области охраны интеллекту-альной собственности, обязывает привести национальное законодательство в соответствие с действующими международными соглашениями.
Проблема интеллектуальной собственности достаточно новая для Рос-сийского законодательства, впервые это понятие было использовано в ст. 1 Закона о собственности в РСФСР от 24 декабря 1990 г.
В Конституции РФ понятия "собственность" в ее имущественном зна-чении и "интеллектуальная собственность", как результат свободной творче-ской деятельности отнесены, к разным статьям (ст. 35 и 44), а правовая фор-мула "владения, пользования и распоряжения" отнесено только к имущест-венным правам. С принятием первой части Гражданского Кодекса РФ (от 21.10.94) противоречия заложенные законом о собственности были в значи-тельной степени устранены. Так в соответствии со ст. 138 ГК "интеллекту-альная собственность" определена как самостоятельный объект гражданских прав и установлен достаточно жесткий режим ее защиты. В ней говориться , что в случаях и в порядке установленных настоящим Кодексом и другими за-конами, признается исключительное право (интеллектуальная собственность) гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной дея-тельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т.п.).
Принятые за последние годы законы "Об авторском праве и смежных правах", "О правовой защите программ для ЭВМ и баз данных", "О патентах" и другие нормативные акты, прямо регулирующие вопросы связанные с за-щитой интеллектуальной собственности, в целом соответствуют общеприня-тым международным требованиям, в тоже время в законах, прямо не регули-рующих эти отношения, но затрагивающих в ряде случаев вопросы, связан-ные с правовым статусом объектов интеллектуальной собственности, допус-каются ошибки и устанавливаются правовые режимы, прямо противореча-щие как действующему Российскому законодательству так и международ-ным актам. Так в статье 10 Закона "О государственной тайне" говориться "о засекречивании информации, находящейся в собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан (далее -собственник информации)" и во-обще вся статья исходит из того, что правовой режим информации идентичен правовому режиму материальных объектов. Эта же ошибка допущена и в За-коне "Об информации, информатизации и защите информации" , где в целом ряде статей рассматриваются вопросы владения, пользования и распоряже-ния информационными ресурсами". В связи с принятием этого закона возни-кает сложность принятия судебных решений так как подобный подход про-тиворечит Закону "О правовой защите программ для ЭВМ и баз данных", где базы данных, которые, в основном, и являются информационным ресурсом, попадающим под регулирование Закона "Об информации, информатизации и защите информации", являются объектами охраны авторского права, а не права собственности в смысле раздела 2 Гражданского кодекса РФ (Право собственности и другие вещные права). В результате не четкого разграниче-ния понятия правового режима права собственности на материальные объек-ты и "объекты интеллектуальной собственности", даже в статье 20 Таможен-ного кодекса РФ сказано, что к товарам и транспортным средствам, запре-щенным к ввозу и вывозу из Российской Федерации, отнесены объекты ин-теллектуальной собственности, т.е. ставится знак равенства между вещным правом и правом интеллектуальной собственности.
Актуальность и значимость проблемы защиты интеллектуальной соб-ственности в настоящий момент не может вызывать сомнений.
На современном этапе достаточно остро стоит вопрос о необходимости усиления роли государства в отношении такого ресурса национального бо-гатства, как интеллектуальная собственность, которая принадлежит частным лицам, но, будучи включенной в экономический оборот, напрямую обеспе-чивает общенациональные интересы. Например, в странах Запада реализация только авторских прав обеспечивает 4-7% валового национального продукта. В нынешнем послании Президента Федеральному собранию отмечено, что защита интеллектуальной собственности должна стать приоритетом государ-ственной политики.
Цель данной работы - провести всесторонний анализ системы защиты товаров и услуг, содержащих объекты интеллектуальной собственности, в Российской федерации.
Для реализации поставленной цели в работе ставились следующие за-дачи:
- дать сравнительный анализ политики развитых стран и Российской Федерации в области использования результатов интеллектуальной собст-венности;
- проанализировать правовые аспекты таможенного контроля товаров и услуг, содержащих объекты интеллектуальной собственности;
- проанализировать правовые аспекты контроля за незаконным оборо-том товаров и услуг, содержащих объекты интеллектуальной собственности со стороны правоохранительных органов;
- раскрыть принципы судебной защиты о делах о нарушениях в сфере интеллектуальной собственности.
При написании дипломной работы использовались законодательные акты, нормативные документы, статистические данные, работы отечествен-ных и зарубежных авторов.
При написании данной работы были использованы методы сравни-тельного анализа, монографический метод, анализ динамики рядов.
Глава 2. Изучение правовых аспектов таможенного контроля то-варов и услуг, содержащих объекты интеллектуальной собственности.
2.1. Защита прав интеллектуальной собственности как приоритет в деятельности таможенных органов
Защита прав интеллектуальной собственности становится одним из приоритетов в деятельности таможенных органов.
В настоящее время основными направлениями деятельности таможен-ной службы России в этой области являются: практическое участие тамо-женных органов в защите прав интеллектуальной собственности при осуще-ствлении таможенного контроля, разработка нормативной правовой базы, ре-гулирующей вопросы защиты интеллектуальной собственности, междуна-родное таможенное сотрудничество по вопросам организации таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.
За последние годы разработан и реализуется механизм защиты прав правообладателей, направленный на предотвращение и пресечение незакон-ного оборота через таможенную границу товаров, содержащих объекты ин-теллектуальной собственности.