Введение
Организация финансово-кредитного обслуживания предприятий, организаций и населения, функционирование кредитной системы играют исключительно важную роль в развитии хозяйственных структур. От эффективности и бесперебойности функционирования кредитно-финансового механизма зависят не только своевременное получение средств отдельными хозяйственными единицами, но и темпы экономического развития страны в целом.
Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
Как видно из определения, основное назначение банков - посредничество в перемещении денежных средств от кредиторов к заемщикам и от продавцов к покупателям. Наряду с банками перемещение денежных средств на рынках осуществляют и другие финансовые и кредитные учреждения: инвестиционные фонды, страховые компании, брокерские фирмы и т.д. Но банки как субъекты финансового рынка имеют два существенных признака, отличающие их от всех других субъектов.
Для банков характерен двойной обмен долговыми обязательствами: они размещают свои собственные долговые обязательства (депозиты, сберегательные сертификаты и пр.), а мобилизованные на этой основе средства размещают в долговые обязательства и ценные бумаги, выпущенные другими.
Банки отличает принятие на себя безусловных обязательств с фиксированной суммой долга перед юридическими и физическими лицами, например при помещении средств клиентов на счета и во вклады, при выпуске депозитных сертификатов и т.п.
Сегодня коммерческий банк в развитой рыночной экономике способен предложить клиенту до 200 видов разнообразных банковских продуктов и услуг. Широкая диверсификация операций позволяет банкам сохранять клиентов и оставаться рентабельными даже при весьма неблагоприятной конъюнктуре. Не случайно во всех странах с рыночной экономикой они остаются главным операционным звеном кредитной системы.
Следует учитывать, что далеко не все банковские операции повседневно присутствуют и используются в практике конкретного банковского учреждения (например, выполнение международных расчетов или трастовые операции). Но есть определенный базовый «набор», без которого банк не может существовать и нормально функционировать. К таким конституирующим операциям банка относятся: прием депозитов; осуществление денежных платежей и расчетов; выдача кредитов.
Систематическое выполнение указанных функций и создает тот фундамент, на котором зиждется работа банка. И хотя выполнение каждого вида операций сосредоточено в специальных отделах банках и осуществляется особой “командой” сотрудников, они теснейшим образом переплетаются между собой.
Проблемы организации работы банков с юридическими лицами получили широкое освещение в экономической литературе: Кумок С.И., Усоскин В.В., Едронова В.Н., Нуреев Р.М. и другие авторы подробно анализируют вопросы организации кредитования, расчетно-кассового обслуживания, технологию совершения отдельных операций. Вместе с тем, сложность проблемы обуславливает сохранение ряда дискуссионных моментов. Динамично меняющаяся экономическая ситуация, сдвиги в законодательном регулировании вызывают возникновение все новых аспектов, связанных с организацией работы банков с юридическими лицами.
Актуальность темы и необходимость дальнейшего изучения вопросов организации работы банков с предприятиями определили выбор темы дипломной работы.
Целью работы является комплексное исследование организации работы коммерческих банков с предприятиями и выработка направлений по ее совершенствованию.
Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:
исследованы теоретические и методические вопросы организации работы банков с предприятиями;
дана технико-экономическая характеристика ООО «Славинвестбанк»;
проанализирована практика организации работы ООО «Славинвестбанк» с предприятиями;
сформулированы основные направления совершенствования работы ООО «Славинвестбанк» с юридическими лицами.
Предметом исследования послужила комплексная система организации работы коммерческого банка с предприятиями.
Объектом исследования выступает ООО «Славинвестбанк».
Теоретической и методологической основой дипломной работы явились работы ведущих представителей отечественной экономической мысли и зарубежных авторов по вопросам осуществления операций коммерческих банков с юридическими лицами, законы РФ, нормативные и инструктивные документы ЦБ России, а также материалы периодической печати. В работе использовались методы количественного и качественного анализа, метод группировок.
Информационной базой в области организации работы коммерческих банков с юридическими лицами послужили: законодательные и нормативные акты, регламентирующие операции коммерческих банков с юридическими лицами, отчетность ООО «Славинвестбанк».
Работа изложена на 95 стр. машинописного текста, содержит 9 таблиц, 5 рисунков и приложения.
3.3. Использование Интернет-технологий
Если год-полтора назад Интернет для банков в России был скорее объектом пристального внимания и оценки, то теперь комплекс услуг, связанных с обслуживанием клиентов через Интернет, активно предлагается практически всеми банками. Однако объединение понятий "банковское обслуживание" и "Интернет" в большинстве случаев воплощается в предоставление еще недавно новомодных, а теперь ставших традиционными услуг типа "банк-клиент" через еще один канал связи - Интернет. Это направление условно можно разделить на две части: "пассивное" и "активное".
"Пассивное" направление дает возможность получать ту или иную информацию по счетам в банке, но не позволяет ими управлять. Этот тип услуг не требует больших вложений в обеспечение безопасности, но и не может являться самостоятельным источником доходов для банка, поскольку является или будет являться составной частью общего банковского сервиса.
Что касается "активного" направления развития Интернет-банкинга, то оно требует серьезных решений в области безопасности и, как следствие, издержек для банка. Возможность перенести эти издержки на клиента за счет взимания платы имеет тенденцию к уменьшению, поскольку в борьбе за клиента банки идут на расширение сервиса при снижении уровня взимаемых комиссий. И это, наверное, правильно, если у банка есть четко осознанная стратегическая цель, которая обеспечит прибыльность его операций в целом.
Так какова же при всем этом роль Интернета? По всему выходит, что Интернет скорее относится к сфере расходов на маркетинг, нежели к области извлечения прибыли. Если говорить о простом дистанционном обслуживании клиентов, описанном выше, то это действительно так.
Список использованной литературы
1. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»
2. Закон РСФСР от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятель¬ности в РСФСР».
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ.
4. Положение ЦБР от 9 октября 2002 г. N 199-П «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации»
5. Приказ ЦБ РФ от 01.10.1997 № 02-429 «О введение в действие инструкции «О составлении финансовой отчетности».
6. Приказ ЦБ РФ от 01.10.1997 № 02-430 «О введение в действие новой редакции Инструкции Банка России № 1 «О порядке регулирования деятельности кредитных организаций».
7. Балаш В.А., Гурылева Е.К., Прокофьев С.Е. Организация денежно-кредитного регу¬лирования: Учеб. пособие. Саратов: Издат. центр Сарат. гос. экон. академии, 2001.
8. Банки и банковские операции: Учебник/ Под ред. Е.Ф.Жукова. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2000.
9. Банковские операции: Учеб. пособие / Под общ. ред. О.И.Лаврушина. Ч. I. M.: ИНФРА-М, 2001.
10. Банковский портфель.: В Зт./Отв. ред. Ю.И.Коробов, Ю.Б.Рубин, В.И.Солдаткин. М.: Соминтэк, 1994-1995.
11. Банковское дело: Учебник / Под ред. О.И.Лаврушина. М.: Финансы и статистика, 2000.
12. Банковское дело: Учебник / Под ред. Ю.А.Бабичевой. М.: Экономика, 2002.
13. Банковское дело: Учебник/ Под ред. В.Н.Колесникова, Л.П.Кроливецкой. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 1999.
14. Букато В.И., Львов Ю.И. Банки и банковские операции в России. М.: Финансы и статистика, 2001.
15. Бункина М.К. Деньги. Банки. Валюта: Учеб. пособие. М.: АО «Дис», 2001.
16. Бухгалтерский учет и отчетность в коммерческом банке /Под ред. С.И. Кумок. М.: Московское финансовое объединение, 1994. 288 с.
17. Голубович А.Д., Ситнин А.В., Хенкин Б.Л., Самоукина Н.В. Управление банком: орга¬низационные структуры, персонал и внутренние коммуникации. 2-е изд., испр. и доп. М.: Менатеп-Информ, 1999.
18. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ. С изменениями и дополнениями по состоянию на 01.04.2003 г.
19. Делан Э.Дж., Кэмпбелл К.Д., Кэмпбелл Р.Дж. Деньги, банковское дело и денеж¬но-кредитная политика. М.; Л., 1991.
20. Денежное содержание и кредит при капитализме: Учебник / Под ред. Л.Н.Красави¬ной. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 1999.
21. Деньги, кредит, банки: Учебник / Под ред. О.И.Лаврушина. М.: Финансы и стати¬стика, 1999.
22. Едронова В.Н., Хасянова С.Ю. Классификация банковских кредитов и методов кредитования //Журнал “Финансы и кредит” № 1 (91), 2002
23. Едронова В.Н., Хасянова С.Ю. Пути совершенствования кредитной политики//Журнал “Финансы и кредит” № 4 (94), 2002.
24. ЖиринЛ.К., Мозговой Р.В. Основы организации международных валютно-финансовых и кредитно-расчетных отношений: Учеб. пособие. Саратов: Издат. центр Сарат. гос. экон. академии, 2000.
25. Зверев А.В. Финансы внешнеэкономических связей. М.: Международные отноше¬ния, 2000.
26. Коваленко С.Б. Финансовый рынок: Учеб. пособие. Саратов: Издат. центр Сарат. гос. экон. академии, 2001.
27. Коробов Ю.И. Банковский маркетинг: Учеб, пособие. Саратов: Издат. центр Сарат. гос. экон. академии, 1999.
28. Коробова Г.Г., Нестеренко Е.А. Банковские риски: Учеб. пособие. Саратов: Издат. центр Сарат. гос. экон. академии, 2001.
29. Лоллард A.M., Пассейк Ж.Г., Эллис К.Х., Дейли Ж.П. Банковское право США / Под общ. ред. Я.А.Куника. М.: Прогресс, 1992.
30. Маркова, О.М., Сахарова Л.С. Коммерческие банки и их операции. М.: Банки и бир¬жи, ЮНИТЙ, 2002.
31. Миловидов В.Д. Современное банковское дело: Опыт организации и функциониро¬вания банков США. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999.
32. Мой банк /Под ред. С.И. Кумок. М.: Московское финансовое объединение, 1996. 320 с.
33. Носкова И.Я. Международные кредитно-валютные отношения. М.: Банки и биржи, 2000.
34. Нуреев P.M. Деньги, банки и денежно-кредитная политика. М.: Финстатинформ, 2000.
35. Общая теория денег и кредита/ Под ред. Е.В.Жукова, Л .М.Максимова, Н.М.Зеленкова и др. М.: ЮНИТИ, 2001.
36. Основы международных валютно-финансовых и кредитных отношений: Учебник / Науч. ред. В.В.Круглов. М.: ИНФРА-М, 2000.
37. Отчет о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2002 году. ЦБ РФ. – М, 2003.
38. Панова Г.С.Анализ финансового состояния коммерческого банка.-М: Финансы и статистика, 1996.176с.
39. Поваляев А.И. Банки и Интернет: очередная мода или новые возможности? Журнал «Банкир», 2001, №4.
40. Предложения по модернизации кредитно-финансовой системы России. Развитие кредитного рынка в России: институциональный аспект /Р.М. Нуреев, В.Е. Кокорев, Ю.И. Парамонов, А.С. Дремин М.: ФЭИ, 1995. 169 с.
41. Рид Э., Каттер Р., Гилл Э., Смит Р. Коммерческие банки / Под ред. В.М.Усоскина. 2-е изд. М.: Космополис, 2000.
42. Роде Э. Банки, биржи, валюты современного капитализма: Пер. с нем. / Под ред. В.Н.Шенаева. М.: Финансы и статистика, 1986.
43. Севрук В. Т. Банковские риски. М.: Дело ЛТД, 2000.
44. Смыслов Д. В. Международные валютно-финансовые отношения России. Проблемы переходного периода. М.: ИМЭМО, 1999.
45. Спицын И.О., Спицын Я.О. Маркетинг в банке. Тернополь: Тарнекс; Киев: Писпайп, 2002.
46. Стратегии управления банком: российские особенности Котенков В., Сазыкин Б. Журнал «Банковские технологии», 2002, №1.
47. Усоскин В.В. Качество кредитного портфеля - залог успеха банка //ЭиЖ. 1993. №50.
48. Усоскин В.М. Современный коммерческий банк: управление и операции. М.: Всё для Вас, 2001.
49. Финансово-кредитный словарь.: В 3 т. / Под ред. В.Ф.Гарбузова, Н.В.Гаретовского. М.: Финансы и статистика, 1984-1988.
50. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник / Под ред. Л.А.Дробозиной. М.: Финансы, ЮНИТИ, 2001.
51. Ширинская Е.Б. Операции коммерческих банков: российский и зарубежный опыт. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2002.