ВВЕДЕНИЕ.
Договор энергоснабжения как отдельный вид договора купли-продажи занимает особое место среди других его видов, что обусловлено ярко выраженной спецификой его предмета - энергии. Именно особенности объекта предопределяют необходимость специальных правил, регулирующих правоотношения, связанные со снабжением энергией через присоединенную сеть. Снабжение энергией отличается от продажи обычных товаров главным образом тем, что передача энергии как товара покупателю (потребителю) возможна только с использованием специальных технических средств. К их числу в первую очередь относится сеть проводов, по которым энергия, принадлежащая снабжающей организации, течет в сеть потребителя. Следовательно, для осуществления энергоснабжения требуется наличие проводов (электрических, тепловых), соединяющих продавца и покупателя энергии, - присоединенной сети. Снабжение энергией происходит через присоединенную сеть.
Энергия не может рассматриваться как обычный предмет материального мира, как телесная вещь; она представляет собой свойство материи, причем материи, которой придано определенное состояние (напряжение тока, температура воды и т. п.). Это свойство обнаруживается в способности производить полезную работу, обеспечивать выполнение различных технологических операций, создавать необходимые условия для трудовой деятельности и отдыха людей (освещение, вентиляция, отопление и т. п.).
Энергию, с учетом ее физических свойств, невозможно накопить в значительных количествах, сохранять ее, подобно другим товарам, на складах, в специальных емкостях. Полезные свойства энергии реализуются в процессе ее использования, потребления. Результатом использования может быть выполненная работа, технологическая операция и т. д. Но сама энергия при этом исчезает, она не материализуется в продукции или в иной форме. То, что она существовала и была использована, фиксируется в показаниях приборов учета.
Однако энергия, пока она находится в сети, принадлежит тому, кто является собственником сети и (или) источника, вырабатывающего энергию. Среди правомочий снабжающей организации как собственника главное значение имеет право распоряжения энергией, которое реализуется в форме ее продажи (отпуска) покупателям (абонентам) либо путем совершения других сделок (например, займа). Наряду с этим некоторое количество энергии снабжающая организация потребляет обычно на собственные нужды.
Правомочия владения, пользования и распоряжения, которые осуществляет абонент в отношении получаемой им энергии, означают возможность направить ее по своему усмотрению, с соблюдением действующих правил и условий договора, на обеспечение работы оборудования, различные технологические нужды, на отопление, горячее водоснабжение и т. д. Возможно также и распоряжение энергией (в особенности электрической) путем ее перепродажи абонентам.
Рассмотрение особенностей энергоснабжения как хозяйственной деятельности и особенности энергии как физической субстанции - явилось целью моей дипломной работы, так как они оказывают существенное влияние на правовое регулирование отношений в сфере снабжения энергией. Употребляя понятие "энергоснабжение", закон имеет в виду главным образом снабжение электрической энергией. Отношения в сфере снабжения тепловой энергией подвергаются самостоятельному регулированию, но к ним при определенных условиях могут применяться нормы об энергоснабжении, среди которых преобладают нормы, регулирующие снабжение электрической энергией.
Снабжение потребителей энергией осуществляется на основе договоров. Актуальность, выбранной мной темы доказывает постоянно зреющее недовольство среди потребителей, в связи с перебойной подачей тепла и света, особенно в зимний период, а также неурегулированностью отношений между энергоснабжающими организациями и абонентом – потребителем в области оплаты полученной энергии. В судебной практике появился первый прецедент иска ,поданного на энергоснабжающую организацию с целью взыскать моральный и материальный ущерб за невыполнение условий договора энергоснабжения (оставление без тепла и света в зимний период), причем суд определил значительную сумму для выплаты со стороны энергоснабжающей организации пострадавшей стороне и если таких исков станет больше, то нетрудно посчитать во что это выльется если должным образом не урегулировать юридическую сторону таких взаимоотношений.
Вопрос о месте договора электроснабжения в системе договорных обязательств длительное время вызывал в науке гражданского права значительные трудности, которые были связаны с различным пониманием физической природы электроэнергии и возможности признания ее объектом правовых отношений, видом имущества.
В литературе высказывалось мнение, что договор электроснабжения следует признать самостоятельным, особым видом договора в системе гражданско-правовых договоров. Обосновывалось это тем, что договор электроснабжения отличается такими существенными особенностями, которые в совокупности создают качественное отличие его и от поставки, и от купли-продажи, и от всех других гражданско-правовых договоров. Однако в науке постепенно сложилось представление о том, что договор электроснабжения находится в "близком родстве" с группой договоров, направленных на передачу товара одной стороной в собственность другой стороне. Поэтому трактовать его как совершенно самостоятельный договор гражданского права нет оснований.
Впервые на уровне закона отношения в сфере энергоснабжения были урегулированы Основами гражданского законодательства 1991 г., где договор снабжения энергетическими и другими ресурсами рассматривается как вид купли-продажи. Предусмотренный ГК договор энергоснабжения также трактуется как специальный вид купли-продажи.
Следует признать, что общие правила о купле-продаже применимы к отношениям по энергоснабжению лишь в малой степени. Однако применимо главное, что характеризует куплю-продажу: переход товара (в данном случае весьма специфичного) из собственности продавца в собственность покупателя. Большинство других правил относятся только к энергоснабжению.
7.3.2. Создание единой системы диспетчерского управления
(системного оператора)
В процессе реформирования электроэнергетики должна быть сохранена и укреплена единая система оперативно-диспетчерского управления отраслью посредством создания системного оператора. Основными задачами системного оператора должны стать управление режимами работы Единой энергетической системы России, составление и исполнение балансов производства и потребления электроэнергии, обеспечение надежности энергосистемы страны и показателей качества электроэнергии.
Системный оператор оказывает всем участникам рынка услуги по управлению режимами работы энергосистемы и организует деятельность по прогнозированию производства и потребления электроэнергии. Поскольку системный оператор является монополистом, его деятельность будет отделена от других видов коммерческой деятельности, будет находиться под контролем государства, а оплата предоставляемых системным оператором услуг - осуществляться на основе тарифов, регулируемых уполномоченным государственным органом.
Список использованной литературы:
1. Конституция РФ
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая и вторая) (с изм. и доп. от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г.).
3. Основы Гражданского Законодательства Союза ССР и республик от 31 мая 1991 г.
4. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 122-ФЗ "Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса"
5. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 11 ноября 1998 г. N 3216-II ГД "О мерах по оказанию помощи энергетическими ресурсами народному хозяйству Южной Осетии, Грузии"
6. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 1 апреля 1998 г. N 2342-II ГД "Об упорядочении прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа предприятиям агропромышленного комплекса"
7. Указ Президента РФ от 28 ноября 1998 г. N 1433 "Об условиях расчетов за электрическую и тепловую энергию в 1999-2001 годах"
8. Указ Президента РФ от 3 марта 1998 г. N 223 "О продлении срока действий пункта 5 Указа Президента Российской Федерации от 1 августа 1996 г. N 1129 "О дополнительных мерах по обеспечению промышленности и населения электрической и тепловой энергией в 1996-1997 годах"
9. Постановление Правительства РФ от 5 июля 1999 г. N 781 "Об обеспечении надежного энергоснабжения стратегических организаций"
10. Постановление Правительства РФ от 22 июня 1999 г. N 664 "Об утверждении Положения об ограничении или временном прекращении подачи электрической энергии (мощности) потребителям при возникновении или угрозе возникновения аварии в работе систем электроснабжения"
11. Постановление Правительства РФ от 9 апреля 1999 г. N 395 "О снабжении топливно-энергетическими ресурсами организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета" (с изм. и доп. от 5 июля 1999 г.)
12. Постановление Правительства РФ от 24 ноября 1998 г. N 1376 "О порядке применения понижающих коэффициентов к задолженности по оплате электрической энергии"
13. Постановление Правительства Российской Федерации от 2001 г. “ Об основных направлениях реформирования электроэнергетики Российской Федерации”
Литература:
1. Гражданское право. Учебник /Под ред. А. Л. Сергеева и Д. Г. Толстого.
2. Витрянский В.В. Договор купли-продажи и его отдельные виды. М., 1999.
3. Сейнароев Б.М. Правовое регулирование снабжения электроэнергией социалистических предприятий и организаций. М., 1991
4. Сейнароев Б.М. Правовые вопросы договора на снабжение электроэнергией предприятий и организаций.М, 1995.
5. Шафир A.M. Энергоснабжение предприятий (правовые вопросы). М., 1990.
6. Комментарий к части второй Гражданского Кодекса Российской Федерации для предпринимателей (под общ. ред. Брагинского М. И.)
7. Участие субабонентов в отношениях, возникающих из договора энергоснабжения (Выпуск 22, ноябрь 1999 г.)