Введение
Актуальность темы.
Несмотря на то, что темперамент — один из наиболее древних терминов, введенный около двух с половиной веков тому назад Гиппократом, в психологии до сих пор нет строгого определения этого понятия. В зависимости от общих концепций психики и личности разные психологи нового и новейшего времени относили к темпераменту очень разные особенности.
Противоречивость признаков темперамента у различных авторов столь велика, что еще Бэн (1866) считал темпераменты "ненужной традицией старой и нелепой выдумки". А. Ф. Лазурский (1917), соглашаясь с Бэном, утверждал, что "учение о темпераментах в настоящее время действительно уже отжило свой век".
При изучении теории темперамента нельзя исходить из какого-либо определенного понятия, обоснованного всеми предшествующими исследованиями. Понятие темперамента должно быть не исходной предпосылкой, а конечным результатом разработки теории темперамента. Исходной же предпосылкой этой теории должно быть описание признаков, по которым можно было бы отличить темперамент от других индивидуальных психических особенностей.
Темперамент и его свойства как составная часть личности во многих аспектах определяют линию поведения человека. Поэтому данная работа предполагает изучить возможные сочетания свойств личности и темперамента - портреты личностей, которые можно было бы использовать при профессиональном отборе для работы в условиях повышенной напряженности по временным и психологическим факторам.
Предмет исследования: темперамент человека.
Объект исследования: взрослые испытуемые в возрасте от 18 до 45 лет.
Цель исследования: провести изучение особенностей темперамента и личности.
Гипотеза исследования:
Испытуемые с темпераментами "холерик" и "сангвиник" - в своём большинстве общительные, экстравертируемые типы личности, которые характеризуются направленностью на внешний мир, высокой адаптивностью, легкостью завязывания отношений, решительностью в поступках, инициативностью.
Испытуемые с темпераментами "меланхолик" и "флегматик" имеют неадекватно высокий уровень нейротизма, что говорит о склонности воспринимать ими большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги и нервно-психической дезадаптации. Это мешает адекватно оценивать реальность и правильно планировать свои действия. Также это может указывать на наличие стрессоров в их жизни. Таким образом, можно говорить об эмоциональной неустойчивости, а в некоторых случаях и об эмоциональной дезорганизации.
Задачи исследования:
1) провести обзор литературы по проблеме;
2) провести эмпирическое исследование, направленное на выявление взаимосвязей между личностными особенностями и темпераментом;
3) обработать результаты исследования и сформулировать выводы.
Для подтверждения гипотезы были использованы следующие психодиагностические методики:
1) тревожность: тест Тэммла, Дорки, Амена; тест Спилбергера; тест Филипса.
2) акцентуация: патохарактерологический диагностический опросник Личко; тест Шмишека.
3) темперамент: тест Айзенка.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые особенности личности человека изучаются во взаимосвязи с типом темперамента.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений. Названия глав отражают их содержание.
2.4. Выводы
Испытуемые обнаружили следующие личностные черты:
А) экстраверсия – т.е. общительность и обращенность индивида вовне, широкий круг знакомств, необходимость в контактах. Типичный экстраверт действует под влиянием момента, импульсивен, вспыльчив. Он беззаботен, оптимистичен, добродушен, весел. Предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессивности. Чувства и эмоции не имеют строгого контроля, склонен к рискованным поступкам. На него не всегда можно положиться.
Б) Эмоциональная устойчивость – черта, выражающая сохранение организованного поведения, ситуативной целенаправленности в обычных и стрессовых ситуациях. Эмоционально устойчивый человек характеризуется зрелостью, отличной адаптацией, отсутствием большой напряженности, беспокойства, а также склонностью к лидерству, общительности.
1) Бойко Е.И. Время реакции человека. - М.: Медицина, 2004. - 440 с.
2) Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций. Учебное пособие для вузов – М.: ЧеРо, 2001.
3) Грановская Р.М. Элементы практической психологии. Спб: Свет, 1999.
4) Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности // Психология индивидуальных различий: Тексты. – М., 2002.
5) Ковалев А. Г. Психология личности, изд. 3. М., "Просвещение", 2000.
6) Краткий словарь системы психологических понятий /К.К.Платонов - М. Высшая школа, 2004.
7) Макаренко Н.В. Психофизиологические функции человека. - К.: Наукова Думка, 2001. - 216 с.
8) Мельник В. С. В сб. "Очерк теории темперамента", изд.2. Пермское книжное издательство, 1999.
9) Мерлин В.С. Отличительные признаки темперамента. В кн. Очерк теории темперамента. М., 1964, с. 3—18.
10) Небылицын В.Д. Темперамент. В кн. Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 2002.
11) Немов П.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн. 1: Общие основы психологии. – М.: Владос, 1999.
12) Общая психология /Состав. Е.И. Рогов - М. ВЛАДОС, 2002 .
13) Павлов И. П. Полн. собр. Соч. Т.3.Кн.2. М., 2002.
14) Практическая психология в тестах, или как научиться понимать себя и других, М., изд. «АСТ-Пресс Книга», 2001 г. С. 174-185.
15) Психология индивидуальных различий ТЕКСТЫ /под ред. Ю.Б. Гиппенрейтера, В.Я.Романова - М. изд-во МГУ, 2002 .
16) Психология Под ред. В. А.Крутецкого М.: Просвещение, 1999.
17) Психология Под ред. П. А. Рудика М. Физкультура и спорт, 1999.
18) Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Спб.: Питер, 1999.
19) Русалов В.М. Измерение темперамента человека // Психологический журнал. 2002. -№2
20) Симонов П. В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность, изд. М., "Наука", 1999.
21) Столяренко Л.Д. Основы психологии. - 5-е изд., доп. и перераб. – Ростов-на-Дону: Феникс,2000
22) Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М., 1999.
23) Суворов Н.Ф., Таиров О.П. Психофизиологические механизмы избирательного внимания. - Л.: Изд-во Наука, 2003. - 287 с.
24) Теоретические проблемы психологии личности, под ред. Е.В. Шорохова, М., 1999.
25) Теплов Б.М. Избранные труды. В 2-х томах. Т. 1. М.: Педагогика, 1999.