Введение
Актуальность исследования. В результате постоянной реорганизации системы государственного управления и системы органов исполнительной власти в Российской Федерации в течение последних десяти лет появились основания говорить о том, что имеет место перераспределение государственно-управленческих функций: "происходит сокращение объектов непосредственного государственного управления и усиливается тенденция государственного регулирования".[1] Значение государственного регулирования достаточно заметно возросло как в теории, так и в законодательстве. Во время существования СССР, когда государство играло основную и решающую роль в преобразовании экономических отношений, прямой административный метод в области государственного управления обладал приоритетным значением в сфере практического осуществления административной деятельности в области экономики. В настоящее время Конституция РФ исключает возможность напрямую использовать метод прямого администрирования в экономической сфере (прежде всего, в сфере предпринимательской деятельности, подчеркивая свободу ее осуществления), но в то же время не отрицает возможность использования государственного регулирования путем выработки единой государственной политики, установления порядка осуществления контроля и надзора в этой области, а также с помощью иных методов.
Таким образом, на законодательном уровне произошел переход в области управления экономикой - от прямого администрирования - к государственному административному регулированию. В настоящее время государство, регулируя экономику, само не превращается в предпринимателя, а остается организацией политической, оно только по необходимости организует в лице соответствующих органов эти процессы: издает нормативные акты в области экономики (законодательная власть), организует исполнение (исполнительная власть), разрешает предпринимательские споры (судебная власть).
Как отмечал Г.В. Атаманчук, «комплекс свойств управляемых объектов, особенно таких, как самоактивность, целенаправленность, приспособляемость, способность к самоуправлению, определяет меру управляющих воздействий со стороны государства. Чем развитее управляемые объекты, чем сильнее и рациональнее проявляются их свойства, тем меньше они нуждаются в государственном управлении, тем само управление может быть "мягче" и сводиться лишь к управляющим воздействиям координационного характера».[2]
Начиная с момента принятия Части 1 Гражданского кодекса РФ, особую важность приобрела необходимость государственного регулирования предпринимательской деятельности, причем не только граждан, но и таких легальных образований, выступающих в качестве объектов управления как юридические лица. В праве советского периода в рамках института юридического лица, в основном, существовали организации, учреждавшиеся государством. Соответственно, государство в лице своих органов осуществляло управление данными юридическими лицами как в области определения основных направлений их деятельности, так и в области распоряжения имуществом этих организаций (что естественно, так как это имущество находилось в государственной собственности, а самому лицу предоставлялось на праве, отличном от права собственности (ограниченном).
В связи с появлением предоставленной на законодательном уровне возможности создавать такого рода легальные конструкции (юридические лица) иным субъектам права (гражданам - физическим лицам), а также предоставления им права осуществлять предпринимательскую деятельность, изменилась как сама направленность, так и реальное выражение государственного регулирования в области предпринимательской деятельности юридических лиц.
Таким образом, нельзя не отметить актуальность избранной темы, в связи с нижеследующим:
1. Существует объективная необходимость исследования изменившегося содержания государственного регулирования предпринимательской деятельности юридических лиц, в связи с изменением самих объектов управления, а также сущности такого объекта административного права, одновременно являющегося и его субъектом, как юридическое лицо.
2. Также необходимо определиться, насколько существующий уровень государственного регулирования предпринимательской деятельности юридических лиц достаточен в современных условиях для достижения целей, установленных государством в рамках такого регулирования, в каком объеме государство должно осуществлять свое регулирующее воздействие в сфере предпринимательской деятельности юридических лиц для достижения вышеуказанных целей.
3. Кроме того, в рамках настоящего исследования необходимо ответить на немаловажный вопрос - насколько развиты сами юридические лица как объекты (субъекты) административного права, каким образом проявляются их свойства и насколько их деятельность нуждается в государственном регулировании.
Различные аспекты проблемы административно-правового регулирования предпринимательской деятельности юридических лиц всегда служили объектом внимания со стороны представителей различных отраслей науки - экономической, гражданско-правовой, административно-правовой и т.п. В то же время, большинство научных исследований в этой области относятся к советскому периоду и посвящены, в основном, разработке содержания понятия статуса юридического лица в административном и гражданском праве, а также в исследовании сущности функций государственных органов при осуществлении государственного управления организационно подчиненными им юридическими лицами (например, труды Алехина А.П., Бахраха Д.Н., Бачило И.Л., Венедиктова А.В., Демина А.В., Лаптева В.В., Козлова Ю.М., Мицкевич Л.А., Ноздрачева АН., Попова ЛЛ., Салищевой Н.Г., Тихомирова ЮА., Хазанова С.Д, Хаманевой Н.Ю., и других). Что касается настоящего времени, то для него характерно отсутствие комплексных исследований по проблемам административно-правового регулирования предпринимательской деятельности юридических лиц в Российской Федерации. В основном, преобладают научные публикации, которые посвящены анализу отдельных аспектов административно-правового регулирования экономики в целом или же проблема государственного регулирования предпринимательской деятельности юридических лиц рассматривается с точки зрения предпринимательского и гражданского права.
В настоящее время в законодательстве Российской Федерации до сих пор не сформирована единая система понятий, с помощью которой можно было бы обеспечить единообразие в понимании форм административно-правового регулирования экономики, а также предпринимательской деятельности юридических лиц.
В различных нормативных правовых актах Российской Федерации, в том числе в федеральных законах, принятых для урегулирования взаимоотношений между органами исполнительной власти и субъектами предпринимательской деятельности (в том числе юридическими лицами) в отдельных областях, до сих пор отсутствует единообразное применение и подход к соотношению терминов «государственное управление» и «государственное регулирование». Эта проблема напрямую имеет отношение к административно-правовому регулированию предпринимательской деятельности, и, в частности, предпринимательской деятельности юридических лиц.
Целью настоящей работы является исследование организационно-правовых основ административно-правового регулирования предпринимательской деятельности юридических лиц. Достижение поставленной цели предполагает попытку решения следующих задач:
- определить принципы и задачи государственного контроля и надзора,
- выделить объекты и субъекты, а также инструменты государственного контроля,
- исследовать развитие системы государственного контроля в сфере предпринимательства в России,
- проанализировать порядок взаимодействия государства и предпринимательства за рубежом,
- структурировать нормативное регулирование предпринимательской деятельности в современной России,
- провести анализ путей повышения эффективности государственного контроля,
- сформулировать методы и инструменты оптимизирующие систему государственного контроля.
Объектом исследования в настоящей выпускной квалификационной работе являются общественные отношения и совокупность правовых норм, которые связаны с реализацией функций исполнительной власти в сфере экономики. В свою очередь, предметом исследования являются общественные отношения, которые возникают между органами исполнительной власти, а также их должностными лицами и юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в связи с административно-правовым регулированием в данной области.
Методологическая основа исследования. При осуществлении исследования использовались общенаучные методы, в том числе исторический, системно-структурный, формально-логический, сравнительного правоведения. В связи с особенностями исследуемых в настоящей выпускной квалификационной работе вопросов, многие положения раскрываются в качестве междисциплинарных. Поэтому в настоящей работе используется ряд разработок общей теории государства и права, экономической теории, теории государственного управления, предпринимательского и гражданского права. Границы исследования, тем не менее, определяются его общей административно-правовой направленностью. Работа выполнена на основе действующего административного и гражданского законодательства, а также иных нормативных правовых актов, как федеральных, так и субъектов РФ.
В качестве теоретической основы при написании настоящей диссертации использованы труды видных российских ученых-юристов: Братусь С.Н., Венедиктова А.В., Григорьева Б.В., Гримм Д.Д., Калмыкова Ю.Х., Козлова Ю.М., Коркунова Н.М., Курбатова А.Я., Лаптева В.В., Манохина В.М., Попандопуло В.Ф., Попова Л.Л., Тихомирова Ю.А., Якимова В.Ю. и других.
2.2. Порядок взаимодействия государства и предпринимательства за рубежом
Появление аминистративных барьеров в предпринимательской деятельности, обусловлено нестабильностью и громоздкостью законодательной базы и большим количеством контролирующих органов и контрольных мероприятий, которым подвергаются предприниматели, следствием чего зачастую является дублирование административных функций регулирующих органов государственной власти.
Анализируя соеиненные штаты америки можно отметить, что наличие избыточного регулирования является причиной роста коррупции. По данным Фонда «INDEM» в 2009 году объем рынка только «деловой» коррупции превзошел доходы Федерального бюджета в 2,66 раз, а в целом коррупционный рынок в стране вырос с 33,5 миллиарда долларов в 2008 году до 316 миллиардов долларов в 2009 году.
Административное бремя в странах Европейского союза в расчете на одного человека для предприятия со штатом 1-9 работников составляет в среднем 3500 евро в год, тогда как для фирм со штатом 100 человек этот показатель равен 600 евро.
В США показывают, что конкретные затраты и время, связанные с исполнением административных требований, обходятся для фирм с 1-4 работниками в 2080 долларов на одного работника в год. В то же время крупные фирмы с числом работников от 500 до 900 человек тратят примерно 120 долларов США на одного работника.
Литература
Нормативно-правовые акты
1. Конституция российской федерации // Российская газета, № 237, 25.12.1993
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, № 32, ст. 3301 (ред. от 27.12.2009)
3. .Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, № 5, ст. 410, (ред. от 17.07.2009)
4. Гражданский кодекс Российской федерации (Часть третья) от 26.11.2001 № 146-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 03.12.2001, № 49, ст. 4552. (ред. от 30.06.2008)
5. Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.08.2000, № 32, ст. 3340, (ред. от 04.12.2007, с изм. от 02.09.2010)
6. Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ "Об акционерных обществах" // Российская газета, № 248, 29.12.1995 (ред. от 27.12.2009)
7. Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью // Собрание законодательства РФ, 16.02.1998, № 7 (ред. от 01.01.2010)
8. Федеральный закон от 08.05.1996 № 41-ФЗ "О производственных кооперативах" // Собрание законодательства РФ, 13.05.1996, № 20, ст. 2321 (ред. от 19.07.2009)
9. Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" // Парламентская газета, № 152-153, 14.08.2001 (ред. от 06.12.2007 с изм. и доп., вступающими в силу с 27.07.2010)
10. Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ "О центральном банке Российской федерации (Банке России)" // Парламентская газета, № 131-132, 13.07.2002 (ред. от 25.11.2009)
11. Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" // Российская газета, № 79, 25.04.1996 (ред. от 06.12.2007 с изм. и доп., вступающими в силу с 22.04.2010)
12. Федеральный закон от 07.08.2001 № 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" // Собрание законодательства РФ, 13.08.2001, № 33 (часть I), ст. 3422, (ред. от 01.07.2010)
13. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" // Собрание законодательства РФ, 31.07.2006, № 31 (1 ч.), ст. 3434, (ред. от 05.04.2010)
14. Федеральный закон № 294-ФЗ от 26.12.2008 г. "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" // Собрание законодательства РФ, 29.12.2008, № 52 (ч. 1), ст. 6249 (ред. от 27.12.2009)
15. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 30.07.2007, № 31, ст. 4006 (ред. от 18.10.2007)
16. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О Защите конкуренции" // Собрание законодательства РФ, 31.07.2006, № 31 (1 ч.), ст. 3434 (ред. от 30.06.2008)
17. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей" // Собрание законодательства РФ, 15.01.1996, № 3, ст. 140 (ред. от 25.10.2007)
18. Указ Президента РФ от 13.10.2004 № 1315 "Вопросы федеральной регистрационной службы» // Собрание законодательства РФ, 18.10.2004, № 42, ст. 4110, (ред. от 30.04.2008)
19. Постановление Правительства РФ от 26.01.2006 № 45 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности" // Собрание законодательства РФ, 06.02.2006, № 6, ст. 700, (ред. от 27.06.2008)
20. Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 № 398 "Об утверждении положения о федеральной службе по надзору в сфере транспорта" // Собрание законодательства РФ, 09.08.2004, № 32, ст. 3345, (ред. от 23.06.2008)
21. Постановление Правительства РФ от 10.04.2006 № 201 "О порядке формирования и ведения единого реестра сертификатов соответствия, предоставления содержащихся в указанном реестре сведений и оплаты за предоставление таких сведений " // Собрание законодательства РФ, 17.04.2006, № 16, ст. 1740, (ред. от 07.06.2008)
22. Приказ Минфина РФ от 28.12.2004 № 126н "Об утвержденииположения о территориальном органе федеральной службы страхового надзора – инспекции страхового надзора по федеральному округу" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 8, 21.02.2005, (ред. от 06.06.2008)
23. Приказ Минфина РФ от 11.07.2005 № 89н "Об утверждении положения о территориальных органах федеральной службы финансово-бюджетного надзора" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 33, 15.08.2005. (ред. от 20.09.2005)
Акты судебных органов
24. Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 90, Пленума ВАС РФ № 14 от 09.12.1999 "О некоторых вопросах применения федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" // Бюллетень Верховного Суда РФ, № 3, 2000
25. Постановление Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 09.12.1999 г. № 90/14 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" [электронный ресурс] // режим доступа www.consultantplus.ru
26. Постановление Президиума ВАС РФ от 10 января 2003 г. № 6498/02 [электронный ресурс] // режим доступа www.consultantplus.ru
27. Постановление ФАС Московского округа от 16 апреля 2004 г. N КГ-А40/2495-04 [электронный ресурс] // режим доступа www.consultantplus.ru
28. Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 г. № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" [электронный ресурс] // режим доступа www.consultantplus.ru
29. Постановление ФАС МО от 25 ноября 1998 г. № КГ-А40/2857-98 [электронный ресурс] // режим доступа www.consultantplus.ru
30. Постановление ФАС СКО от 22 апреля 2003 г. № Ф08-992/2003 [электронный ресурс] // режим доступа www.consultantplus.ru
Литература
31. Алексий, П.В. Правовое определение статуса некоммерческих организаций. / Алексий П.В. - М., Юнити, 2005.
32. Андреев, Ю.Н. Участие государства в гражданско-правовых отношениях. / Андреев Ю.Н. - СПб., Юридический центр Пресс, 2005.
33. Валявина, Е.Ю. Гражданское право. В 3 т. Т. 2. 4-е изд., перераб. и доп. / Валявина Е.Ю., Елисеев И.В., Кротов М.В. - М.: Велби, 2008
34. Гражданское право: Учеб. для вузов/ Под общ. ред. Т. И. Илларионовой и др.; Гонгало Б. М.; Добрынин Ю. Е.; Евстифеев А. А.; Звягинцева Л. М.; Илларионова Т. И. и др.- М.: НОРМА; ИНФРА-М, 2008.- X, 453 с.
35. Гражданское право: Учеб./ Моск. гос. юрид. акад.; Под ред. А. Г. Калпина, А. И. Масляева; Богачева Т. В.; Глушкова Л. И.; Гришаев С. П.; Гусев С. И. и др.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Юристъ, 2007.- 535 с
36. Гражданское право: Учебник для студ. сред. спец. учеб. заведений, обуч. по спец. "Правоведение"/ Под ред. С. П. Гришаева; Глушкова Л. И.; Гришаев С. П.; Масляев А. И.; Отнюкова Г. Д. и др.- М.: Юристъ, 2008.- 484 с
37. Гражданское право: Учебник. Том I (под ред. доктора юридических наук, профессора О.Н. Садикова). - "Контракт": "ИНФРА-М", 2008
38. Козлова, Н.В. Понятие и сущность юридического лица. Очерк истории и теории: учебное пособие. / Козлова Н.В. - М. Статут. 2008.
39. Козлова, Н.В. Правосубъектность юридического лица. / Козлова Н.В. - М., Статут. 2005.
40. Косякова, Н.И. Коммерческие организации: сравнительная характеристика / Косякова Н.И. // Право, №6, 2007
41. Котова Е.В. Комментарий к федеральному закону от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателаей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" // Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров, 2009, № 11
42. Красновский, Е.А. Учреждение обществ с ограниченной ответственностью / Красновский Е.А. // Право, №9, 2009
43. Лаптев, В. В. Акционерное право/ Ин-т государства и права РАН. / Лаптев В. В. - М.: Юрид. фирма "Контракт", 2009.- 246 с.
44. Лаптев, В.В. Предпринимательское право: понятие и субъекты. / Лаптев В.В. - М.: Юрист, 2009
45. Нестолий В.Г. Комментарий к федеральному закону от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателаей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" // Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров, 2009, № 5
46. Пиляева, В. В. Гражданское право: (Юрид. конструкции, понятия, схемы и таблицы): Учеб. пособие/ Междунар. объединен. фонд освобождения от наркомании через образование, информацию, культуру и экологию "Гармония". / Пиляева В. В. - М.: Инфра-М, 2010.- 232 с.:
47. Подкопаев М.В. Комментарий к федеральному закону от 26.04.2010 № 66-ФЗ "О внесении изменения в статью 10 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателаей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" // Акты и комментарии для бухгалтера, 2010, № 11
48. Покидова Е.В. Комментарий к Приказу Минэкономразвыития России от 30.04.2009 № 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателаей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" // Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров, 2009, № 9
49. Рахмилович, В.А. О достижениях и просчетах ГК РФ. / Рахмилович В.А. // Государство и право. 2007. № 4. С. 117
50. Сагай, М. Меняем ЗАО на ОАО / Сагай М., Белоусова Д. // Консультант, 2006, № 9
51. Сергеев, А.П. Гражданское право. Т. 1. / Сергеев А.П., Толстой Ю.К. - М.: Проспект, 2007
52. Серебренников, М.М. К вопросу об ответственности участников ООО / Серебренников М.М. // Дальневосточные криминалистические чтения. Вып. 15: Сб. междун. науч. тр. – Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2008
53. Черниченко Ф.А. Комментарий к федеральному закону от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателаей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" // Московский бухгалтер, 2009, № 11-12