Введение:
Жизнь человека представляет собой важнейшее благо, основополагающую социальную ценность. При совершении преступлений против жизни наступают последствия, которые не поддаются восстановлению или возмещению: утрата жизни необратима. Убийство издревле считалось преступлением против человека и осуждалось как моралью, так и системой норм и правил, имеющих силу закона. Запрет на убийство был одним из первых табу в человеческой культуре.
Одним из важнейших направлений современной политики Российской Федерации является предупреждение преступности, в частности насильственной, которая имеет порог количественного и качественного насыщения. Актуальность темы обуславливается значимостью борьбы с такими общественно опасными деяниями, как убийства и подчеркивается тем, что Особенная часть Уголовного кодекса Российской Федерации 1996 года открывается главой шестнадцатой, предусматривающей ответственность за преступления против жизни и здоровья.
Понятие убийства представляет собой основополагающую, фундаментальную, стержневую часть, ядро применения уголовного закона в следственной и судебной практике. Многочисленные вопросы, возникающие при квалификации убийств, являются следствием многообразия различных ситуаций совершения этих посягательств и сложности признаков, которые приходится учитывать. Все это вызывает необходимость проведения более тщательного анализа убийства в целом и его отдельных признаков.
Объект и предмет исследования определяются тематикой работы, ее целью и задачами. Объектом научного анализа настоящей работы является понятие убийства и его основные признаки, как теоретическая категория и как явления социальной действительности.
Глава 2:
С низменными мотивами и целями связывается усиление уголовной ответственности. Низменными являются корыстные, хулиганские и иные мотивы, осуждаемые обществом: мотив расовой, национальной, религиозной ненависти или вражды, кровной мести, мести за осуществление правомерной и общественно полезной деятельности, цели облегчить или скрыть другое преступление, использования органов и тканей потерпевшего, подрыва конституционного строя государства и т.д. Мотивы и цели, не имеющие низменного содержания, либо не влияют на ответственность (это ревность, месть, карьеризм, личная неприязнь), либо смягчают её (мотив сострадания, цель пресечения преступления).
Уголовно-правовое значение мотивов и целей такое же, как и у остальных факультативных признаков состава преступления. Они могут выступать в роли составообразующих, когда они включены в конструкцию конкретного состава преступления (например, пиратство должно осуществляться с обязательной целью завладения чужим имуществом), могут признаваться квалифицирующими признаками, отягчающими и смягчающими уголовную ответственность обстоятельствами.
Единство цели не тождественно единству умысла. Наличие единой цели не означает наличие единого умысла. Например, один из наследников поставил перед собой цель – завладеть наследством путем убийства других наследников, которые проживают в различных, отдаленных друг от друга городах (странах). С этой целью виновный прибывает в один город (страну) и совершает убийство первого наследника. Через какое-то время он совершает второе, а затем – третье убийство. Цель одна, но умысла три. Каждый умысел возникает с начала выполнения конкретных приготовительных действий для совершения последующего самостоятельного убийства. Это необходимо учитывать при отграничении квалифицированного убийства двух или более лиц от простого повторного убийства (квалифицируемого по совокупности).
Ещё одним факультативным признаком субъективной стороны убийства является эмоция.
Эмоции представляют собой чувства и переживания, которые испытывает человек.
Среди всех эмоций, которые может испытывать человек, уголовно-правовое значение имеет только чрезвычайно сильное кратковременное эмоциональное возбуждение, вспышка таких эмоций, как страх, гнев, ярость, отчаяние, бурно протекающая и характеризующееся внезапностью возникновения, кратковременностью протекания, значительным характером изменений сознания, нарушением волевого контроля за действиями — аффект.
Аффект может быть физиологическим и патологическим. При физиологическом аффекте возникшее состояние представляет собой интенсивную эмоцию, которая доминирует в сознании человека, снижает его контроль за своими поступками, характеризуется сужением сознания, определенным торможением интеллектуальной деятельности. Однако при этом не наступает глубокого помрачения сознания, сохраняется самообладание и поэтому физиологический аффект не исключает ответственности.
Физиологический аффект является смягчающим уголовную ответственность состоянием при условии, что он является реакцией на противоправное либо аморальное поведение потерпевшего, которое может носить однократный или систематический характер; в последнем случае речь идёт о наличии длительной психотравмирующей ситуации.
Патологический аффект характеризуется полным помрачением сознания и неуправляемым импульсивным действием. Он является обстоятельством, исключающим вменяемость.
Итак, в данном параграфе мы рассмотрели признаки субъективной стороны преступления.
Подведя небольшой итог, хотелось бы сказать о значении признаков субъективной стороны убийства, оно состоит в следующем:
- Разграничение преступного и непреступного поведения (не является преступным причинение общественно опасных последствий без вины, деяние, предусмотренное нормой уголовного права, но совершённое с не указанной в ней формой вины, мотивом или целью);
- Разграничение сходных по объективным признакам составов преступлений (убийство и причинение смерти по неосторожности; самовольное оставление службы и дезертирство);
- Признаки субъективной стороны определяют степень общественной опасности преступления и преступника, являясь смягчающими и отягчающими обстоятельствам.
Заключение:
Подводя итог к проделанной работе, хочется сказать, что о таком преступлении, как убийство, сказано много, написано огромное количество научных трудов как российскими, советскими учеными в области уголовного права, так и зарубежными. Тем не менее, не смотря на то, что тема убийства изучена довольно серьезно и глубоко, на практике ошибки при квалификации данного преступления до сих пор совершаются (да и наверняка будут совершаться впредь).
Как мы видим из данной работы, убийство трактуется как преступление во всех законодательных системах мира - древних и современных. Посягательство на чужую жизнь может быть оправдано моралью и законом лишь в исключительных, редких случаях.
На современном этапе Россия стала самой опасной для проживания страной мира. По уровню насильственной смертности Россия намного опережает своих соседей – Украину и Казахстан, а также традиционного лидера по этому показателю – Колумбию.
Исходя из этого, задачи уголовной политики в сфере борьбы с посягательством на жизнь человека требует повышения эффективности правоприменительной деятельности, точного применения закона, что непосредственно связано с правильной квалификацией.
Уголовный кодекс РФ 1996г. это бесспорно большое достижение уголовно правовой науки и законодательной практики. Этот нормативно правовой акт учитывает состояние российского общества, характеристики, тенденции преступности и тем самым создаёт предпосылки для борьбы с криминальными проявлениями. Но, к сожалению, идеальных законов не бывает. И уголовный кодекс не является исключением. В нём существуют определённые проблемы которые нуждаются в совершенствовании.