Введение
На развитие культуры в ХVI веке определяющее влияние оказали 3 фактора: образование единого государства, освобождение от ордынского ига и завершение формирования русской народности. Успехи объединенного процесса оказали положительное влияние на развитие русской культуры, которая в первой половине ХVI века переживала подъем.
Завершается процесс формирования русской (великорусской) народности и русского языка. Ведущее место в языке заняли московский говор и ростово-суздальский диалект, ставшие основой разговорного и делового языка. Образование единого языка создавало основу общности материальной и духовной культуры.
Освобождение от иноземного ига наряду с созданием государства способствовало подъему национального самосознания. Укрепилось единство русской народности. В государстве все больше утверждалось понятие «Россия» и производное от него «российский», которые употреблялись для определения всей страны и ее населения. Слово «русский» стало применяться для обозначения принадлежности к русской народности, а слово «российский» употреблялось для обозначения принадлежности к Российскому государству. Окончательно это утвердилось в начале ХVII века.
2. Образ Ивана Грозного в народной поэзии Арзамасского края
Казанский поход и завоевание Астраханского царства, органично связанные в сознании современников с именем Ивана IV, составили сюжетную основу многочисленных произведений фольклора. Царь-победитель стал героем большинства исторических песен XVI века. Образ его запечатлели сказки, предания, легенды; он проник даже в заговоры.
По свидетельству Олеария, Грозный уже при жизни знал и любил слушать песни о своих деяниях: «Когда, бывало, этот царь захочет повеселиться за пирушкой, то приказывает петь песни, сложенные о завоевании Казани и Астрахани». Академик В.Б. Миллер проанализировал запевы песен о Грозном и выявил в них элементы творчества скоморохов, веселивших царя.
Образ Грозного стал основой множества историко-топонимических легенд и преданий, до сих пор бытующих в местах, по которым проходили пути следования царских войск. Песни и предания о походе на Казань широко представлены и в мордовском фольклоре. Эти произведения хранят живые черты эпохи, в них запечатлелись свидетельства людей, или помнивших о недавних событиях, или слышавших о них от очевидцев.
Список литературы
1. Власова З.И. Фольклор о Грозном у П.И. Мельникова-Печерского и Н.К. Миролюбова // Фольклор и историческая действительность (Русский фольклор. Т.20)/ - Л.: Наука, 1981. – 321 c/
2. ИРЛИ, РО. Архив П.И. Мельникова-Печерского. Ф.95. Оп. №1. Ед. хр.№7. Л.115-133.
3. Миллер В.Ф. К песням о взятии Казани. Русские и инородческие предания о казанском походе Ивана Грозного // Миллер В.Ф. Очерки русской народной словесности. Т. III. - М. Л., 1924. – 145 c.
4. Миллер В.Ф. Русские и инородческие предания о казанском походе Ивана Грозного // Миллер В.Ф. Очерки русской народной словесности. Т. III. - М. Л., 1924. – 161 с.
5. Мордовское народное устно-поэтическое творчество. - Саранск: Мордовское кн. изд-во, 1975. – 289 с.