Курсовая практика по теме: Энергетическая безопасность РФ

Название работы: Энергетическая безопасность РФ

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая практика

Предмет:

Экономика отраслей

Страниц:

42 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

Введение……………………………………………………………………….…3

1. Теоретические аспекты исследования энергетической безопасности государства…………………………………………………………………….…6

1.1. Состояние проблемы………………………………………………….…..6

1.2 Энергетическая безопасность государства: понятие, сущность…………14

1.3. Цель и принципы обеспечения энергетической безопасности государства………………………………………………………………………15

2. Анализ и оценка уровня энергетической безопасности государства (на примере России)…………………………………………………………………19

2.1 Основные энергетические показатели развития страны……………….19

2.2 Оценка уровня энергетической безопасности государства…………….23

2.3 Нормативно-правовые основы обеспечения энергетической безопасности государства……………………………………………………….25

3. Угрозы энергетической безопасности и направления их нейтрализации (на примере России)…………………………………………………………………29

3.1.Возможные (потенциальные) угрозы энергетической безопасности государства……………………………………………………………………….29

3.2 Стратегические направления нейтрализации угроз энергетической безопасности государства……………………………………………………….32

Заключение……………………………………………………………………….41

Список использованных источников…………………………………………..43

Выдержка:

Введение:

Актуальность работы обусловлена тем, что энергоресурсы имеют важное значение для улучшения качества жизни и расширения возможностей, открывающихся перед гражданами стран мира - как развитых, так и развивающихся. Поэтому обеспечение эффективного, надежного и экологически безопасного энергоснабжения по ценам, отражающим фундаментальные принципы рыночной экономики, представляет собой вызов для нашей страны и всего человечества.

Можно сказать, что на данный момент не выработано единое понимание самого понятия энергетической безопасности государства (ЭБГ), а в ряде случаев значения, которые страны вкладывают в это понятие, прямо противоположны друг другу. Но в контексте понимания этого понятия как глобального, энергетическая безопасность означает не только предотвращение конфликтов за энергетические ресурсы между поставщиками и потребителями, внутри группы стран-поставщиков и внутри группы стран-потребителей, но и расширение доступа к энергетическим ресурсам. Невозможность развития экономики без энергетики означает также невозможность преодоления проблем, которые давно признаны мировым сообществом как глобальные: бедность, эпидемии, низкий уровень образования, угрозы экологии и др. Из этого следует вывод, что энергетическая безопасность является составной частью глобальной системы безопасности.

На данный момент в мировом сообществе существует понимание того, что углеводородные ресурсы, являющиеся на данный момент базовыми, могут быть исчерпаны через определенное время. Соответственно страны-поставщики, так же, как и все остальные, будут постепенно приходить к необходимости изменения структуры своего топливно-энергетического баланса, уделяя все большее внимание альтернативным источникам энергии.

Сохранение ситуации, при которой 2 млрд. людей не имеют доступа к энергетическим ресурсам, грозит гуманитарными катастрофами, ростом напряженности в мире, появлением новых конфликтов и усугублением имеющихся глобальных проблем. И именно в рамках международного механизма по обеспечению энергетической безопасности возможен выход за пределы исключительно торгово-финансовых энергетических взаимоотношений отдельных стран, и создание системы устойчивого обеспечения энергетическими ресурсами всех стран.

Глава 3:

Для управления энергетической безопасностью РФ необходимо обеспечить :

• мониторинг энергетической безопасности по показателям (индикаторам);

• идентификацию существующих и прогнозируемых угроз энергетической безопасности;

• поиск наилучших путей преодоления угроз;

• ввод в действие принятых мероприятий;

• анализ эффективности реализованных мероприятий.

Предлагается создать технологию, основанную на использовании «сценарных» методов управления.

Для создания системы обеспечения энергетической безопасности необходимо выполнение следующих мер .

1. Должна быть сформирована система объективных показателей (индикаторов) энергетической безопасности. Для этого необходимо собрать и проанализировать состояние защищенности жизненно важных интересов населения, предприятий, муниципальных образований и субъекта РФ в целом в настоящее время и в прогнозируемой перспективе. На основе этого анализа формируется перечень показателей с указанием степени их значимости и связанных с ними угроз. Примерный перечень индикаторов энергетической безопасности был приведен выше.

Индикаторы могут быть как количественными, так и качественными, отражающими мнение экспертов. По каждому показателю необходимо разработать границы «нормального» изменения показателя, в рамках которых считается, что угрозы энергетической безопасности нет.

2. Для идентификации уже существующих угроз энергетической безопасности требуется проведение мониторинга показателей. В результате мониторинга энергетической безопасности должно обеспечиваться непрерывное (или периодическое) наблюдение за всей совокупностью процессов и состояний топливно-энергетического комплекса с позиций энергетической безопасности.

Объектами мониторинга являются:

• электрические станции, котельные, электрические и тепловые сети и другие объекты энергетики, главной хозяйственной функцией которых является снабжение потребителей энергией и топливом;

• территориально-хозяйственные объекты, обеспечивающие надежность, живучесть, резервируемость и взаимозаменяемость в обеспечении населения, территории, и хозяйственные комплексы топливом и энергией;

• системы управления регионом, муниципальными образованиями и производственными комплексами;

• природно-климатические объекты, изменение состояния которых может вызывать крупномасштабные негативные последствия для топливо и энергообеспечения;

• система управления персоналов важнейших энергетических объектов и производств.

Если мониторинг показывает, что показатели не выходят за допустимые границы значений, угроза не фиксируется. Если фиксируется выход некоторого показателя за установленные границы, проводится анализ с целью локализации отклонения, выявления остроты угрозы энергетической безопасности, характера и особенностей их проявления, а также для выявления причин отклонений.

Для анализа может быть использованы заранее составленные сценарии, связывающие перечень угроз со значениями индикаторов. Выявленная причина фиксируется как проблемная ситуация.

3. Для идентификации потенциальных угроз (рисков), проводится периодический анализ ситуации экспертами. Группа экспертов проводит оценку (диагностику) существующего и ожидаемого уровня энергетической безопасности. Сопоставляется перечень возможных угроз с текущим положением дел. При прогнозировании определенной угрозы фиксируется проблемная ситуация.

4. Для выявленных экспертами проблемных ситуаций определяются наилучшие пути их устранения (комплексы мероприятий).

Для каждой из проблемных ситуаций может быть заранее сформирован комплекс мер по нейтрализации угроз (в виде административных и экономических решений). Предлагаемые меры могут быть двух типов: устраняющие ситуацию и компенсирующие. Компенсирующие меры применяются в случае, когда невозможно устранить кризисную ситуацию. Они позволяют, не устраняя проблемы, улучшить значение показателей.

Могут быть разработаны альтернативные варианты мер. В этом случае должны быть разработаны критерии выбора лучших альтернатив (например, время уст-ранения проблемной ситуации, уменьшение потерь, затраты на устранение). Необходимо определить, как сочетаются комплексы мер по устранению каждой из выявленных проблемных ситуаций и выбрать оптимальное сочетание мероприятий.

5. Формируются планы по реализации комплекса мероприятий (с указанием затрат, их источника, сроков, исполнителей) и осуществляется их реализация. В хо-де выполнения мероприятий по преодолению или нейтрализации угроз проводится контроль их выполнения и анализ эффективности.

Для реализации описанной технологии необходимо создать систему управления обеспечения энергетической безопасности (СУЭБ) субъекта РФ. Для работы по данной технологии необходимо провести подготовку кадров, участвующих в обеспечении энергетической безопасности.

Схема управления энергетической безопасностью

Для управления энергетической безопасностью субъекта РФ предлагается схема управления (рис.1), относящаяся к матричному типу управления . Матричная структура используется предприятиями и организациями со сложной деятельностью, действующими в нестабильных условиях, когда возникает потребность в реализации разнотипных масштабных мероприятий.

Заключение:

Для обеспечения энергетической безопасности в РФ необходимо решение первоочередных проблем.

1. Должна быть сформирована система объективных показателей (индикаторов) энергетической безопасности. Для этого необходимо собрать и проанализировать состояние защищенности жизненно важных интересов населения, предприятий, муниципальных образований и субъекта РФ в целом в настоящее время и в прогнозируемой перспективе. На основе этого анализа формируется перечень показателей с указанием степени их значимости и связанных с ними угроз.

2. Необходимо осуществить модернизацию во многом устаревшей морально и изношенной физически технологической базы ТЭК и обеспечить воспроизводство его вырабатываемой ресурсной базы – обычно в новых регионах и худших природно-геологических условиях. Предусматривается, что в текущем десятилетии ввиду ограниченности инвестиций (кроме нефтяной отрасли) технологическая модернизация будет происходить в первую очередь на существующих производственных мощностях (с учетом продления сроков их службы), а в дальнейшем – путём их коренной реконструкции и создания новых мощностей с использованием лучших отечественных и соответствующих нашим условиям зарубежных технологий .

3. Потребуется изменение структуры потребления и размещения производства топливно-энергетических ресурсов. Предусмотрено увеличение потребления атомной и гидроэнергии, угля и возобновляемых источников, а также рассредоточение добычи углеводородов из Западной Сибири по другим регионам страны.

Похожие работы на данную тему