Введение:
Формирование и управление прибылью является основой предпри-нимательской деятельности. Масса полученной прибыли является характе-ристикой эффективности деятельности хозяйствующих субъектов. Одним из достаточно простых и в то же время результативных методов анализа с целью оперативного и стратегического планирования и управления финан-сово-хозяйственной деятельностью предприятия является маржинальный анализ. Данный метод позволяет выявить зависимость финансовых резуль-татов деятельности от изменения издержек, цен, объемов производства и сбыта продукции. Он имеет исключительно важное значение для подъема экономики предприятия в условиях рынка.
Все вышесказанное указывает на актуальность темы данной курсо-вой работы.
Целью данной работы является изучение сути маржинального анали-за и операционного рычага, а также возможностей его использования.
Исходя из цели, при написании работы, мной были поставлены сле-дующие задачи:
- раскрыть понятие и значение маржинального анализа;
- определить ограничения, с которыми связано применение маржи-нального анализа;
- изучить методику маржинального анализа;
- дать понятие операционного рычага и рассмотреть возможности его использования;
- выполнить практическое задание.
При написании работы были использованы различные учебные по-собия по бухгалтерскому финансовому учету, бухгалтерскому управленче-скому учету, периодические издания, а также электронные ресурсы.
Глава 2:
Положительное воздействие производственного рычаг начинает про-являться лишь после того, как предприятие преодолело точку безубыточ-ной своей деятельности.
Для того, чтобы положительный эффект производственного рычаг начал проявляться, предприятие в начале должно получить достаточной размер маржинального дохода, чтобы покрыть свои постоянные затраты. Это связано с тем, что предприятие обязано возмещать свои постоянные затраты независимо от конкретного объема продаж, поэтому, чем выше сумма постоянных затрат, тем позже, при прочих равных условиях, оно достигнет точки безубыточности своей деятельности. В связи с этим, пока предприятие не обеспечило безубыточность своей деятельности, высокий уровень постоянных затрат будет являться дополнительным “грузом” на пути к достижению точки безубыточности.
По мере дальнейшего увеличения объема продаж и удаления от точ-ки безубыточности эффект производственного рычага начинает снижаться. Каждый последующий процент прироста объема продаж будет приводить к все большему темпу прироста суммы прибыли.
Механизм производственного левериджа имеет и обратную направ-ленность - при любом снижении объема продаж в еще большей степени будет уменьшаться размер прибыли предприятия.
Между производственным левериджем и прибылью предприятия существует обратная зависимость. Чем выше прибыль предприятия, тем ниже эффект производственного левериджа и наоборот. Это позволяет сделать вывод о том, что производственный леверидж является инстру-ментом, уравнивающим соотношение уровня доходности и уровня риска в процессе осуществления производственной деятельности.
Эффект производственного левериджа проявляется только в корот-ком периоде. Это определяется тем, что постоянные затраты предприятия остаются неизменными лишь на протяжении короткого отрезка времени. Как только в процессе увеличения объема продаж происходит очередной скачок суммы постоянных затрат, предприятию необходимо преодолевать новую точку безубыточности или приспосабливать к ней свою производ-ственную деятельность. Иными словами, после такого скачка эффект про-изводственного левериджа проявляется в новых условиях хозяйствования по-новому.[15]
Понимание механизма проявления производственного левериджа по-зволяет целенаправленно управлять соотношением постоянных и перемен-ных затрат в целях повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности при различных тенденциях конъюнктуры то-варного рынка и стадии жизненного цикла предприятия.
При неблагоприятной конъюнктуре товарного рынка, определяющей возможное снижение объема продаж, а также на ранних стадиях жизнен-ного цикла предприятия, когда им еще не преодолена точка безубыточно-сти, необходимо принимать меры к снижению постоянных затрат пред-приятия. И наоборот, при благоприятной конъюнктуре товарного рынка и наличии определенного запаса прочности требования к осуществлению режима экономии постоянных затрат могут быть существенно ослаблены. В такие периоды предприятие может значительно расширять объем реаль-ных инвестиций, проводя реконструкцию и модернизацию основных про-изводственных фондов.
Заключение:
В целом по работе можно сделать вывод, что маржинальный анализ и операционный рычаг служат инструментом для:
текущего планирования при определении возможной величины при-были, убытков;
обеспечения информацией при принятии решения путем анализа влияния изменений цены продукции, объемов производства, величины из-держек на прибыль;
оценки новых проектов на основе прогнозируемых издержек
и доходов.
Для отечественных предприятий маржинальный анализ еще не явля-ется официально рекомендованным, в связи с чем пока он используется в основном для прогнозных расчетов значений цены, прибыли, выручки от реализации
Использование механизма операционного рычага, целенаправленное управление постоянными и переменными затратами, оперативное измене-ние их соотношения при меняющихся условиях хозяйствования позволит увеличить потенциал формирования прибыли предприятия.
Методика маржинального анализа, являясь универсальной, может быть использована на предприятиях любых отраслей, в том числе на пред-приятиях, являющихся составными частями объединений и передающих свою продукцию во внутренний оборот по себестоимости