Введение
Коррупция относится к числу наиболее опасных явлений, дестабилизирующих экономическое и социальное развитие Российской Федерации. В последние годы масштабы коррупции, а также негативные последствия влияния коррупции на обеспечение конституционных прав и свобод личности, защиту интересов общества и государства стали представлять значительную угрозу национальной безопасности Российской Федерации.
Коррупция как вид преступности тесно связана с другими видами антиобщественных явлений, прежде всего с теневой экономикой, и представляет непосредственную угрозу экономической безопасности страны. Коррупция способствует криминализации экономики и препятствует нормальной предпринимательской деятельности, снижает уровень конкуренции, подавляет развитие малого и среднего бизнеса. Данный вид преступности прогрессирует и стремительно пытается встроиться в легальную экономическую структуру государства, в том числе и при реализации масштабных социальных программ, приоритетных национальных проектов, а также в систему государственных закупок.
2. «Стратегия войны»
Стратегия «войны» состоит в борьбе с внешними проявлениями коррупции (случаями дачи взяток конкретным чиновникам), с уже существующей коррупцией, с конкретными коррупционерами.
Анализ различных аспектов применения «стратегии войны», а также её концептуальной сущности позволяет выделить следующие преимущества такого подхода:
- проблема коррупции формулируется и ставится на повестку дня;
Первый шаг в успешной борьбе против коррупции – признание существования самой коррупции как существенной проблемы. Очевидно, что в обществах, в которых тема коррупции административно или культурно табуирована, борьба с коррупцией вряд ли представляется возможной.
Кроме того, государство занимает четко определенную позицию по отношению к коррупции, что демонстрирует политическую волю и готовность власти к активному реформированию общества (пусть даже с помощью весьма специфических методик) . Такая позиция более конструктивна, чем игнорирование проблемы.
- быстрое получение результата.
«Стратегия войны» быстро дает видимый результат. Репрессивные меры по сути своей публичны, так как их результат затрагивает большое число людей, легко поддается измерению, легко может быть использован в целях политической рекламы, быстро достигает общественности и надолго запоминается.
К недостаткам данной стратегии можно отнести следующее:
1) стратегия будет носить карательный характер, который выражается в ужесточении государственного контроля;
Список использованных источников
Anticorruption in transition. A contribution to the policy debate. The World Bank. Washington, D.C., 2000.
Антикоррупционная политика. Учебное пособие. Под ред. Г.А.Сатарова. М., 2004, C. 27.
Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России / Материалы Всероссийской научной конференции (Москва, 6 июня 2007 г.) – М., Научный эксперт, 2007.
Пархоменко С.А., Головщинский К.И. Сравнительный анализ стратегий по борьбе с коррупцией. / Государственное управление. электронный вестник. Выпуск № 1, 23.09.2003 г.:
http: //www. e-journal.spa.msu.ru/images/File/2003/parkkhomenko.pdf
Полтерович В.М. Стратегии институциональных реформ. Перспективы и траектории. // Экономика и математические методы. 2006. Т. 42. Вып. 1.
Римский В.Л. Системность российской коррупции и возможность противодействия ей / Материалы Всероссийской научной конференции (Москва, 6 июня 2007 г.) – М., Научный эксперт, 2007.
Указ Президента РФ от 10.01.2000 № 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации» / Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 2, ст. 170.
Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» / «Российская газета», № 88, 19.05.2009.