ВВЕДЕНИЕ
Организация внутреннего контроля в условиях системы Российской экономики требует всестороннего, полного, глубокого анализа и исследования. Методический материал рассматриваемой области разработан в России в основном для финансово-кредитных учреждений, поэтому есть проблемы применения его в коммерческих предприятиях.
Повышение внимания теоретиков и практиков корпоративного управления к вопросам внутреннего контроля на предприятии объясняется усилением конкурентных отношений, широкомасштабным распространением новых ресурсо-, энерго- и трудосберегающих технологий, растущей диверсификацией и транснационализацией бизнеса. Тема дипломной работы «Организация и функционирование системы внутреннего контроля», имеет в настоящее время большую актуальность, т.к. любой управляющий нуждается в подтвержденной информации для принятия управленческих решений.
Контроль — объективно необходимое слагаемое хозяйственного механизма при любом способе производства. На микроэкономическом уровне, т.е. на уровне управления экономической единицей, различают внешний контроль, осуществляемый внешними по отношению к организации субъектами управления (органы государства, контрагенты по финансово-хозяйственным договорам, потребители, общественность), и внутренний контроль, осуществляемый субъектами самой организации (собственники, администрация, персонал).
2. ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ
2.1. Методика, принципы организации внутреннего контроля
Для организации системы внутреннего контроля предлагаются следующие последовательные этапы:
1. Установление стандартов
Стандарты – это конкретные цели, прогресс в изменении которых поддаётся измерению. Эти цели явным образом вырастают из процесса планирования. Все стандарты, используемые для контроля, должны быть выбраны из многочисленных целей и стратегий организации .
Цели, которые могут быть использованы в качестве стандартов для контроля, отличают две очень важные особенности. Они характеризуются наличием временных рамок, в которых должна быть выполнена работа, и конкретного критерия, по отношению к которому можно оценить степень выполнения работы. Подобные показатели позволяют руководству сопоставить реально сделанную работу с запланированной и ответить на следующие важные вопросы: «Что мы должны сделать, чтобы достичь запланированных целей?» и «Что осталось не сделанным?»
На данном этапе устанавливаются показатели результативности для таких величин как прибыль, объём продаж, стоимость материалов.
2 Сопоставление достигнутых результатов с установленными стандартами
Второй этап процесса контроля состоит в сопоставлении реально достигнутых результатов с установленными стандартами. Менеджером оценивается, насколько достигнутые результаты соответствуют его ожиданиям. Даётся оценка, которая служит основой для решения о начале действий. Определяется масштаб отклонений, измерений результатов, передаче информации, её оценке.
Измерение результатов, позволяющих установить, насколько удалось установить, насколько удалось соблюсти установленные стандарты, - это самый трудный и самый дорогостоящий элемент контроля. Заключительная стадия этапа сопоставления заключается в оценке информации о полученных результатах.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андрияхина А.М., Гущина К.О. Защита трудовых прав граждан. Практическое пособие. – М:Дашков и К, 2008
2. Бурцев В.В. Внутренний контроль: основные понятия и организация проведения //Менеджмент в России и за рубежом №4/2002
3. Богатко А.М. Система управления развитием предприятия. - М.: Финансы и статистика, 2006
4. Веснин В.Р. «Основы менеджмента: учебник» -М: Проспект, 2009
5. Волкогонова В.Д. Стратегический менеджмент (Учебник) – М: Изд: Форум ИНФРА-М, 2004г
6. Внутренний аудит и внутрифирменный контроль- М.Книга-Сервис, 2005
7. Волкогонова В.Д. Стратегический менеджмент (Учебник) – М: Изд: Форум ИНФРА-М, 2004г
8. Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) ФЗ №51-ФЗ от 30.11.1994г (Ч1 и Ч2)
9. Гончарук Н.А. Развитие предприятия//www.cfin.ru
10. Генри Минцберг Структура в кулаке. Создание эффективной организации -М:Питер, 2004г
11. Газиян C. Аудит системы внутреннего контроля// Бухгалтерия и банки, N 3, март 2009
12. Давыденко Е.А. Проблемы организации финансового планирования и контроля на отечественных предприятия// Финансовый менеджмент, №2, 2005
13. Дементьев А.К. Система внутреннего аудита и контроля, оценка эффективности. – М.: Бератор, 2007
14. Инструкция по организации работ, охране труда и экологической безопасности при работе на ПЭВМ /ПК/ (утв. приказом Госкомпечати РФ от 11 декабря 1998 г. N 130)
15. Евдокимова А.В., Пашкина И.Н. Внутренний аудит и контроль финансово-хозяйственной деятельности организации – М:Изд.Дом. «Дашков и К»
16. Жарылгасова Б.Т. Общие рекомендации по разработке внутрифирменных стандартов аудиторской деятельности //Аудиторские ведомости. – 2007 - № 12
17. Жиганшина Д.Р. Внутренний аудит в системе внутреннего контроля организации //Бухгалтер и закон, N10, октябрь 2007г
18. Краснова И.А. Методика проведения внутренней аудиторской проверки эффективности системы внутреннего контроля бизнес-процессов// http://www.auditnet.ru
19. Клейнер Г.Б. Стратегия предприятия. – М.: Дело, 2008
20. Комзолова А.А. «Финансовый менеджмент: учеб.пособие» – М.: «Дашков и К», 2008
21. Коптелов А., Беркович В. Как построить эффективную систему внутреннего контроля//Риск-менеджмент, N5-6, май-июнь 2007
22. Любовцева Е.Г. Место и роль внутреннего контроля в процессе управления организацией//Экономический анализ: теория и практика, №7(88), апрель 2007г
23. Ланина И.Б. Организация работы службы внутреннего аудита на предприятии. //Бухгалтерский вестник – 2008 Организация внутреннего аудита на предприятии// обзор сайта www.std1.ru
24. Либерман И.А.Методы внутреннего контроля численности административно-управленческих работников предприятий и организаций//Финансовые и бухгалтерские консультации, N8, август 2008
25. Методические рекомендации по разработке инструкций по охране труда (утв. Минтрудом РФ 13 мая 2004 г.)
26. Парахин В.Н. Стратегический менеджмент (Учебник ) –М: Изд: КноРус
27. Подобед М. Внутренний аудит и внутрифирменный контроль. Правила и стандарты. Методические рекомендации. Кодекс этики аудиторов – М: Приор, 2005г
28. Проданова Н.А. Внутренний контроль, аудит и ревизия- М:Налог-Инфо, 2006
29. Прошнев А.Г., Румянцева З.П., Саломатин Н.А. Управление организацией –М:Инфра-М, 2008
30. Поляк Г.Б. Финансовый менеджмент. Учебник для ВУЗов – М:Юнити, 2007
31. Сотникова Л.В. Оценка состояния внутреннего аудита-М:Юнити-Дана, 2005г
32. Старовойтова Е.В., Молодцова Е.Л. Основные принципы и процедуры системы внутреннего контроля качества аудиторских услуг// Аудиторские ведомости, N2, февраль 2006
33. Сонин А. Внутренний контроль и внутренний аудит - необходимость для компании. Институт внутренних аудиторов.www.iia-ru.divo.ru
34. Скрипниченко В. А. Эффективный налоговый и аудиторский контроль – М:Изд-во Бухгалтерский учет, 2007
35. Сафаров А.Корпоративная информационная среда системы контроллинга// www.cfin.ru
36. Соколов Б. Внутренний контроль и аудит//Аудит и налогообложение, №12, декабрь 2008
37. • Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (ТК РФ) (с изменениями и дополнениями)
38. •Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (с изменениями и дополнениями)
39. Юдина И. Внутренний контроль: проблемы, критерии эффективности и значение в управлении компанией// Рынок ценных бумаг, №4, 2005