ВВЕДЕНИЕ
В большинстве европейских обществ к началу XX века сложились две модели культуры.
Высокая (элитарная) культура — изящное искусство, классическая музы-ка и литература — создавалась и воспринималась элитой.
Народная культура, включавшая сказки, фольклор, песни и мифы, при-надлежала бедным.
Продукты каждой из этих культур были предназначены для определенной публики, и эта традиция редко нарушалась. С появлением средств массовой информации (радио, массовых печатных изданий, телевидения, грамзаписи, магнитофонов) произошло стирание различий между высокой и народной культурой. Так возникла массовая культура.
Средства массовой информации и массовая культура неразрывно связаны между собой. Культура становится массовой, когда ее продукты стандарти-зируются и распространяются среди широкой публики.
2. СУТЬ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ.
Массовая культура выполняет роль активизации и упрочения обществен-ного настроения. Она представляет собой инобытие традиционной культуры, это народная культура сегодня. Суть ее заключается в адаптации и тиражи-ровании образцов высокой культуры для массового сознания (например, эк-ранизация классических произведений). Массовая культура — это организа-ция чувств.
Конечной ее целью является социальная мифологизация. Существенными свойствами продукта массовой культуры являются: мимизация адресата; рекламность; яркость формы и агрессивность воздействия; репрессивность, т. е. продукт массовой культуры вытесняет менее яркие и менее устойчивые порождения; яркие краски, выразительно усиленные изобразительные формы эмоции и действия; бесстрастность и холодность; героизация реальности или ее драматизация.
Основными чертами продукта массовой культуры являются:
? анонимность (адресован рядовому потребителю);
? читаемость (разговор на языке масс, работа с клише);
? однозначность и простота;
? узнаваемость (резонанс основных инстинктов; эрос, жажда власти и др.);
? знакомая маркировка;
? цикличность, повторяемость производства (повтор популярной пес-ни по радио);
? массовый продукт преходящ, изменчив и очень цепок.
Продукция массовой культуры неоднородна. Она существует в разных сферах, и в ней самой существуют разные уровни: от продукции класса Б (кич) до высокопрофессиональной продукции класса А. [5, c.151]
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Белл Д. Конец идеологии. — М.: Академия, 1999. — 302 с.
2. Костина А.В. Популярная культура // Знание. Понимание. Умение. — 2005. — № 3.
3. Кузнецова Т.Ф. Массовая культура: аспекты понимания // Знание. Пони-мание. Умение. — 2006. — № 1.
4. Культурология: учеб. пособие / З. А. Неверова [и др.] / под науч. ред. А. С. Неверова.— 2-е изд., испр. — Мн.: Выш. шк., 2005. — 368 с.
5. Мамонтов С.П. Основы культурологии. — М.: Олимп, 1999. — 263 с.
6. Массовая культура: Учебное пособие / К.З. Акопян, А.В. Захаров, С.Я. Ка-гарлицкая и др. — М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2004. — 304 с.
7. Мигун Д.А. Обществоведение: пособие для абитуриентов / Д.А. Мигун. Мн.: Новое знание, 2009. — 400 с.
8. Фетисова Т.А. Культура города. //Человек: образ и сущность. — М.: Ини-он, 2000. — 156 с.
9. Цаплин В.С. Странная цивилизация / Владимир Цаплин. — М.: Аст-рель: ACT, 2006. — 640 с.