Введение:
Актуальность исследования. В современных условиях, когда предприятиям дана самостоятель¬ность в разработке своих производственных программ, планов произ¬водственного и социального развития, в определении стратегии в обла¬сти ценовой политики, существенно возрастает ответственность руко¬водителей за принимаемые ими управленческие решения. Для выработки эффективных и оперативных решений управляющим необ¬ходима достоверная информация как о производственном, так и о фи¬нансовом положении предприятия. Решением второй части этой зада¬чи и занимается бухгалтерская служба предприятия.
В самом общем виде бухгалтерский учет — это информационная си¬стема, которая измеряет, обрабатывает и передает финансовые данные. Говоря о такой системе, в первую очередь следует определить, что имен¬но ею измеряется. Бухгалтерский учет связан с измерением влияния (в денежном выражении) хозяйственных операций на капитал конкрет¬ных хозяйствующих единиц — организаций. Объектом измерения в бухгалтерском учете являются хозяйственные операции.
В условиях рыночной экономики значительно усложнился процесс управления предприятием, которому предоставлена полная хозяйствен¬ная и финансовая самостоятельность. Хозяйственная самостоятель¬ность заключается в выборе организационной формы предприятия, вида деятельности, партнеров по бизнесу, в определении рынков сбыта продукции (услуг) и т.д. Финансовая самостоятельность предприятия состоит в его полном самофинансировании, выработке финансовой стратегии, политики ценообразования и др. Следовательно, усложня¬ются и задачи, стоящие перед системой бухгалтерского учета. Бухгал¬терский учет административной системы сегодня не смог бы удовлет¬ворить запросы современного «рыночного» предприятия. В этих усло¬виях неизбежным становится появление управленческого учета как самостоятельной отрасли бухгалтерской деятельности. Весь бухгалтерс¬кий учет начинает делиться на финансовый и управленческий.
В отличие от финансового учета, управленческий учет не регулируется централизованно, а основывается на методах и приемах, разработанных предприятием для получения информации, необходимой для принятия управленческих решений. Данные управленческого учета являются коммерческой тайной и недоступны для внешних пользователей.
Финансовый учет и управленческий учет являются составными частями единой системы бухгалтерского учета. Оба вида учета основаны на единых первичных документах. В управленческом учете используется информация финансового учета, а в финансовых отчетах (в частности, в Объяснительной записке) - информация управленческого учета.
Система управленческого учета применима везде: в производ¬стве, торговле, сервисном обслуживании, ориентированном на получение прибыли, а также в государственных учреждениях и других некоммерческих организациях. Принятие какой-либо системы будет означать, что именно она отражает отношение ру¬ководства к управлению и контролю запасов и расходов, установ¬лению цен и ассортиментной политике, планированию прибыли. Главное — проектирование такой системы управленческого учета, которая не просто накапливает затраты, а еще и способна поддер¬живать корпоративную стратегию.
Цель работы – исследование теоретических и практических аспектов организации финансового и управленческого учёта на примере ООО «ТД Еврокейсинг».
Глава 3:
Программный продукт позволяет в комплексе решить задачи автоматизации учета документов, взаимодействия сотрудников, контроля и анализа исполнительской дисциплины:
— централизованное безопасное хранение документов;
— оперативный доступ к документам с учетом прав пользователей;
— регистрация входящих и исходящих документов;
— просмотр и редактирование документов;
— контроль версий документов;
— полнотекстовый поиск документов по их содержанию;
— работа с документами любых типов: офисными документами, текстами, изображениями, аудио- и видеофайлами, документами систем проектирования, архивами, приложениями и т. д.;
— коллективная работа пользователей с возможностью согласования, утверждения и контроля исполнения документов;
— маршрутизация документов, настраиваемая по каждому виду документов в отдельности;
— контроль и анализ исполнительской дисциплины;
— автоматизированная загрузка документов из электронной почты и со сканера;
— учет и контроль рабочего времени сотрудников.
Программа поддерживает многопользовательскую работу в локальной сети или через Интернет, в том числе и через веб-браузеры.
Система обеспечивает поддержку множества бизнес-процессов, в том числе и управле¬ние внешними контактами предприятия. Управление внешними контактами включает реги¬страцию различных видов контактов; планирование контактов со сторонними организация¬ми; ведение истории контактов, формирование отчетов по контактам, быстрый поиск исто¬рии контактов с конкретной организацией. Внедрение данной АИС ДОУ в ООО «ТД ЕВРОКЕЙСИНГ» по¬зволит сократить затраты на: поиск документов – за счет единой системы хранения доку¬ментов сократятся затраты персонала; согласование и передачу информации – за счет авто¬матической постановки и контроля исполнения задач; простои, вызванные ожиданием необ¬ходимой для принятия решения информации.
При внедрении предлагаемой АИС ДОУ сокращается объем работ и нет не¬обходимости в увеличении штата сотрудников делопроизводства ООО «ТД ЕВРОКЕЙСИНГ». Применение программного продукта «Документооборот 8.0». Автоматизация документооборота» позволит по¬высить производительности труда офисных сотрудников предприятия, снизить затраты на обработку данных, обеспечить гарантированное выполнение корпоративных регламентов и правил за счет создания единой информационной среды для любого документооборота. В заключении необходимо отметить, что использование систем, аналогичных «Документооборот 8.0». Автоматизация документооборота» позволяет повысить оперативность управления ресурса¬ми организации, выявить ее резервы и перспективы роста для укрепления позиций на рынке.
3.2 Внедрение системы бюджетирования, планирования и прогнозирования
Бюджетирование – это составная часть управленческого стратегического учета компании. Анализ экономической литературы позволяет выделить четыре основных этапа внедрения систем бюджетирования на отечественных предприятиях:
1. Бюджетирование с целью контроля за накладными расходами было характерно в начале 1990-х гг. для компаний, оказывающих финансовые и иные услуги, затраты на которые планируются вне бюджетов. В бюджеты при этом включаются только затраты на содержание компании и ее подразделений.
2. Использование бюджетов (а по существу, смет) для контроля уровня расходов подразделений было широко распространено в быстро растущих компаниях в середине 1990-х гг., не успевших еще внедрить системы регулярного менеджмента.
3. Наиболее широкое распространение после кризиса 1998 г. получили системы бюджетирования, целью которых является планирование денежных потоков. При этом в бюджетах отражается вся деятельность предприятий, но сама бюджетная система максимально упрощена и не ориентирована на поставку информации для принятия управленческих решений.
4. И наконец, четвертой целью внедрения систем бюджетирования является использование информации не только для принятия решений, но и для мотивации руководителей и сотрудников на основе оценки эффективности деятельности подразделений. Помимо традиционных инструментов управления стоимостью и расчета отклонений между фактическими и плановыми показателями, на ряде предприятий начали внедрять комплексные системы оценки эффективности, основанные на интеграции стратегического менеджмента и управленческого учета.
Вместе с тем многие исследователи отмечают, что постановка системы бюджетирования уникальна для каждого предприятия. Более того, практика внедрения бюджетирования показала, что особенности предприятий той или иной отрасли оказывают определяющее влияние на инфраструктуру бюджетного процесса.
В 2006 г. корпорацией «Галактика» был про¬веден опрос потенциальных заказчиков системы автоматизации бюджетирования, уже использую¬щих в своей деятельности бюджетирование, с це¬лью выявления их требований в этой области.
Практический опыт внедрения систем бюджетирования позволяет заключить, что в качестве наиболее ожидаемых положительных эффектов от внедрения системы чаще всего называются: обеспечение сохранения завоеванной доли рынка выпускаемой компанией продукции; способствование созданию и продвижению новых продуктов; обеспечение необходимого уровня рентабельности производства; снижение уровня непроизводительных затрат, уменьшение сверхнормативных запасов за счет внедрения и улучшения оперативности бюджетного контроля; укрепление финансовой дисциплины, подчинение интересов отдельных структурных подразделений интересам компании в целом; снижение трудозатрат на внедрение бизнес-процессов бюджетирования; повышение в итоге рыночной стоимости бизнеса.
Можно выделить несколько главных факто¬ров, которые обусловят экономическую эффек¬тивность внедрения бюджетирования в ООО «ТД ЕВРОКЕЙСИНГ»:
— улучшение организации работы с поставщиками и покупателями;
— снижение операционных расходов;
— улучшение использования активов.
Заключение:
Самостоятельное функционирование предприятий в условиях динамично протекающих рыночных процессов ставит необходимостью развитие систем управленческого и финансового учёта.
Проведённое в работе исследование позволило сформулировать следующие выводы:
Управленческий учет — процесс, происходящий внутри фир¬мы с использованием функций учета, планирования, контроля и оценки ее деятельности, организационной работы, стимулирова¬ния и информационных связей по координированию действий. Он реализует системный подход к идентификации, измерению, сбору, анализу, подготовке, интерпретации и передаче информа¬ции, необходимой руководителю для выполнения его функций.
Финансовый учет представляет собой систему сбора, обработки и регистрации информации, содержащейся в финансовых отчетах. Цель финансового учета состоит в подготовке и представлении информации всем категориям внутренних и внешних пользователей финансовой отчетности.
Роль финансового учёта заключается в обеспечении адекватных данных для формировании достоверной финансовой отчётности в соответствии с существующим законодательством и нормативными актами.
Роль управленческого заключается в формировании полного объёма финансовых учётных данных, необходимых для принятия управленческих решений менеджерами организации.
Практические аспекты финансового и управленческого учёта рассмотрены на примере ООО «ТД Еврокейсинг».
В результате проведенного экономико-финансового анализа ООО «ТД Еврокейсинг» сделаны следующие выводы:
• в структуре имущества ООО «ТД Еврокейсинг» основную долю занимают оборотные активы – 90,7%;
• валюта баланса увеличилась вдвое в 2008 году, в 2009 году прирост активов составил 14,3%: активность организации значительно увеличилась за последние 3 года;
• в структуре пассивов ООО «ТД Еврокейсинг», основная доля приходится на заёмный капитал;
• важнейшим пассивом в структуре источников средств ООО «ТД Еврокейсинг» является краткосрочный заёмный капитал, на который приходится 61,7% всех средств, и который представлен в основном кредиторской задолженностью – 49,5 %. Кредиторская задолженность перед поставщиками и подрядчиками – основная статья краткосрочных обязательств – составила 39% в структуре пассивов на конец 2009 года.
По результатам оценки ликвидности и финансовой устойчивости ООО «ТД Еврокейсинг» сделаны выводы:
• коэффициенты абсолютной и быстрой ликвидности в большинстве случаев не соответствуют нормативным значениям, из чего следует, что денежных средств и дебиторской задолженности не достаточно для покрытия соответствующих долей краткосрочных обязательств. ООО «ТД Еврокейсинг» обладает положительным чистым оборотным капиталом, что свидетельствует о наличии запаса прочности в финансовом отношении;
• организация ООО «ТД Еврокейсинг» является финансово неустойчивой, однако в последнее время показатели показали положительную динамику, что указывает на положительное развитие организации в финансовом плане.