Дипломная по теме: Пластиковые карты как инструмент безналичных расчетов

Название работы: Пластиковые карты как инструмент безналичных расчетов

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Финансы, деньги, кредит

Страниц:

79 стр.

Год сдачи:

2010 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ В БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТАХ 6

1.1 Сущность и история развития банковских пластиковых карт 6

1.2 Место банковских пластиковых карт в системе безналичных расчетов и их основные функции 14

1.3 Проблемы развития операций с пластиковыми картами в Российской Федерации 20

2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СБЕРБАНК РОССИИ» (ОАО) В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ 25

2.1 Общая характеристика банка и анализ основных показателей его деятельности 25

2.2 Анализ операций банка с пластиковыми картами 32

2.3 Выявление недостатков и проблем в работе с пластиковыми картами 45

3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СБЕРБАНК РОССИИ» (ОАО) В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ 54

3.1 Направления совершенствования банковского карточного бизнеса 54

3.2 Меры по расширению применения пластиковых карт в деятельности банка 59

3.3 Расчет эффективности предлагаемых мер для «Сбербанка России» (ОАО) 66

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 78

ПРИЛОЖЕНИЕ 80

Выдержка:

Введение:

Количество пластиковых карт, выпускаемых в настоящее время российскими банками, а также российскими представительствами иностранных кредитных организаций, продолжает неуклонно расти, тем самым, подтверждая прогнозы экспертов. Все больше россиян становятся участниками безналичных расчетов. И это не случайно – ведь расчеты с помощью пластиковых карт давно признаны одними из самых безопасных. В любом случае, уровень безопасности у пластиковых карт выше, чем у наличных денег: чтобы не случилось, при соблюдении владельцем карты элементарных условий сохранения конфиденциальности информации, деньги остаются на счете владельца, а не перетекают в карман злоумышленников. В последние два-три года Россия переживает карточный бум. Еще несколько лет назад нашим родителям и в голову не могло прийти, что «живые» деньги можно будет получить, обратившись к банкомату, - ведь зарплата будет перечисляться на зарплатные счета, и каждый будет вправе решать, в какой момент обналичить свои деньги. Безналичная форма расчетов практически во всех магазинах, центрах обслуживания и предоставления услуг заняла свое место наравне с наличной формой, вытеснив «живые» деньги в качестве единственно возможного способа платежа на стихийные рынки.

Исходя из всего вышесказанного, можно сказать, что пластиковые карты в настоящее время активно стали оборачиваться в России, что влечет за собой расширение данного рынка. Поэтому тема работы особенно актуальна в данный период времени.

Цель дипломной работы состоит в том, чтобы, на основании анализа операций Сбербанка России с пластиковыми картами выявить направления совершенствования и повышения эффективности этих операций.

Поставленная цель обуславливает решение следующих задач:

- рассмотреть сущность и историю развития банковских пластиковых карт;

- определить место банковских пластиковых карт в системе платежного инструментария и их основные функции;

- выявить проблемы развития операций с пластиковыми картами в Российской Федерации;

- провести анализ основных показателей «Сбербанк России» (ОАО);

- проанализировать деятельность «Сбербанк России» (ОАО) с использованием пластиковых карт;

- выявить недостатки и проблемы по работе с пластиковыми картами «Сбербанк России» (ОАО);

- определить направления совершенствования банковского карточного бизнеса;

- выявить меры по расширению применения пластиковых карт в деятельности банка;

- провести расчет эффективности мер для «Сбербанка России» (ОАО).

Объектом дипломной работы выступает «Сбербанк России» (ОАО).

Предметом дипломной работы являются операции коммерческого банка с пластиковыми картами.

Дипломная работа состоит из введения, десяти параграфов, объединенных в три главы, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Во введении обосновывается актуальность темы, поставленные цели и задачи, выявляется степень разработанности.

В первой главе рассматриваются теоретические основы использования пластиковых карт: дается их определение, сущность, приводится их функции. В этом же разделе рассматривается история и проводится анализ российского опыта использования пластиковых карт. Далее выявлены проблемы развития пластиковых карт в Российской Федерации.

Глава 3:

Но именно за счет зарплатных проектов и прирастает сегодня российский карточный рынок. Почему такие проекты столь популярны, очевидно. Банкам выгодно получить «карточных» клиентов, так как часть их средств (по некоторым оценкам, до 10%) остается на счетах банка. Но главное - банки получают доступ к сотрудникам предприятия и возможность привлечь их к другим видам банковского обслуживания. Именно этим объясняется либерализм банков, которые в некоторых случаях даже предлагают бесплатное обслуживание зарплатных карточек.

Выгодны зарплатные проекты и самим компаниям. Они позволяют соблюсти конфиденциальность по суммам заработной платы, оптимизировать работу финансового отдела, до минимума свести риски, связанные с транспортировкой, хранением и выдачей наличности. Кроме того, определяясь с зарплатными проектами, компании фактически выбирают банк, в котором они будут кредитоваться, вести расчеты и получать другие услуги.

Однако всем участникам рынка сегодня ясно, что на одних зарплатных проектах, как бы выгодны они ни были, далеко не уедешь. И банкиры, и представители платежных систем ищут возможности для расширения бизнеса - как за счет привлечения новых клиентов, так и благодаря разработке новых услуг. На российском рынке пластиковых карт сложилась ситуация, когда держатели карт стали более разборчивы и требовательны к дополнительному функционалу карт. При этом средние и малые банки не в состоянии обеспечить необходимый уровень технологий; крупные банки, в свою очередь, не могут предоставить каждому состоятельному клиенту индивидуальный подход в обслуживании. В крупном розничном банке клиент может рассчитывать на услуги контроля за счетом карты посредством интернета и мобильных сообщений, а также на различные программы скидок и бонусов при обслуживании на предприятиях торговли и сервиса, заключивших соответствующий договор с банком. Отдельным клиентам доступны овердрафты, услуги страховых компаний (страхование рисков, возникающих при использовании карты или ее утрате) и тому подобное».

Российский рынок пластиковых карт, возникнув на волне «зарплатных проектов», демонстрирует впечатляющие темпы роста. По прогнозам экспертов, карточное кредитование и вовсе вытеснит потребительское и станет приоритетным для российских банков.

По данным пресс-службы VISA International, по объемам выпуска карт, обороту в магазинах, общему числу транзакций Россия лидирует среди стран региона СЕМЕА (Центральная и Восточная Европа - без ЕС, Ближний Восток, Африка - всего 84 страны), а по некоторым показателям уже близка к странам Евросоюза.

По данным ФАС, лидерство на российском рынке международных платежных систем принадлежит (кто бы усомнился) VISA (85% рынка по оборотам и 62% - по количеству эмитированных карт). Второе место (соответственно) у MasterCard (15 и 38%).

Клиенты насытились потребительскими кредитами и хотят использовать удобства кредитных карт при покупке еды, мебели и бытовой техники для новых квартир, бензина для автомобиля и при расчете в ресторане. По данным исследования, проведенного компанией IMCA по заказу MasterCard и опубликованного в открытых источниках, российские граждане склонны тратить с кредитных карточек денег на 30% больше, чем с дебетовых. Возможности кредитования картами своих ведущих сотрудников используют крупные западные компании. С ростом бизнеса, а также с приходом иностранного капитала на российский рынок появилась такая разновидность, как "бизнес-карты" (корпоративные карты). Они выдаются топ-менеджерам компании, которые могут производить по ним расчеты по бизнес-расходам. В западных странах система корпоративных карт широко практикуется. В России эта разновидность карт только начинает использоваться.

Пластиковые карты позволяют клиентам проводить операции, которые недоступны (или являются неудобными) для других платежных средств, такие как заказ и оплата товаров за рубежом, бронирование номеров в гостиницах, бронирование автомобилей, и др. Иметь пластиковую карту сейчас удобно еще и потому, что с ними можно экономить. Совместные программы банков и различных торгово-сервисных предприятий позволяют получать скидки при оплате покупок и услуг картой. VIP-клиентам почти все банки предоставляют дополнительные услуги.

По пути расширения сервисных услуг и идет большинство банков, стремясь привлечь новых клиентов. Наличие в активе банка каких-либо продуктов не дает особого преимущества, так как рано или поздно данный продукт появляется у других банков. Основное конкурентное преимущество на данном этапе - это широкий спектр услуг (это револьверные кредитные карты, инвестиционные продукты для частных лиц, ипотека и др.) и качество обслуживания.

В выигрыше будут карты, эмитированные банком совместно с какой-либо организацией, дающие льготы держателям карт при приобретении товаров или услуг.

Можно сказать, что доходная карта на сегодня, пожалуй, оптимальный вариант для краткосрочного (один - два месяца) размещения свободных средств. По некоторым месячным депозитам можно, конечно, получить и большую прибыль, но при этом у вас будут связаны руки по использованию денег. Держать на доходной карте значительные суммы по три месяца и больше вряд ли имеет смысл, в этом случае лучше все-таки заводить вклад, квартальный депозит сейчас можно открыть даже под 12,5% годовых (банк «Капитал кредит»), по доходным картам пока никто столько не платит. Вообще же доходный «пластик» идеально подходит для получения зарплаты.

Интересные программы лояльности и индивидуальный подход к каждому владельцу — вот что делает банковскую карту эффективным инструментом в конкурентной борьбе кредитных организаций. Но чтобы создать такой суперпластик, банку придется много вкладывать в IT-инфраструктуру. Без применения современных программных решений карточные продукты рискуют быстро потерять свою актуальность, а значит, и привлекательность для потребителя.

Получается, что частые вложения в модернизацию и постоянная работа над «пластиковым» IT - это нормальная практика для многих российских банков. «С развитием розничного бизнеса происходит критическая переоценка всей существующей IT-инфраструктуры банка: рост объемов эмиссии карт требует использования более мощных систем управления базами данных, установки более производительных серверов, а также постоянного увеличения дискового пространства и улучшения быстродействия сети. Кроме того, кредитные организации, как правило, вынуждены отказываться от использования маломощных розничных модулей и переходить на более производительные автоматизированные банковские системы с поддержкой разнообразных карточных продуктов и возможностью взаимодействия с процессинговыми решениями в круглосуточном режиме.

Помимо растущих требований пластикового бизнеса к IT-ресурсам банкирам приходится учитывать изменения в правилах платежных систем. Ведь взаимодействие с ними тоже обеспечивается с помощью информационных технологий. Специфика IT при взаимодействии с платежными системами проявляется, как правило, в вопросах функционирования телекоммуникаций, телекоммуникационного оборудования и почтовых модулей передачи клиринговой информации, которые напрямую связаны с IT-инфраструктурой платежных систем.

Заключение:

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы теоретического и прикладного характера.

В первой главе нами были рассмотрены теоретические основы использования пластиковых карт.

Дано определение пластиковой карты – это пластиковая пластинка с нанесенной магнитной полосой или встроенной микросхемой, дающей ключ к специальному карточному счету в банке.

Пластиковые карты по своему экономическому содержанию предназначены:

- для сокращения наличных денег в обращении;

- для увеличения доли безналичного оборота;

- для ускорения расчетов;

- для расширения объема услуг клиентами.

Основные операции, проводимые банком посредством использования пластиковых карточек и банковских автоматов:

- списание и выдача денег с текущего или сберегательного счета в банке;

- получение ссуды в пределах открытого лимита;

- депонирование денег на счете с одновременным получением депозитной квитанции;

- получение в любой момент выписки о состоянии счета клиента в банке;

- перевод средств с одного счета на другой и др.

Как известно, кредитные карты в начале прошлого столетия придумали американцы. А первыми их стали использовать магазины для богатых, чтобы удержать клиентов, так что поначалу карты оказывались чем–то средним между клубными и кредитными. Но удобство было налицо. Приходя в магазин, владелец карты вовсе не обязательно должен был иметь при себе наличность - он мог получить любой товар, а продавец, переписав данные карты, направлял счет домой клиенту.

Настоящий «денежный пластик» появился в семидесятых, а уже в восьмидесятых на каждого американца приходилось минимум по две «кредитки». Сегодня количество карт, которые можно обнаружить в портмоне жителя любой развитой страны, ничем не ограничивается. В США многие просто не носят с собой больше двадцатки наличными, в Западной Европе карточки принимают в какой угодно лавочке, и даже жрицы любви согласны на оплату своих услуг в безналичной форме.

Внедрение в платежную систему карточек позволило резко снизить необходимость личного появления клиентов в банке для совершения повседневных операций.

Основная проблема электронной системы расчетов состоит в создании надежной системы защиты банковской информации и счетов клиентов от «взлома» и незаконного снятия средств.

Банковские платежные карты (БК) являются неотъемлемым атрибутом развитой рыночной экономики. По месту в системе общеэкономических категорий, БК являются разновидностью безналичных денег и выполняют в той или иной степени все присущие им функции:

1) меры стоимости;

2) средства обращения;

3) средства платежа;

4) мировых денег (всеобщего эквивалента);

5) сокровища (накопления богатства).

Однако, как и любые другие разновидности денег, они специализированы, то есть ориентированы на выполнение главным образом отдельных функций, которые являются для них основными. Это – средство платежа, средство обращения, мировые деньги и отчасти – средство накопления.

Похожие работы на данную тему