Введение:
Актуальность темы исследования. Проблема коррупции на различ-ных уровнях власти в нашей стране приобрела масштабы угрожающие разви-тию государства и демократии. Однако, как справедливо утверждают иссле-дователи данной проблемы, нет такого государства, которое бы не сталкива-лось с данной проблемой. В период глобализации, проблемы коррупции шагнули за границы государств и приобрели характер проблемы, которую следует решать на международном уровне.
Коррупция сегодня самым негативным образом сказывается не только на развитии экономики, финансовой системы и всей инфраструктуры рос-сийского государства вообще, но и влияет на интеграцию государства в меж-дународное экономическое и политическое сообщество.
Следует подчеркнуть также, что коррупция в деятельности органов го-сударственной власти и управления способствует развитию организованной преступности, создает питательную почву для развития очагов экстремизма и терроризма, ставит под угрозу реализацию национальных проектов, а также подрывает все государственно-правовые реформы, которые в настоящее вре-мя проводятся в нашей стране. Все эти и ряд других проблем делают объек-тивно необходимым формирование административно-правового механизма противодействия коррупции.
Как в нашей стране, так и за рубежом, отчасти, причиной роста кор-рупции является плохое качество нормативной правовой основы деятельно-сти государственных органов и их служащих. В этой связи для решения мно-гих проблем в сфере противодействия коррупции в Российской Федерации необходимо использовать зарубежный опыт. Связано это с тем, что во мно-гих развитых зарубежных государствах сформирован административно-правовой механизм противодействия коррупции. Кроме того, практически во всех зарубежных государствах создана такая административно-правовая и организационная основа противодействия коррупции, позволяющая снизить уровень коррупции до масштабов, не представляющих опасности для лично-сти, общества и государства.
В этой связи исследование зарубежного законодательства, направлен-ного на регулирование противодействия коррупции является крайне актуаль-ным, поскольку позволяет разработать такие механизмы противодействия коррупции применительно к нашей стране, которые бы позволили значи-тельно снизить ее уровень.
Также актуальность темы можно определить еще и тем фактом, что Россия все более интегрируется в международный бизнес. Поэтому, для его развития да и для самого его существования, является крайне важным дейст-вовать в правовом поле государств, на чьей территории действует та или иная компания.
Объектом исследования являются общественные отношения, кото-рые складываются в области международного экономического сотрудничест-ва в связи с реализацией механизма противодействия коррупции, а также оп-ределение перспективных направлений использования зарубежного опыта противодействия коррупции.
Глава 3:
Представительство Diebold в России было зарегистрировано в 1998 г., в 2003 была создана дочерняя компания «Диболд Селф-Сервис СНГ». По дан-ным Diebold, сомнительные выплаты российское отделение осуществляло преимущественно в 2005-2008 гг. Расследование коррупционных процессов в России определяется международными процедурами. В рамках процедуры Министерство иностранных дел должно направить обращение в Генераль-ную прокуратуру, а Генпрокуратура – выдать поручение следственным орга-нам.
Стоит отметить, что данной компанией интересовались и наши право-охранительные органы. Однако, дело не получило развитие. Как пишут обо-зреватели, по-видимому к сомнительным платежам были приравнены еще и те, которые способствовали тому, что российские правоохранительные орга-ны проявили к этому делу необычно низкий интерес.
Этот и приведенные ранее примеры, по нашему мнению, свидетельст-вуют о некоторых существующих проблемах как законодательного регули-рования, так и международного сотрудничества.
Стоит отметить, что в соответствии с Конвенциями, направленными на борьбу с коррупцией, государства-участники должны сотрудничать в выяв-лении случаев коррупции и в расследовании таких уголовных дел.
При исполнении поручений следственными органами при расследова-нии дел международной коррупции, применяется национальное уголовно-процессуальное законодательство и нормы международного права. Конвен-ция об уголовной ответственности за коррупцию 1999 г. к мерам, осуществ-ляемым в сфере международного сотрудничества, относит: 1) взаимную по-мощь; 2) выдачу; 3) предоставление информации по собственной инициати-ве; 4) прямые контакты.
Взаимная помощь включает в себя обработку запросов, «полученных от органов, которые в соответствии со своим внутренним правом полномоч-ны проводить расследования или осуществлять производство по уголовным делам в связи с преступлениями, квалифицированными в качестве таковых в соответствии с настоящей Конвенцией».
Выдача подразумевает включение коррупции в число преступлений, влекущих выдачу в соответствии с любым договором о выдаче, действую-щим между Сторонами. «Стороны обязуются включать такие преступления в качестве преступлений, влекущих выдачу, в любые договоры о выдаче, кото-рые могут быть заключены между ними». При отсутствии Договора о выдаче стороны применяют положения данной статьи. Выдача осуществляется на условиях, предусмотренных законодательством запрашиваемого государства или применимыми договорами о выдаче, включая основания, на которых за-прашиваемое государство может отказать в выдаче.
Предоставление информации включает в себя разглашение такой ин-формации которая может помочь этой или другой Стороне в возбуждении или проведении расследований или иных процессуальных действий, связан-ных с уголовными преступлениями, квалифицированными в качестве тако-вых в соответствии с настоящей Конвенцией, или может привести к направ-лению этой Стороной запроса в соответствии с настоящим разделом.
Каждое государство-участник обязано на территории своего государст-ва по запросу производить всесторонне расследование и обеспечить меры, которые способствуют всестороннему изучению обстоятельств дела.
В настоящее время препятствием к международному сотрудничеству в области противодействия коррупции являются следующие обстоятельства. Во-первых, это существенные отличия в национальных законодательствах государств. Применительно к нашей стране данная ситуация усугубляется также и тем, что многие законодательные акты не соответствуют требовани-ям, рекомендованными международными организациями в борьбе с корруп-цией. Не смотря на то, что со 2 августа 2009 года вступил в силу Федераль-ный закон Российской Федерации от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ «Об антикор-рупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов норматив-ных правовых актов», далеко не все нормативные акты федерального уровня были ею исследованы. Во-вторых, активная деятельность правоохранитель-ных органов по противодействию коррупции и выявлению фактов коррупции началась относительно недавно. Поэтому, проверка иностранными компа-ниями своих партнеров, агентов, представительств, крайне затруднена как практикой российского бизнеса осуществления платежей на административ-ные расходы, под которыми маскируются взятки должностным лицам в госу-дарственном секторе, так и бездействием в ряде случаев правоохранительных органов.
Сегодня в России ситуация с коррупцией складывается угрожающим для политики, экономики и социальной стабильности в обществе образом.
В отличие от зарубежной практики, у нас нельзя говорить о конкрет-ном коррупционере. Коррупционер - одиночка в современной России – вы-мирающий вид. Ему на смену пришли неформальные структуры – коррупци-онные сети. Происходит процесс корпоратизации коррупции. Известный российский экономист и социолог проф. В.В. Радаев писал: «Взятка -
это всего лишь примитивная начальная форма отношений, которая опосреду-ет короткие (разовые) взаимодействия и характерна преимущественно для чиновника мелкой и средней руки, а также для представителей малого бизне-са. Элементарная взятка перерастает в систему обмена услугами, которые уже не принимают денежную форму и даже не сводятся к личным подаркам - подношениям. В дальнейшем с укреплением взаимного доверия между чи-новником и предпринимателем их связь может плавно перерасти в длитель-ное сотрудничество или неформальные отношения (relational contracting), где обмен услугами как таковыми по типу «ты - мне, я – тебе» вообще не обяза-телен. Речь идет о взаимной стратегической и тактической поддержке, со-провождающейся родственными или дружескими связями» .
Учитывая такие особенности взаимодействия государственного аппа-рата и бизнеса, некоторые исследователи делают вывод о том, что на совре-менном этапе речь уже идет не о коррупции, а о сложившейся системе взаи-модействия государства и бизнеса, которую было бы правильно назвать ком-мерциализацией системы государственного управления.
Приверженность россиян принципу трудовой справедливости явно расходится с их оценкой реальной практики сегодняшних дней. Как показы-вают специальные исследования, у наших сограждан нет уверенности в том, что собственность – это своего рода вознаграждение за личные усилия инди-вида и что ею у нас действительно обладают самые способные и трудолюби-вые .
Однако, наверное, можно надеяться, что ситуация сдвинется в лучшую сторону.
Президент РФ Д.А. Медведев считает борьбу с коррупцией одной из главных задач своего президентства, он подчеркивает, что коррупции как системной проблеме мы обязаны противопоставить системный ответ. 14 ап-реля 2010 г. подписан президентский указ «О национальной стратегии
противодействия коррупции и национальном плане противодействия кор-рупции на 2010-2011 гг.», предусматривающий комплекс правовых, органи-зационных, институциональных и воспитательных мер антикоррупционного пакета законов. К сегодняшнему дню принят пакет антикоррупционных за-конов. Ратифицированы Конвенция Организации Объединенных наций про-тив коррупции от 31 октября 2003 г. и Конвенция об уголовной ответствен-ности за коррупцию от 27 января 1999 г. Практически после 15 лет острой борьбы одобрен и вступил в силу в декабре 2008 г. Федеральный закон «О противодействии коррупции» . Внесены изменения в отдельные законода-тельные акты Российской Федерации. В федеральных и региональных орга-нах власти утверждены планы мероприятий по противодействию коррупции, внедряется система мониторинга выполнения этих программ. Эти меры в со-вокупности позволяют повысить прозрачность деятельности органов госу-дарственной власти, регулировать сферу противодействия коррупции.
Начата работа по организации эффективной антикоррупционной экс-пертизы тех законов и подзаконных актов, которые принимаются в нашей стране. Правительство утвердило правила проведения экспертизы.
Поставлена задача внедрения инновационных технологий в систему го-сударственного управления, что позволит сделать процесс администрирова-ния прозрачным, в частности, обеспечить переход на электронные торги, внедрить современные технологии при реализации различных видов имуще-ства, продаваемого от имени государства, создать в сети Интернет государст-венное бюро правовой помощи, необходимые информационные сайты.
Заключение:
Коррупция представляет собой непосредственную угрозу националь-ной безопасности, препятствует развитию в нашей стране институтов демо-кратии и гражданского общества, реализации гражданами своих конституци-онных прав в сфере образования, здравоохранения, социального обеспече-ния, имущественных отношений.
Проблема существования, а, следовательно, и борьбы с коррупцией, является актуальной для любой страны в современном мире.
Озабоченность мирового сообщества угрожающим размахом корруп-ции вызвала противодействие этому антиобщественному явлению. Это на-шло выражение в выработке фундаментальных международных документов по борьбе с коррупцией. В соответствии с международными Конвенциями происходят изменения и антикоррупционного законодательства на внутриго-сударственном уровне – как в нашей стране, так и за рубежом. В связи с этим в настоящий момент является актуальным изучение опыта государств, кото-рые добились в сфере борьбы с коррупцией больших результатов, таких как США и Великобритания, уровень социально-экономического развития , а также высокий балл антикоррупционности по шкале ИВК ТИ (как взаимо-связанные показатели) которых, позволяют говорить о достигнутых успехах в данной сфере.
Особую актуальность представляет формирование международных стандартов криминализации коррупции в различных формах ее проявления. Осознавая всю опасность коррупции, международно-правовые акты опреде-ляют конкретный перечень составов коррупционных деяний, характеризуют определения национального и иностранного государственного должностного лица, предусматривают конфискацию в качестве одной из эффективных мер борьбы с коррупцией.