Введение:
Представленная курсовая работа посвящена проблеме финансовых правонурушений. Актуальность темы исследования обусловлена особой ролью финансовой системы в сфере предпринимательской деятельности, недостаточной защищенностью ее субъектов от произвольного вторжения в область их интересов и возникновением различного рода проблем в связи с наличием определенных пробелов в действующем законодательстве, выявляемых при рассмотрении института ответственности за нарушения в области финансовой деятельности.
Более того, действующее в настоящее время законодательство имеет ряд достаточно серьезных пробелов и существенных противоречий правовых норм при регулировании правоотношений, складывающихся в области финансовой деятельности.
Существенные изменения, происходящие в праве и экономике России в последнее десятилетие, придали особую значимость рассмотрению вопросов ответственности за нарушения в сфере финансовой деятельности. Становление новых форм экономики, рыночных отношений требует создания отсутствия механизмов поддержания конституционной законности, дисциплины, ответственности субъектов финансовых отношений. Эта проблематика привлекла внимание многих российских правоведов, исследующих особенности применения мер ответственности в конкретных отраслях права. В таких условиях особое значение приобретает исследование вопросов ответственности в области финансовой деятельности.
В целом, вопросы экономической, финансовой, хозяйственной деятельности представляют предмет экономической науки, которая развивается вместе с развитием производительных сил и производственных отношений в конкретных общественно-экономических формациях. Но без правовой поддержки нельзя представить развитие экономических и финансовых отношений, обеспечение законности в процессе развития экономики и государства, в целом. Традиционные размышления о взаимоотношениях права и экономики нуждаются в новом методологическом обосновании, позволяющем подвести теоретико-правовую основу под процессы экономического и социального развития.
Значимое место в подобном методологическом обосновании занимают вопросы ответственности. Особую актуальность исследованию теоретико-правовых аспектов ответственности в финансовой сфере придает потребность в анализе ответственности не только в ретроспективном (негативном), но и в перспективном (позитивном) аспекте. Выдвижение на передний план проблем позитивной ответственности в экономике и финансовых правоотношениях соответствует задачам гуманизации мер наказаний, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Эти меры требуют более тщательного правового регулирования применения мер ответственности за нарушение норм, регламентирующих процессы накопления, распределения, перераспределения и контроля за использованием финансовых средств.
Представления о законном и противоправном в финансовой сфере могут меняться в зависимости от конкретных исторических условий. Это обстоятельство особенно наглядно проявляется в нашей стране. Многое из того, что считалось преступным в сфере экономики и финансов еще пятнадцпть-двадцать лет назад и за что полагалось несение ответственности (валютные операции, предпринимательство и т.п.), сейчас является законным и даже поощряется. Вместе с тем, в каждой формации действуют общие теоретико-правовые законы, влияющие на развитие общества, государства, экономики. Предназначение правовой науки — в раскрытии механизмов реализации форм ответственности, определении критериев эффективности применения мер ответственности в процессе выработки, использования правовых норм и применения санкций за их несоблюдение.
Глава 2:
В подобных ситуациях местом совершения правонарушения также является место нахождения юридического лица независимо от способа направления налоговой декларации.
В соответствии с пунктами 5, 12 части 2 и частью 5 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 15.5, 15.6 названного Кодекса, составляют должностные лица налоговых органов, а протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 15.6 указанного Кодекса, также составляют должностные лица таможенных органов и должностные лица государственных внебюджетных фондов (в части административных правонарушений, связанных с перечислением сумм взносов в соответствующие государственные внебюджетные фонды).
Изучение дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 15.5, 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, показало, что в нарушение требований части 2 статьи 28.2 названного Кодекса в ряде случаев должностными лицами в протоколах об административных правонарушениях не указывалось, по какой части статьи 15.6 указанного Кодекса возбуждено дело.
Так, должностным лицом ОНП УВД по ЗАО Москвы был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главного бухгалтера государственного учреждения культуры "С" Ф. за то, что она нарушила срок представления в налоговый орган по месту учета сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный 2008 год. Должностным лицом не была указана часть статьи 15.6 названного Кодекса, по которой возбуждено дело об административном правонарушении. Постановлением мирового судьи судебного участка N 2 ЗАО Москвы Ф. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута наказанию в виде штрафа в размере 300 рублей, хотя в данной ситуации протокол об административном правонарушении должен был быть возвращен должностному лицу, его составившему, для устранения недостатков.
В соответствии с частями 4, 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и пунктом 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" допускается составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте составления протокола, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными. Одновременно данному лицу должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении путем направления его копии. Указанное лицо вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола.
Извещение лица о составлении протокола об административном правонарушении является надлежащим в случае, если это лицо своевременно уведомлено о времени и месте составления протокола и может воспользоваться правами, указанными в статье 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 2 статьи 25.1 названного Кодекса).
Так, должностным лицом ОНП УВД по ЗАО Москвы был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главного бухгалтера ГУ "Ф" Р. за несвоевременное представление в налоговый орган налоговой декларации по земельному налогу за 2008 год. Указанный протокол был составлен в отсутствие Р., которой было направлено извещение о времени и месте составления протокола об административном правонарушении. Поскольку в материалах дела содержится письмо ГУ "Ф" с просьбой о составлении протокола в отсутствие главного бухгалтера, извещение о необходимости явки в налоговый орган для составления протокола является надлежащим.
Отсутствие в материалах дела об административном правонарушении сведений о направлении лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, извещения о нарушении срока представления налоговой декларации либо непредставлении сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, и извещения о составлении протокола является основанием возвращения протокола об административном правонарушении для устранения недостатков должностному лицу, его составившему.
На практике органы Федеральной налоговой службы Российской Федерации в подтверждение извещения лица о времени и месте составления протокола об административном правонарушении представляют копии реестров отправки писем, из которых видно, что лицу направлено заказное письмо с уведомлением. Копия реестра должна быть заверена надлежащим образом. В ней должны быть указаны вид направляемого документа, фамилия, имя, отчество налогоплательщика, адрес, по которому направлен соответствующий документ, дата отправки. Если реестр состоит из нескольких страниц, штамп почтового отделения о принятии писем должен проставляться на каждой странице реестра.
Заключение:
Проведенное исследование позволяет констатировать следющее.
Понятие финансовой обязанности является собирательным, включающим в себя различные обязанности, закрепленные в нормативно-правовых актах, составляющих финансовое законодательство. Объединить все эти обязанности в одну группу позволяет их реализация в рамках финансовых правоотношений. Финансовую ответственность можно определить как юридическую обязанность субъектов финансовых правоотношений по соблюдению предписаний норм финансового законодательства, реализующуюся в правомерном поведении, а в случае совершения финансового правонарушения - обязанность правонарушителя претерпеть осуждение и ограничения имущественного или неимущественного характера.
Современная законотворческая практика расширяет не только объект воздействия финансового контроля, но и состав субъектов, наделенных контрольными полномочиями. Финансовый контроль выступает формой реализации контрольной функции финансов, т.е. присущего финансам свойства служить средством контроля за производством, распределением и использованием совокупного общественного продукта и национального дохода. Иными словами, контрольная функция финансов является объективной основой финансового контроля, содействующей сбалансированности между потребностью в финансах и наличием финансовых ресурсов.
При этом необходимым условием функционирования финансового контроля является четкая правовая регламентация всех аспектов контрольной деятельности: определение ее границ, методов и форм.
Позитивный аспект реализации финансовой ответственности - это нормативная, формально определенная, гарантированная и обеспеченная государством финансово-правовая обязанность субъектов финансово-правовых отношений по соблюдению предписаний норм финансового законодательства, реализующаяся в финансово-правомерном поведении, влекущем одобрение или поощрение.
Финансовая ответственность за правонарушение есть атрибут финансового правоотношения. В содержание негативного аспекта реализации ответственности не входят права правонарушителя и права компетентных органов, уполномоченных применять меры финансовой ответственности. Негативный аспект финансовой ответственности реализуется в финансовых правоотношениях и неразрывно с ними связан. Поэтому реализацию негативного аспекта финансовой ответственности в охранительном правоотношении следует признать другим важным признаком финансовой ответственности.
Негативный аспект реализации финансовой ответственности - это обеспеченная государственным принуждением дополнительная финансово-правовая обязанность претерпеть осуждение и ограничения имущественного или неимущественного характера, реализующиеся в охранительном правоотношении финансовой ответственности.