Введение:
Государственные закупки, составляющие основную часть расходов государственных ведомств, организаций и учреждений для осуществления государственных функций, выступают в качестве одного из важных факторов формирования среды ожидания для устойчивого развития национальной экономики в долгосрочном периоде и обеспечения притока инвестиций в приоритетные ее отрасли. Они являются инструментом, позволяющим эффективно распределять инвестиционный потенциал и формировать наиболее благоприятные условия для развития таких отраслей как машиностроение, авиастроение, кораблестроение, а также для проведения научных исследований и внедрения их результатов в производственные процессы.
Увеличение объемов размещаемых заказов служит фактором роста совокупного спроса для поддержки и стимулирования национальных производителей и регулирования структуры отраслевой и региональной экономики. Кроме того, при сбалансированном регулировании объемов закупаемой продукции посредством государственных заказов может быть оказано позитивное влияние на динамику цен по определенным ее видам.
Значительные расходы бюджетов всех уровней на государственные и муниципальные закупки актуализируют необходимость развития системы управления системой закупок, анализ их роли и места в системе государственного регулирования экономики.
Совершенствование системы управления закупками с целью эффективного использования бюджетных средств, расширения возможностей для участников и обеспечения гласности, прозрачности размещения заказов, развития добросовестной конкуренции и предотвращения коррупции в сфере размещения заказов, приобретает особую остроту в контексте политики развития высокотехнологичных отраслей национальной промышленности.
Проблемы формирования и развития системы закупок, механизмы функционирования системы закупок в конкурентной среде, основанные на принципах равенства и открытости закупочных процедур, рассматривались в работах отечественных и зарубежных специалистов.
Значительный вклад в рассматриваемую проблему внесли отечественные авторы: В.А. Власов, П.М. Волков, И.К. Дмитриева, А.С. Доронкин, М.Я. Евраев, А.Т. Катамадзе, И.Г. Краснова, В.А. Кныш, В.И. Кузнецов, И.В. Кузнецова, В.В. Мельников, Л.Г. Некрасова, Н.В. Нестерович, П.А. Тихомиров, Ю.А. Тропин, В.А. Федорович, А.А. Храмкин, А.Г. Шкурский и другие.
Среди зарубежных специалистов, рассматривающих различные аспекты закупок в системе государственного регулирования экономики, следует отметить работы Т. Веблена, Дж. Гобсона, Е. Домара, Дж. Клар¬ка, У.Митчелла, Дж. Робинсон, Р. Тони, О.Уильямсона.
Вместе с тем, недостаточная разработанность, с учетом происходящих изменений в глобальной экономике, вопросов функционирования системы закупок и возникающих при этом системных рисков, оценки эффективности закупок, а также необходимость совершенствования системы управления закупками в условиях динамичного развития нормативной правовой базы обусловили выбор темы дипломной работы, ее структуру, содержание, цель и задачи настоящего исследования.
Цель и задачи исследования. Целью дипломной работы является разработка обоснованных предложений по развитию системы выбора поставщиков и оптимизация закупок материально-технических ресурсов на предприятии с государственной собственностью.
В соответствии с целью в дипломной работе поставлены и решены следующие задачи:
? выявление экономического содержания процесса управления государственными закупками для государст¬венных и муниципальных нужд;
Глава 3:
В целях оптимизации использования бюджетных средств, дальнейшего повышения эффективности государственных закупок, а также создания единого информационного пространства в сфере размещения заказов разработаны основные направления совершенствования системы закупок в РФ, заключающиеся во внедрении автоматизированной системы управления государственными закупками; повышении компетентности и квалификации государственных заказчиков, конкурсных комиссий в сфере размещения заказов; переход от децентрализованной модели организации процесса государственных закупок к смешанной; создание условий для улучшения материально–технической базы заказчиков и их подведомственных учреждений.
Наиболее перспективным и рациональным способом организации закупок для государственных нужд является осуществление закупок посредством проведения конкурсных торгов, которые способствуют здоровой конкуренции, и, значит, являясь чисто экономическим инструментом поддержки наиболее перспективных предприятий, формируют рынок не только закупок, но и в целом экономику страны. Конкурентоспособная система закупок является атрибутом рыночной экономики и развивается вместе с ней.
Формирование начальной цены государственного контракта является одним из важнейших вопросов рационального и эффективного размещения бюджетных средств, за счет обеспечения необходимого уровня конкуренции за заказ.
Поэтому начальная цена государственного контракта должна отражать не только желание государственного заказчика приобрести товар (услугу) за определенное количество средств, но и быть конкурентной, то есть способной обеспечить конкурсность при размещении заказа
Основной проблемой, из которой и вытекают многие сложности на пути развития системы поддержки субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации, является сам механизм реализации преференций, установленный законом, т.е. процедура, на которой размещается квотированная часть государственного заказа.
По действующему законодательству 15 процентов от общего объема поставок приоритетной продукции размещается среди субъектов малого предпринимательства на конкурсной основе.
С вступлением в силу Закона 94-ФЗ в качестве механизма реализации квоты регламентируется использование процедур торгов в форме конкурса или аукциона, которые проводятся согласно общим правилам, что не сильно облегчает малым предпринимателям путь к госзаказу.
Процедуры торгов достаточно сложны, участие в них требует определенных затрат, привлечения дополнительных финансовых и трудовых ресурсов, что не всегда под силу субъектам малого предпринимательства.
К сожалению, в новом Законе 94-ФЗ законодатель не вводит упрощенных механизмов для размещения квотированной части госзаказов среди субъектов малого предпринимательства, а так же ничего не говорит о возможности использования других неторговых процедур, описанных в законе.
Не решена до сих пор и проблема ответственности за нарушение требований законодательства в сфере поддержки малого предпринимательства.
Возможно, контролирующим органам при проведении проверок нужно больше внимания уделять вопросам соблюдения правовых норм в этой области, а поставщикам-субъектам малого предпринимательства нужно не бояться отстаивать свои права в судебном порядке.
Это могло бы повысить «желание» заказчиков поддерживать субъектов малого предпринимательства при размещении государственных заказов.
В России предпринимаются определенные шаги по развитию системы поддержки субъектов малого предпринимательства за счет участия в государственных и муниципальных закупках с учетом изучения имеющегося передового международного опыта.
Заключение:
Значение государственных заказов, как инструмента макроэкономического регулирования и весьма привлекательного сегмента предпринимательской деятельности, неуклонно возрастает.
Создание единого рынка госзаказов означает либерализацию национальных рынков стран-участниц, чтобы все заинтересованные предприятия могли на равных конкурировать за получение подрядов.
Государственные закупки реализуются через внутренний рынок госзаказов, на котором взаимодействуют две основные группы его участников - государственные заказчики (субъекты государства, закупающие продукцию или услуги) и исполнители госзаказа (фирмы, продающие необходимую государственному заказчику продукцию или выполняющие научно-технические и другие услуги).
Совершенствование системы управления закупками с целью эффективного использования бюджетных средств, расширения возможностей для участников и обеспечения гласности, прозрачности размещения заказов, развития добросовестной конкуренции и предотвращения коррупции в сфере размещения заказов, приобретает особую остроту в контексте политики развития высокотехнологичных отраслей национальной промышленности.
Наиболее распространенной формой размещения заказа является проведение открытого конкурса (более подробная информация – в разделе «Конкурсы»). Заказчик публично сообщает неограниченному числу лиц о проводимом конкурсе, путем публикации извещения о проведении конкурса в официальном печатном издании и размещении информации на официальном сайте заказчика (официальные сайты РФ, субъекта РФ, муниципального образования).
Совершенствование системы управления государственными закупками будет способствовать эффективному исполнению государственных функций и развитию сек¬торов экономики, обеспечивающих воспроизводство необходимых материальных ресурсов для государственных нужд.
Прозрачность и открытость системы государственных закупок, добросовестная конкуренция создают условия для участия в них предпринимательского сообщества, обеспечивая тем самым не только эффективное расходование государственных средств, но и развитие предпринимательства.
Экономически эффективное использование выделяемых государственному заказчику бюджетных средств достигается путем конкурсного размещения госзаказа, широкого привлечения предпринимательского сообщества к участию в тендерах, организации мониторинга госзаказа и контроля его выполнения.
Это относится к деятельности любого государственного заказчика, включая заказчика защищенной продукции такого предприятия как ФГУП «Гознак», основным видом деятельности которого является изготовление ценных бумаг с элементами защиты от подделок (банкноты, акции, облигации, чековые книжки, дипломы); изготовление бумаг обычных, с водяными знаками, с элементами защиты; производство монет, памятных медалей, значков.