Курсовая практика по теме: Безработица в России и пути ее снижения

Название работы: Безработица в России и пути ее снижения

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая практика

Предмет:

Эктеория

Страниц:

47 стр.

Год сдачи:

2010 г.

Содержание:

Введение…………………………………………………………………….3 стр.

Глава 1. Безработица: причины, формы, уровень………………………..6 стр.

1.1 Понятие и причины безработицы……………………………………...6 стр.

1.2 Определение уровня безработицы…………………………………...10 стр.

1.3 Формы безработицы…………………………………………………..12 стр.

Глава 2. Безработица и политика занятости в современной России….20 стр.

2.1 Особенности российской безработицы……………………………...20 стр.

2.2 Государственное регулирование занятости населения……………..22 стр.

2.3 Влияние экономического кризиса на занятость населения………...25 стр.

Глава 3. Проблемы занятости населения и пути ее снижения………...29 стр.

3.1 Меры государственной поддержки рынка труда в борьбе с экономическим кризисом…………………………………………………29 стр.

3.2 Пути решения проблемы безработицы в России…………………...34 стр.

Заключение………………………………………………………………...43стр.

Список литературы………………………………………………………..46 стр.

Выдержка:

Введение:

Развитие экономики, к сожалению, не всегда бывает устойчивым. В качестве главных проявлений макроэкономической нестабильности, прежде всего, называют периодические спады производства, безработицу и инфляцию. Существование и периодический рост в обществе безработицы – это такое положение, когда часть трудоспособного населения не находит работы. Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом политических дискуссий. В мире свыше 750 млн. человек, то есть почти каждый третий из трудоспособных в мире, либо не имеют работы вообще, либо перебиваются случайными заработками. На индустриально развитые государства приходится свыше 30 млн. безработных. Формирование рыночных отношений в России неизбежно привело к формированию рынка труда и как следствие – к проблемам занятости населения, экономической нестабильности и безработице. Переход к рыночной экономике неизбежно привел к большим переменам в использовании трудовых ресурсов. С перестройкой хозяйственной жизни страны проявилось много факторов, влияющих на качественные характеристики рынка рабочей силы. Свертывание деятельности центральных ведомств и отраслевых министерств, разрыв вертикальных и горизонтальных экономических связей, установленных в условиях командно-административной системы без учета интересов территорий и трудовых коллективов, резкое ухудшение социально-экономического положения и обострение межреспубликанского (в пределах СНГ) движения населения негативно сказываются на эффективности использования накопленного производственного потенциала, сбалансированном обеспечении трудоспособного населения рабочими местами, способствует возникновению локальных очагов безработицы.

Эмиграция населения в страны дальнего зарубежья в основном охватывает высококвалифицированные кадры, специалистов, способных выдержать конкуренцию на мировом рынке рабочей силы. Для России она имеет двоякое последствие - с одной стороны, сокращается предложение рабочей силы, с другой - ухудшается ее качество.

Глава 3:

Важнейшим направлением уменьшения безработицы надо считать развитие самозанятости населения. Она выступает как сложное социально-экономическое явление, которое в отечественной литературе, да и в практической деятельности, еще не нашло подобающего ей места. Обращение к этой форме занятости связано, прежде всего, со становлением рыночных отношении и необходимостью в этих условиях рационализации занятости, изыскания новых ее форм. Самозанятость населения - это специфическая форма экономической деятельности. Ее сущность заключается в том, что гражданин сам находит для себя источник доходов, обеспечивающий его достойное существование в результате экономической деятельности, не противоречащей законам страны.

К самозанятым относят: предпринимателей, лиц, работающих не по найму, членов производственных кооперативов и неоплачиваемых работников семейных предприятий. В Российской Федерации, согласно Закону о занятости, к числу самостоятельно обеспечивающих себя работой относили: предпринимателей, лиц, занятых индивидуальной трудовой деятельностью, включая фермеров, а также членов производственных кооперативов.

Самозанятость в условиях рыночной экономики - объективное явление. Причины ее появления весьма многообразны. Есть определенная группа людей, которые крайне отрицательно воспринимают административный диктат, не умеют подчинить свои поступки какому-либо лицу. Не менее значительна группа людей, обладающих предпринимательскими способностями, которые хотят работать самостоятельно на свой страх и риск. Мотивом к самозанятости может выступить и безработица, в особенности ее продолжительность в конкретном регионе.

Развитие самозанятости предполагает наличие определенной организационной структуры, которая может оказать этим людям определенную помощь в организации и развитии своего "дела". И именно такую помощь оказывает служба занятости. Она может предоставить безработным денежную помощь для организации производства, организовать обучение граждан и т.д. Наиболее распространенной формой самозанятости сегодня можно считать торговлю. В то же время, если рассматривать структуру занятости населения, то торговлей у нас занимается относительно меньшая доля занятого населения, чем в других странах с развитой рыночной экономикой. Следовательно, подобное перераспределение объективно. Ценность его заключается и в том, что определенная часть тех, кто сегодня занят торговлей или другими видами работ, вчера могли быть безработными, а сегодня они сами нашли свое место в системе необходимых обществу видов занятии. И самое главное, эти люди уже нашли себя в системе рыночных отношений. Вместе с тем для справедливости такой оценки необходимо было бы располагать данными о добровольности процесса смены вида деятельности.

Развитие малого предпринимательства встречает определенные трудности. Они широко описаны в нашей литературе. В числе главных надо отметить неумение граждан России заниматься предпринимательством, о чем мы уже говорили. Не менее важную роль играет бюрократизация страны. Для малого бизнеса это проявляется в больших трудностях, в том числе и материальных, при открытии нового малого предприятия. Они выражаются, прежде всего, в большом числе посредников, услуги которых обязательны при регистрации и лицензировании. Такие консультанты в основном тесно связаны с местными администрациями. Именно этим в значительной мере определяется незащищенность предпринимателей и работников этих предприятий. Для существующих малых предприятий бичом являются всевозможные проверки различных организаций. Наиболее часто внеплановые проверки проводят органы внутренних дел. И в результате в каждом третьем случае - штрафы, которые "не основаны на официальной шкале".

Подобные факты являются, прежде всего, следствием недостаточной федеральной поддержки малого предпринимательства. Она принципиально важна. До тех пор, пока государство, его верховная власть не станут относиться к малому предпринимательству так, как, например, к энергетике, транспорту, сельскому хозяйству, малый бизнес будет топтаться на месте. Тем более что во всех странах с рыночной экономикой государство существенно поддерживает предприятия малого бизнеса. Успех здесь может быть достигнут только в результате формирования благоприятного социально-экономического климата для малых предприятий. Его основными компонентами должно стать формирование законодательного пакета, четко сформулированных прав и обязанностей малых предприятий, условий их образования и функционирования, формы их поддержки государством. Сегодня службы занятости занимаются этими проблемами. Однако масштабы этой деятельности не отвечают важности задачи.

Заключение:

Безработица — это неполное использование трудовых ресурсов (и капитала), в результате чего фактический объем национального производства оказывается ниже его потенциального уровня.

Безработица принимает разные формы в зависимости от причин, вызывающих ее. Фрикционная безработица возникает вследствие того, что определенная часть рабочей силы находится в состоянии смены работы, места жительства, поиска работы после окончания учебы, не занятости по причине рождения ребенка, ухода за больными родственниками и т. п. Структурная безработица является следствием изменения в структуре спроса на труд, которое вызывает несоответствие между спросом работников определенной квалификации в данном районе и предложением их или расхождение между предложением рабочих и спросом на них по регионам. Если бы заработная плата была абсолютно гибкой и издержки меж профессиональной или территориальной мобильности рабочей силы были низки, механизм действия рынка быстро устранил бы этот вид безработицы. В отличие от этих двух форм, составляющих уровень естественной безработицы, циклическая безработица порождена низким уровнем совокупных расходов в экономике, т. е. фазами спада и депрессии делового цикла. Именно поэтому рост циклической безработицы ведет к экономическим потерям в обществе, которые измеряются методом, предложенным А. Оукеном. Закон Оукена гласит, что каждый процент безработицы выше естественного уровня ведет к недопроизводству ВВП на 2,5-3% (в России — 5%). Фактический ВВП, достигаемый при естественном уровне, называется потенциальным, что свидетельствует о производственных возможностях экономики.

Безработица порождает не только экономические потери в виде недопроизводства ВВП, но и социальные, нравственно-психологические и даже политические издержки. От безработицы страдают личные интересы работников и их семей, рушатся судьбы и надежды миллионов людей, растут показатели таких явлений «социальной патологии», как смертность, убийства и самоубийства, грабежи, нервно-психические и другие болезни и Высокая и продолжительная безработица, сопровождаемая обнищанием широких слоев населения, может приводить к установлению диктаторских, национал-патриотических и фашистских режимов. Все это ставит борьбу с безработицей на одно из центральных мест в системе государственного макроэкономического регулирования экономики.

Рынок труда в России никак нельзя назвать устоявшимся и сбалансированным, хотя во многих его сферах отмечаются позитивные изменения. Также нельзя положительно оценить и высокую долю преобладающей части экономически активного населения на крупных и средних предприятиях и низкую динамику уменьшения данного показателя, что подтверждает низкий уровень развития и роль малого бизнеса в стране. Здесь опять же ситуация обратная сложившейся во многих экономически развитых странах.

На основе проведенного анализа видно, что нет прогресса и в выравнивании уровня безработицы по территории страны. Высокая степень дифференциации регионов по уровню безработицы. Все это в целом показывает низкую эффективность деятельности госорганов занятости, а соответственно и низкую эффективность государственной политики на рынке труда.

Похожие работы на данную тему