Введение:
Семейно-правовые аспекты договорного режима имущества супругов уже достаточно полно и широко освещены в юридической литературе, ряд диссертационных исследований посвящен теоретическим и практическим проблемам, возникающим при заключении брачного договора .
Несмотря на это, проблематика договорного режима имущества супругов, по мнению автора, нуждается в дальнейшем изучении, в поиске и разработке направлений совершенствования установленной законодателем договорной конструкции.
Прежде всего необходимо отметить, что институт брачного договора является новым для российского семейного законодательства и, по мнению большинства российских граждан, неприемлемым правовым средством.
Возникновение института брачного договора большинство исследователей считают абсолютно закономерным этапом развития правовых отношений в целом и договорных отношений в частности. Появление в российском праве нового института - института брачного договора - было предопределено рядом объективных причин. В качестве таких предпосылок ученые выделяют два фактора: юридическое закрепление на конституционном уровне института частной собственности и дальнейшее развитие договорных отношений, влекущее за собой "проникновение договорных отношений в различные сферы общества" .
В советское время о брачном договоре можно было говорить лишь при характеристике семейного права зарубежных стран. Причем отмечалось, что сама идея брачного договора как минимум чужда воззрениям советских людей, а как максимум является порочной в корне. С юридической точки зрения считалась неоправданной двойственность в правовом регулировании имущественных отношений супругов: они могут подчинить свои отношения закону либо заключить брачный договор .
По нашему мнению, основная цель брачного договора - это определение правового режима имущества супругов или лиц, вступающих в брак, включая возможность изменения законного режима имущественных взаимоотношений.
Аналогия брачного договора существовала давно, еще до принятия Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ ) (далее - ГК РФ и Семейного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ (далее - СК РФ). А именно супруги заключали между собой соглашения, именовавшиеся договорами о правовом режиме имущества супругов, это предусматривалось в Кодексе о браке и семье РСФСР (далее - КоБС РСФСР). Такие договоры удостоверялись нотариально . Однако в связи с тем, что отменить либо изменить действие императивных норм (ст. 20 - 29 КоБС РСФСР), регулировавших имущественные отношения супругов, было невозможно, по существу, содержание договора о правовом режиме имущества супругов сводилось к следующему:
а) констатировалось, что до заключения брака определенное имущество принадлежало тому или иному супругу и, следовательно, в общую собственность не входило (договор в этом случае облегчал доказывание факта принадлежности соответствующего имущества одному из супругов);
б) определялся порядок пользования жилым помещением .
Глава 3:
ст. 34 СК РФ говорит о том, что имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью. В то же время вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и другие), за исключением драгоценностей и других предметов роскоши, хотя и приобретенные в период брака за счет общих средств супругов, признаются собственностью того супруга, который ими пользовался (ст. 36 СК РФ). В этом случае нормативное правовое регулирование дополняется индивидуальным.
Другой пример индивидуального правового регулирования содержится в ст. 42 СК РФ "Содержание брачного договора". В ней говорится, что брачным договором супруги вправе изменить установленный законом режим совместной собственности. То есть в индивидуальном порядке, применительно к конкретному случаю (своей семье), установить режим совместной, долевой или раздельной собственности на все имущество супругов, на его отдельные виды или на имущество каждого из супругов .
Брак и брачный договор тесно взаимосвязаны, и как справедливо подмечено Л.Б. Максимович, "...если существование брака без брачного договора возможно, то брачный договор не может существовать вне брака" . И хотя Семейный кодекс РФ предоставляет право на заключение брачного договора лицам, вступающим в брак, юридическую силу такой договор приобретает для них со дня государственной регистрации заключения брака. Признание брака, заключенного только в органах записи актов гражданского состояния, выступает одним из принципов семейного права России. Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния. Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданского состояния (ст. 10 СК РФ). Заменить государственную регистрацию заключения брака каким-либо иным актом невозможно. Отсутствие государственной регистрации заключения брака не порождает предусмотренных законом прав и обязанностей супругов, и как следствие, отсутствует возможность заключения брачного договора у лиц, проживающих без регистрации брака, состоящих в так называемых фактических брачных отношениях, что можно объяснить охраной публичных интересов и традиционного брака.
Семейно-правовая сущность брачного договора проявляется не только в его тесной связи с браком и невозможности существования вне брака, но и закреплением требований о соответствии условий брачного договора основным началам семейного законодательства. Данное требование вытекает из анализа п. 3 ст. 42 СК РФ, содержащего запрет на включение в брачный договор положений, противоречащих основным началам семейного законодательства. Несоблюдение данного требования влечет недействительность брачного договора, т.е. он не влечет правовых последствий, на которые был направлен, с момента его совершения .
Правовое регулирование имущественных отношений супругов дает пример проникновения публично-правовых элементов в частноправовую сферу, и брачный договор как регулятор имущественных отношений супругов не является исключением. Общее правило о том, что обладатели частноправовых интересов вправе устанавливать по своему усмотрению права и обязанности на основе договора (п. 2 ст. 1 ГК РФ), в заключении которого они свободны (п. 1 ст. 421 ГК РФ), не является абсолютным. Оно уточнено другим нормативным предписанием, согласно которому договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивными нормами), действующими в момент его заключения (п. 1 ст. 422 ГК РФ). Данное положение целиком относится и к брачному договору. Принцип свободы договора применительно к брачному договору проявляется в следующих аспектах:
во-первых, супруги и лица, намеревающиеся вступить в брак, не обязаны, а вправе заключить его;
во-вторых, они вправе по своему усмотрению изменить предусмотренный законом режим общей совместной собственности и установить на все имущество или отдельные его виды режим, соответствующий в большей степени их имущественным интересам;
в-третьих, они вправе включить в брачный договор любые иные положения, касающиеся их имущественных отношений (ст. 42 СК РФ).
Законодатель предусматривает ограничения свободы договора, преследуя тем самым цель "защиты интересов государства, в концентрированном виде выражающего интересы общества" . Ограничения свободы брачного договора выражены в п. 3 ст. 42 СК РФ. Перечень условий, включение которых в брачный договор недопустимо, имеет обязательный характер. Брачный договор не может ограничивать дееспособность или правоспособность супругов, их право на обращение в суд за защитой своих прав; регулировать личные неимущественные отношения между супругами, права и обязанности супругов в отношении детей; предусматривать положения, ограничивающие право нетрудоспособного нуждающегося супруга на получение содержания; содержать другие условия, которые ставят одного из супругов в крайне неблагоприятное положение или противоречат основным началам семейного законодательства. Устанавливая запрет на включение в брачный договор условий, которые ставят одного из супругов в крайне неблагоприятное положение, законодатель не дает определения понятию "крайне неблагоприятное положение" и не раскрывает его содержание. Полагаем, что этот законодательный запрет проистекает из необходимости гарантировать реализацию принципа равенства прав супругов в семье. Принцип равенства супругов предполагает как равноправие, т.е. наличие у субъектов одинаковых прав (по содержанию и объему), так и отсутствие между супругами отношений власти и подчинения. Вопросы жизни семьи решаются супругами совместно исходя из принципа равенства супругов (п. 2 ст. 31 СК РФ). Принцип равенства супругов воплощен в ряде статей Семейного кодекса (ст. 31, 32, 33 - 39 и др.). Вместе с тем можно найти немало исключений из данного принципа, наиболее яркий пример - ст. 89 СК РФ: право требовать предоставления алиментов в судебном порядке от другого супруга, обладающего необходимыми для этого средствами, имеет жена в период беременности и в течение трех лет со дня рождения общего ребенка. Супругу (мужу) аналогичного права не предоставлено. Крайне неблагоприятное положение может иметь место, когда одному из супругов по брачному договору предоставлены значительные преимущества в имущественной сфере без каких-либо достаточных на то оснований в ущерб интересам другого супруга . Условие, ставящее одного из супругов в крайне неблагоприятное положение, может рассматриваться в качестве основания для признания брачного договора недействительным по иску супруга, права которого нарушены (п. 2 ст. 44 СК РФ). В судебной практике имеют место споры о признании недействительным брачного договора по данному основанию. Обратимся к анализу дела, рассмотренного 9 июля 2007 г. мировым судьей судебного участка N 39 Свердловского района г. Перми . Бывший супруг просил признать брачный договор недействительным, мотивируя требование тем, что условия договора ставят его в крайне неблагоприятное положение. По брачному договору, заключенному 21 августа 2003 г., в случае расторжения брака приобретаемая на имя супруги (ответчицы) квартира становится ее исключительной собственностью и бывший супруг (истец) обязан сняться с регистрационного учета по месту жительства в данной квартире. В период брака супруги приобрели трехкомнатную квартиру, оформив право общей долевой собственности в 1/4 части на имя ответчицы и в 3/4 части на имя общего несовершеннолетнего ребенка. Другой недвижимости супруги не имеют. На первый взгляд такое условие брачного договора вполне может быть оценено как ставящее супруга в крайне неблагоприятное положение. Судом было установлено, что брачный договор предусматривал изменение режима имущества супругов с права общей совместной собственности на право раздельной собственности каждого из супругов не только в отношении трехкомнатной квартиры, приобретенной в период брака, но и в отношении автомобиля "ВАЗ-21093", право раздельной собственности на который признавалось за супругом (истцом). Ответчице на праве собственности принадлежала отдельная квартира в г. Екатеринбурге, полученная ею в порядке наследования в 2003 г. после смерти отца, у истца была комната в коммунальной квартире. Супруги продали принадлежащее каждому из них недвижимое имущество с целью приобретения квартиры для совместного проживания. Несмотря на предложение ответчицы купить квартиру большей площади, истец отказался от вложения денежных средств, полученных им от продажи принадлежащей ему комнаты в коммунальной квартире, в покупку квартиры и приобрел автомобиль. Указанные договоренности были закреплены в брачном договоре. В 2005 г., в период брака, супруг продал принадлежащий ему на праве раздельной собственности автомобиль, а денежные средства потратил на неотложные нужды. Супруг считал, что после продажи автомобиля брачный договор не может быть исполнен в части соблюдения его имущественных прав и интересов, а потому положения брачного договора ставят его в крайне неблагоприятное положение. Учитывая, что в брачном договоре отсутствуют условия принятия истцом имущественных обязательств после расторжения брака, суд не усмотрел возникновения у истца крайне неблагоприятного положения и оснований для признания брачного договора недействительным и отказал в удовлетворении исковых требований .
Заключение:
В данной выпускной квалификационной работе была сделана попытка рассмотрения и анализа института брачного договора.
Следует остановиться на основных положениях, проблемах, выводах и предложениях, затронутых в дипломном исследовании.
1. Брачный договор - это соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения (ст.40 СК РФ).
2. Анализ норм Гражданского и Семейного кодексов РФ позволяет сделать вывод, что брачный договор не является чем-то уникальным. Напротив, брачный договор - один из видов гражданско-правового договора.
3. Поскольку, как было показано, в семейном праве личные неимущественные отношения состоят в постоянном взаимодействии с отношениями имущественными, то норму ст. 2 СК РФ следовало бы выразить подобно Гражданскому кодексу в следующей редакции: "...регулирует личные неимущественные отношения и связанные с ними имущественные отношения...", далее по тексту.
Формулировку ст. 40 СК РФ изложить в следующей редакции: "...соглашение супругов, определяющее имущественные и непосредственно с ними связанные личные неимущественные права и обязанности...", далее по тексту.
Фраза "непосредственно связанные" позволит жестко связать между собой эти правоотношения.
4. Проблема отсутствия в перечне оснований приобретения права собственности, предусмотренных ст.218 ГК РФ, такого как изменение режима собственности при заключении брачного договора супругами.
Пробел статьи можно устранить, как добавив это основание, так и дополнив указанием, что кроме перечисленных оснований возможны и другие.
Аналогичное положение обстоит и со ст. 235 ГК РФ, предусматривающей основания прекращения права собственности. В указанной статье добровольное прекращение права собственности охватывается случаями отказа от права собственности и отчуждения собственником своего имущества другим лицам, а такое основание, как прекращение права собственности в результате изменения его режима, также отсутствует.
5. Последствием недействительности брачного договора по п.2 ст.44 СК РФ должна являться двусторонняя реституция. Это вытекает не только из формальных правил (общим последствием всех сделок, не соответствующих закону, является двусторонняя реституция), но и из соображений справедливости: другой супруг мог заключить сделку на невыгодных условиях вполне добросовестно, возможно, даже под воздействием прямых настояний "потерпевшего". Было бы поэтому неправильно подвергать его конфискационным мерам односторонней реституции.
6. По нашему мнению, важность брачного договора заключается в том, что, во-первых, несмотря на то, что в жизни семьи имущественные отношения занимают значительно меньше места, чем личные неимущественные, они тем не менее составляют основной массив отношений супругов, регулируемых правом. В современной жизни имущественные отношения супругов стали играть значительную роль. Именно материальная сторона семейной жизни становится одним из главных факторов, определяющих роль, права и обязанности каждого из супругов в быту. Это в первую очередь связано с теми изменениями, которые происходят в экономической жизни современного российского общества, что не может не влиять на формирование и изменение жизненных ценностей людей. Имущественные споры зачастую становятся главной причиной распада семьи. Все вышесказанное и предопределяет актуальность вопроса договорного режима имущества супругов в современных условиях жизни. Тем более что вместо императивных предписаний, не допускающих изменения режима общей совместной собственности супругов с помощью их соглашений, договорной режим позволяет супругам самостоятельно определить режим супружеского имущества.
Во-вторых, на наш взгляд, заключение брачного договора должно представлять интерес главным образом для супруга, желающего оградить в случае развода свое предприятие от раздела всего имущества. Брачный договор выступает как некое средство регулирования супругами судьбы имущества, которое является для них важным.
7. Анализ норм действующего семейного законодательства приводит к выводу, что отсутствие в нём определения семейных расходов, вызывает значительные сложности при установлении в брачном договоре режима раздельной собственности и определения в нем, в какой мере каждый из супругов будет выделять средства на ведение общего хозяйства, оплату жилища и другие расходы. В связи с этим, предлагается ввести в п. 1 ст. 42 СК РФ понятие семейных расходов, определив их как расходы, направленные на поддержание необходимого уровня жизни семьи в целом и каждого из ее членов, включающих в себя затраты на пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, приобретение жилья для совместного проживания, оплата обучения детей и иные расходы.