Введение:
Актуальность темы. Определяется, во-первых, остротой проблемы прибыльности коммерческих банков в современных условиях в России. Бан-ки составляют неотъемлемую часть современного денежного хозяйства, их деятельность тесно связана с потребностями воспроизводства. Они находятся в центре экономической жизни, обслуживают интересы производителей, свя-зывая денежным потоком промышленность и торговлю. Во всем мире банки имеют значительную власть и влияние, они распоряжаются огромным де-нежным капиталом, стекающимся к ним от предприятий и фирм, от государ-ства и частных лиц. По существу, банковская система - это сердце хозяйст-венного организма любой страны.
Во-вторых, сложившимся недоверием населения страны к коммерческим банкам. Поэтому способность удовлетворять обязательства перед клиентами в любое время является немаловажным фактором в конкурентной борьбе.
И, в-третьих, нарастающей неспособностью коммерческих банков осу-ществлять платежи, выдавать долгосрочные кредиты для развития реального капитала неизбежно отразится на платежеспособности предприятий и спро-воцирует дальнейший спад производства. Сказанное актуализирует необхо-димость управления прибылью коммерческих банков.
Прибыль коммерческого банка является внутренним источником его развития. Поэтому управление прибылью — важная составная часть банков-ского менеджмента, цель которой заключается в максимизации прибыли при допустимом уровне рисков и обеспечении ликвидности баланса.
В управлении прибылью банка принимают участие различные его подразде-ления: руководящие органы, департаменты, управления, отделы.
Планирование доходов, расходов и прибыли банка в качестве элемента управления рентабельностью банка на макроуровне включает следующие направления: составление планового баланса доходов и расходов банка в рамках бизнес-плана, планирование на его основе достаточной процентной маржи, составление сметы доходов и расходов банка, прогнозный расчет нормы прибыли на активы и собственный капитал, планирование распреде-ления прибыли.
Анализ прибыли проводится с учетом влияния на нее тех факторов, за счет которых она была получена. Эти показатели сопоставляются с плановы-ми, а также соответствующими значениями за ряд периодов, чтобы устано-вить наметившиеся тенденции в изменении показателей прибыли и развитии кредитной организации в целом. В условиях кризиса данная тема особенно актуально, в связи с резким падением прибылей коммерческих банков.
Актуальность определила цель курсовой работы, которая состоит в том, чтобы, опираясь на теоретико-методологические основы анализа, рас-смотреть управление прибылью коммерческого банка
Поставленная цель обусловила решение следующих задач:
1. дать характеристику прибыли коммерческого банка;
2. определить необходимость анализа прибыли коммерческого банка;
3. провести оценку качества управления прибылью банка;
5. определить пути повышения эффективности использования прибыли коммерческого банка.
Объектом исследования выступает деятельность ОАО «Сбербанк Рос-сии», предметом – прибыль коммерческого банка.
Глава 3:
Основная цель деятельности коммерческого банка – получение макси-мальной прибыли при обеспечении устойчивого длительного функциониро-вания и прочной позиции на рынке. Доходы – это денежные поступления от производственной и непроизводственной деятельности.
Коммерческий банк, как и любое другое коммерческое предприятие, может получать доходы от основной и побочной деятельности, а также слу-чайные доходы, относящиеся к категории прочих. Соответственно источни-ком доходов банка является, его основная и побочная деятельность.
Полученная банком прибыль распределяется по следующим направле-ниям:
1. Уплата налогов в бюджет.
2. Выплата дивидендов акционерам.
3. Капитализация прибыли.
Перед Сбербанком, как и перед другими российскими банками, в по-следние годы очень остро стоит проблема наращивания собственных средств, большинство банков стараются основную часть прибыли, остающуюся в их распоряжении, направлять на капитализацию.
Часть прибыли направленная в фонды банка может затем расходоваться на социальное и экономическое развитие, на приобретение основных фондов, на потребительские и благотворительные цели. Не израсходованная часть прибыли является дополнительным источником кредитных ресурсов банка. Порядок образования фондов и использование прибыли на иные цели регу-лируется учредительными документами кредитной организации и норматив-ными документами Банка России.
Управление прибылью коммерческого банка осуществляется на различ-ных уровнях: на уровне банка в целом и на уровне отдельных направлений деятельности банка, конкретных банковских продуктах, отдельных рабочих мест, взаимоотношений с клиентом. Содержание отдельных элементов управления рентабельностью кредитной организации имеет свою специфику применительно к перечисленным уровням.
Планирование доходов, расходов и прибыли банка в качестве элемента управления рентабельностью банка на макроуровне включает следующие направления: составление планового баланса дохода и расходов банка в рам-ках бизнес-плана, планирование на его основе достаточно процентной мар-жи, составление сметы доходов и расходов банка, прогнозный расчет нормы прибыли на активы и собственный капитал, планирование распределение прибыли.
Порядок формирования и использования резервного фонда и нераспре-деленной прибыли регламентируется "Положением о резервном фонде, сред-ствах на выплату дивидендов и нераспределенной прибыли Сбербанка Рос-сии".
И так, определим основные моменты формирования и распределения прибыли банка согласна его Уставу.
Сбербанк обладает полной хозяйственной самостоятельностью в вопро-сах распределения прибыли после налогообложения (чистой прибыли).
Прибыль после налогообложения определяется в порядке, предусмот-ренном законодательством Российской Федерации. Прибыль после налого-обложения по решению Общего собрания акционеров распределяется между акционерами в виде дивидендов, направляется на формирование резервного фонда. Прибыль после налогообложения, не направленная на выплату диви-дендов и в резервный фонд, остается в распоряжении Банка в виде нераспре-деленной прибыли.
Средства резервного фонда используются в соответствии с законода-тельством Российской Федерации по решению Наблюдательного совета Бан-ка.
Решения о выплате годовых дивидендов, размере дивиденда принима-ется Общим собранием акционеров по рекомендации Наблюдательного сове-та Банка. При этом размер годовых дивидендов не может быть больше реко-мендованного Наблюдательным советом Банка.
Выплата дивидендов производится 1 раз в год.
Дивиденды выплачиваются акционерам в денежной форме за вычетом соответствующего налога в течение 30 дней со дня принятия решения о вы-плате дивидендов. Выплата дивидендов осуществляется в безналичном по-рядке путем перечисления их на банковские счета акционеров, как юридиче-ских, так и физических лиц.
Список лиц, имеющих право на получение дивидендов, составляется на дату составления списка лиц, имеющих право участвовать в Общем собрании акционеров, на котором принимается решение о выплате соответствующих дивидендов. Для составления списка лиц, имеющих право на получение ди-видендов, номинальный держатель акций предоставляет данные о лицах, в интересах которых он осуществляет права, закрепленные за владельцами ак-ций.
Заключение:
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
Прибыль - это главный показатель результативности работы банка. Раз-ность между доходами и расходами ком¬мерческого банка составляет его ва-ловую прибыль. Имен¬но показатель валовой прибыли (т. е. без учета уплаты на¬логов и распределения остаточной прибыли) дает харак¬теристику эффек-тивности деятельности коммерческого банка.
Результаты деятельности коммерческих банков, все про¬изведенные рас-ходы и полученные доходы в истекшем фи¬нансовом году учитываются по счету прибылей и убытков. Данный документ позволяет исследовать струк-туру и со¬отношение отдельных статей доходов и расходов банка, а также их групп, провести анализ доходности конкретных операций банка, пофактор-ный анализ прибыли коммерче¬ского банка.
Формирование прибыли коммерческого банка определяется спецификой этого коммерческого предприятия, кругом его опе¬раций, а также действую-щей системой учета. Современная российская система предполагает накоп-ление в течение квартала доходов на счетах. В конце квартала эти счета за-крываются, а их сальдо переносится на счет 70301 «Прибыль отчетного года» или счет 70401 «Убытки отчетного года».
Далее нами был проведен анализ управления прибыль на примере Сбер-банка России.
Сбербанк России является крупнейшим банком Российской Федерации и СНГ. Его активы составляют четверть банковской системы страны, а доля в банковском капитале находится на уровне 30%. По данным журнала The Banker (1 июля 2009 г.), Сбербанк занимал 38 место по размеру основного капитала (капитала 1-го уровня) среди крупнейших банков мира.
Сбербанк России обладает уникальной филиальной сетью и в настоящее время в нее входят 18 территориальных банков и более 19 050 подразделений по всей стране. Дочерние банки Сбербанка России работают в Казахстане, на Украине и в Белоруссии. Сбербанк нацелен занять 5% долю на рынке банковских услуг этих стран. В соответствии с новой стратегией, Сбербанк России планирует расширить свое международное присутствие, выйдя на рынки Китая и Индии. В целом планируется увеличить долю чистой прибы-ли, полученной за пределами России, до 5% к 2014 г.
Среди внешних факторов, которые воздействовали на финансовый ре-зультат Банка в течение последних пяти лет, определяющим является актив-ное развитие российской экономики и финансовой сферы в период с 2004 по 2007 годы и мировой финансовый кризис 2008 года. Для периода с 2004 по 2007 гг. характерно увеличение потребительской и деловой активности в стране, совершенствование нормативной базы, расширение перечня доступ-ных финансовых инструментов. В результате в этот период росли число кли-ентов Банка и объемы продаж всех видов банковских продуктов и услуг Бан-ка.
В 2008 году имело место нарастание кризисных явлений, начавшихся с рынка ипотечных долгов в США и переросших в мировой финансовый кри-зис, который распространился на другие сегменты финансового рынка. Ми-ровой кризис затронул и российскую экономику. Так, напряженная ситуация на мировых финансовых рынках вызвала отток капитала с российского рын-ка и лишила возможности российских заемщиков по привлечению финанси-рования на международных рынках. В результате наблюдался повышенный спрос на кредитные ресурсы со стороны корпоративных заемщиков. Порт-фель корпоративных клиентов банка за 2008 год вырос на 28,9%.
Подводя итог, можно сделать следующие выводы.
Российской экономике предстоит пережить кризис, при котором замед-ляющаяся, но еще высокая инфляция будет сочетаться со спадом в большин-стве секторов экономики. В этих условиях банк смог достаточно быстро на-растить свои активы и увеличить доходы. В целом Сбербанк проводит доста-точно взвешенную и консервативную политику на валютном рынке, строго соблюдая требования Центрального Банка Российской Федерации и внутрен-него риск-менеджмента.