Введение:
Высокие темпы развития техногенной сферы, повышение роли человеческого фактора, рост потребления природных ресурсов, а также отсутствие устойчивой связи «человек – природа – общество» стали причинами множества природных и техногенных катастроф в ХХ и ХХI вв. Человечество, все более вмешиваясь в природную среду и изменяя ее в соответствии со своими растущими потребностями, остается относительно беззащитным перед разрушительным воздействием крупномасштабных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
По данным ООН, за последние 20 лет на нашей планете в результате стихийных бедствий и катастроф погибли более 3 миллионов человек. На территории России в 2005 г. произошло 2720 чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в результате чего погибли 5637 человек, пострадали 4 945 523 человека . Эти тенденции имеют сегодня высокие темпы развития, позволяющие с большой долей уверенности полагать, что в XXI в. ситуация не изменится в лучшую сторону, а будет усугубляться, неся новые угрозы существованию и развитию человеческого общества. Эти же тенденции проявляют себя и в России.
Однако анализ правового регулирования эколого-правовых проблем обеспечения безопасности при чрезвычайных ситуациях и практики его применения выявил несовершенство законодательства, отсутствие четкой государственной политики, недостатки механизма управления в данной сфере общественных отношений. Действующее законодательство не обеспечивает эффективную защиту экологических прав граждан, соблюдение требований экологической безопасности и адекватное устранение вреда, причиненного окружающей природной среде авариями и катастрофами техногенного и природного характера.
Глава 5:
При подходе пожара к населенному пункту, и когда нет сил с ним бороться — население эвакуируется. Личные ве¬щи, в этом случае можно спасти в каменных домах, подва¬лах или просто ямах, засыпав землей.
Для достижения наибольшей эффективности действия огнетушителей необходимо:
1) Приводить их в рабочее состояние недалеко от места горения, чтобы не терять огнегасящие вещества.
2) Действовать быстро, т. к. работают они малое время (пенные – 60-80 сек., углекислотные 25-45 сек., порошковые 10-15 сек.).
3) При тушении твердых веществ и предметов пенными огнетушителями необходимо направлять струю в места наиболее интенсивного горения, постепенно сбивая огонь сверху вниз.
4) Разлитую жидкость начинать тушить с краев, постепенно покрывая пеной горящую поверхность.
5) При тушении горящих веществ порошковыми огнетушителями следует покрывать порошком всю поверхность.
Внутренние пожарные краны размещаются в шкафчиках под стеклом. У каждого должен быть пожарный рукав длиной 10, 15, 20 метров и пожарный ствол. При пожаре один конец рукава необходимо примкнуть к стволу, другой к пожарному крану. Расчет по развертыванию и подаче воды к очагу пожара состоит из двух человек: один работает со стволом, другой подает воду от крана.
Основные средства пожаротушения. К ним относятся:
1) Гидрант, который устанавливается внутри всех общественных зданий, за исключением складов, где находятся материалы, реагирующие на воду (бензин, солярка). Он должен находиться в легкодоступных местах и всегда быть готовым к использованию. Принцип действия гидранта заключается в подаче больших объемов воды, когда горят обычные материалы. Им нельзя пользоваться в случаях возгорания электроаппаратуры, находящейся под напряжением, горючих жидкостей и для залива веществ, которые при реакции о водой выделяют токсичные или горючие газы (сода, калий, карбид кальция).
2) Огнетушители бывают разных типов, но все они используются для ликвидации пожара в самом его начале, для достижения наилучшего результата необходимо:
– выбрать тип огнетушителя, наиболее подходящего к потенциально возгорающемуся материалу и к условиям его применения;
– найти такое место расположения огнетушителя, чтобы иметь его всегда под рукой;
– число огнетушителей должно соответствовать потенциальным размерам, пожара и зоне, которая должна находиться под контролем.
В настоящее время существуют следующие типы огнетушителей: химическопенные и воздушно-пенные; углекислотные; порошковые ручные огнетушители. В основе принципов тушения пожара лежит создание условий для прекращения горения. Они следующие:
– изоляция очага горенияот воздуха (пенные огнетушители);
– разбавление негорючими газами кислорода (углекислотные и порошковые огнетушители);
– охлаждение очага горения до температуры ниже определенного предела (вода, пена);
Заключение:
Анализ действующего законодательства, практики его реализации, государственных концепций и программ в сфере снижения рисков чрезвычайных ситуаций и смягчения их последствий позволяет сделать ряд выводов и обобщений. На уровне высших органов государственной власти происходит разработка новых, более общих и системных целей в сфере обеспечения безопасности при чрезвычайных ситуациях, в частности: намечены контуры долгосрочной стратегии развития страны с учетом концепции техногенного и природного риска, обеспечения устойчивого, безопасного развития: это проявляется в индикативном планировании, переходе на трехлетние плановые циклы, формировании пакета федеральных целевых программ, концепций, доктрин. Определены параметры концепции законотворческой работы в данной области, например в Концепции федеральной системы мониторинга критически важных объектов и потенциально опасных объектов инфраструктуры Российской Федерации.
Анализ действующего законодательства, практики его реализации, государственных концепций и программ в сфере снижения рисков чрезвычайных ситуаций и смягчения их последствий позволяет сделать ряд выводов и обобщений. На уровне высших органов государственной власти происходит разработка новых, более общих и системных целей в сфере обеспечения безопасности при чрезвычайных ситуациях, в частности: намечены контуры долгосрочной стратегии развития страны с учетом концепции техногенного и природного риска, обеспечения устойчивого, безопасного развития: это проявляется в индикативном планировании, переходе на трехлетние плановые циклы, формировании пакета федеральных целевых программ, концепций, доктрин. Определены параметры концепции законотворческой работы в данной области, например в Концепции федеральной системы мониторинга критически важных объектов и потенциально опасных объектов инфраструктуры Российской Федерации.