Введение:
Одной из важнейших составных частей системы управления финансами предприятий является управление расчетами с контрагентами. Как показывает опыт, отсутствие у руководителей предприятий достаточного опыта управления дебиторской и кредиторской задолженностью является самой распространенной причиной резкого увеличения долгов, и как следствие, кризиса неплатежей, захватившего значительное число предприятий.
Неоправданная, «зависшая» дебиторская задолженность сокращает оборачиваемость оборотных средств предприятия, что приводит к уменьшению его дохода. Кредиторская задолженность предприятия является более благоприятной, так как это сумма его долга другой организации по договорным обязательствам. Она тоже списывается по истечении срока исковой давности и считается внереализационным доходом предприятия.
Дебиторская и кредиторская задолженности весьма существенно влияют на финансовое положение, использование денежных средств в обороте, величину прибыли, фактически полученной в отчетном периоде.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в современный нестабильный период все большее значение приобретают вопросы эффективного управления кредиторской и дебиторской задолженностью при существенном дефиците денежных средств.
Цель дипломной работы состоит в рассмотрении теоретических вопросов бухгалтерского учета и аудита расчетов с контрагентами, а также практики бухгалтерского учета и аудита расчетов с контрагентами на предприятии ООО «АВД-Сервис плюс».
Исходя из поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. изучить теоретические основы организации учета и аудита расчетов с контрагентами, в частности, рассмотреть цель, значение и задачи бухгалтерского учета и аудита расчетов с контрагентами; нормативно-правовое содержание договора с контрагентами;
2. изучить нормативное регулирование организации бухгалтерского учета и аудита расчетов с контрагентами и методику аудиторской проверки расчетов с контрагентами
3. провести анализ практики бухгалтерского учета и аудита расчетов с контрагентами на примере предприятия ООО «АВД-Сервис плюс»;
4. разработать предложения по повышению эффективности учета расчетов с контрагентами в ООО «АВД-Сервис плюс».
Предметом исследования дипломной работы являются теоретические и практические вопросы бухгалтерского учета и аудита расчетов с контрагентами на предприятии. Объектом исследования – бухгалтерский учет и аудит расчетов с контрагентами на предприятии ООО «АВД-Сервис плюс».
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Сформулированные в работе предложения и рекомендации также могут быть использованы для повышения эффективности работы других предприятий.
Теоретической и методической основой исследования являются публикации, монографии, сборники научных трудов отечественных и зарубежных авторов. Информационная база исследования включает в себя: законодательные и нормативные акты РФ; данные бухгалтерской и статистической отчетности предприятия.
При обработке информации и решении поставленных задач применялись абстрактно-логические, экономические, статистические и экономико-
Глава 3:
При помощи анализа финансового состояния, становится очевидным, что в сложившихся условиях кризиса и на рынке товаров и услуг ООО «АВД-Сервис плюс» оказалось в крайне неустойчивом финансовом положении. Чтобы выйти из этой ситуации, руководству ООО «АВД-Сервис плюс» необходимо не только осваивать новые методы и технику управления, но и менять стратегию в целом.
Для этого необходимо:
? обеспечить эффективную рекламу;
? снижение издержек;
? необходимо следить за соотношениями дебиторской и кредиторской задолженности: значительное преобладание дебиторской задолженности создает угрозу финансовой устойчивости предприятия и делает необходимым привлечений дополнительных (как правило, дорогостоящих) средств; превышение кредиторской задолженности над дебиторской может привести к неплатежеспособности предприятия;
? контролировать политику диверсификации в отношении дебиторов, т.е. ориентироваться на увеличение их количества для уменьшения риска неуплаты одним или несколькими крупными покупателями;
? производить классификацию покупателей в зависимости от объема закупок, платежеспособности, истории кредитных отношений и предлагаемых условий оплаты;
? разрабатывать разнообразные модели договоров с гибкими условиями оплаты, в частности предоставления покупателями скидок при досрочной оплате, так как снижение цены приводит к расширению продаж и интенсифицирует приток денежных средств.
В процессе финансово-хозяйственной деятельности у предприятия постоянно возникает потребность в проведении расчетов со своими контрагентами, бюджетом, налоговыми органами. Отгружая произведенную продукцию или оказывая некоторые услуги, предприятие, как правило, не получает деньги в оплату немедленно, то есть по сути оно кредитует покупателей. Поэтому в течение периода от момента отгрузки продукции до момента поступления платежа средства предприятия омертвлены в виде дебиторской задолженности, уровень которой определяется многими факторами: вид продукции, емкость рынка, степень насыщенности рынка данной продукцией, условия договора, принятая на предприятии схема расчетов и другое. Последний фактор особенно важен для финансового менеджера.
Основными видами расчетов за поставленную продукцию являются продажа за наличные деньги и в виде безналичных платежей. Правила проведения и формы безналичных расчетов, в общем, регулируются законодательством РФ, а по технике исполнения – Центральным банком.
Процесс проведения финансового анализа, как и любой другой сложный процесс, должен иметь свою технологию — последовательность шагов, направленных на выявление причин изменения состояния предприятия и рычагов его оптимизации.
Проблемы и затруднения, возникающие в финансовом состоянии организации, в конечном итоге имеют три основных проявления. Их можно сформулировать следующим образом:
1. Дефицит денежных средств; низкая платежеспособность. Экономическая суть проблемы состоит в том, что у организации в ближайшее время может не хватить или уже не хватает средств для своевременного погашения обязательств.
Индикаторами низкой платежеспособности являются ниже нормативного уровня показатели ликвидности, просроченная кредиторская задолженность, сверхнормативные задолженности перед бюджетом, персоналом и кредитующими организациями.
2. Недостаточная отдача на вложенный в предприятие капитал (недостаточное удовлетворение интересов собственника; низкая рентабельность). На практике это означает, что собственник получает доходы, неадекватно малые своим вложениям. Возможные последствия такой ситуации — негативная оценка работы менеджмента организации, выход собственника из предприятия.
3. Низкая финансовая устойчивость. На практике низкая финансовая устойчивость означает возможные проблемы в погашении обязательств в будущем, иными словами — зависимостью предприятия от кредиторов, потерей самостоятельности.
Управление дебиторской задолженностью предполагает, прежде всего, контроль за оборачиваемостью средств в расчетах. Ускорение оборачиваемости в динамике рассматривается как положительная тенденция. Большое значение имеет отбор потенциальных покупателей и определение условий оплаты товаров, предусматриваемых в контрактах.
Отбор осуществляется с помощью неформальных критериев: соблюдение платежной дисциплины в прошлом, прогнозные финансовые возможности покупателя по оплате запрашиваемого им объема товаров, уровень текущей платежеспособности, уровень финансовой устойчивости, экономические и финансовые условия предприятия-продавца (затоваренность, степень нуждаемости в денежной наличности и т.п.).
Производственно-хозяйственная деятельность предприятия связана с приобретением сырья и материалов, других запасов, потреблением разного рода услуг, а также с реализацией своей продукции и выполнением отдельных работ. В том случае, если расчеты за продукцию или оказанные услуги производятся на условиях последующей оплаты, можно говорить о получении предприятием кредита от своих поставщиков и подрядчиков. В то же время само предприятие выступает кредитором своих покупателей и заказчиков, а также поставщиков в части выданных им авансов под предстоящую поставку продукции. В этих случаях необходимо следить за соотношением дебиторской и кредиторской задолженностей.
Значительное превышение кредиторской задолженности над дебиторской создает угрозу финансовой устойчивости предприятия. Превышение дебиторской задолженности над кредиторской означает отвлечение средств из хозяйственного оборота и может привести в дальнейшем к необходимости привлечения дорогостоящих кредитов банков и займов для обеспечения текущей производственно – хозяйственной деятельности предприятия. Следовательно, от того, насколько соответствует предоставленные и полученные объемы кредитования, зависти финансовое благополучие предприятия.
Для сравнения сумм дебиторской и кредиторской задолженностей и темпов их роста за отчетный период используют данные бухгалтерского баланса, представленные в графической интерпретации (рис. 10).
Заключение:
Одной из важнейших составных частей системы управления финансами предприятий является управление расчетами с контрагентами. Как показывает опыт, отсутствие у руководителей предприятий достаточного опыта управления дебиторской и кредиторской задолженностью является самой распространенной причиной резкого увеличения долгов, и как следствие, кризиса неплатежей, захватившего значительное число предприятий.
Дебиторская задолженность – это требования предприятия по отношению к другим предприятиям, организациям и клиентам на получение денег, поставку товаров или оказание услуг, выполнение работ. Возникновение дебиторской задолженности при системе безналичных расчетов представляет собой объективный процесс хозяйственной деятельности предприятия.
Кредиторская задолженность означает, что фирма имеет долги перед своими контрагентами: другими организациями, предпринимателями и (или) гражданами.
Общество с ограниченной ответственностью «АВД-Сервис плюс» создано в соответствии с Федеральным законом от 09.02.1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и является поставщиком автокосметики и автохимии на российском рынке.
За 2009 г. организация получила убыток как от продаж, так и в целом от финансово-хозяйственной деятельности. Финансовое положение организации можно характеризовать как неудовлетворительное.
Среди показателей, исключительно хорошо характеризующих финансовое положение организации, можно выделить следующие: чистые активы превышают уставный капитал, при этом за год наблюдалось увеличение чистых активов; опережающее увеличение собственного капитала относительно общего изменения активов организации.
С негативной стороны финансовое положение ООО "АВД-Сервис плюс" характеризуют такие показатели: высокая зависимость организации от заемного капитала (собственный капитал составляет только 2%).; значение коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами -менее 0,01 можно охарактеризовать как не соответствующее норме; не укладывается в нормативное значение коэффициент текущей (общей) ликвидности; коэффициент быстрой (промежуточной) ликвидности ниже принятой нормы; не соблюдается нормальное соотношение активов по степени ликвидности и обязательств по сроку погашения.
Показатели финансового положения и результатов деятельности организации, имеющие критические значения: коэффициент абсолютной ликвидности существенно ниже нормативного значения; отрицательная динамика рентабельности продаж по валовой прибыли; коэффициент покрытия инвестиций значительно ниже нормы (доля собственного капитала и долгосрочных обязательств в общей сумме капитала организации составляет 2% (нормальное значение для данной отрасли: 75% и более); крайне неустойчивое финансовое положение по величине собственных оборотных средств; за последний год получен убыток от продаж (-1 055 тыс. руб.), причем наблюдалась отрицательная динамика по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (-1 625 тыс. руб.); убыток от финансово-хозяйственной деятельности за 2009-й год составил -658 тыс. руб.
ООО «АВД-Сервис плюс»» самостоятельно выбирает форму расчетов за поставленные материалы, продукцию (работы, услуги) и предусматривает их договорах, заключаемых с поставщиками и подрядчиками. Расчеты с покупателями и заказчиками производятся платежными поручениями, платежными требованиями-поручениями, в виде товарооб¬менных операций (бартерные сделки), в порядке уступки права требования, договора мены инкассовыми поручениями, аккредитивами, векселями, чеками. Порядок учета расчета с покупателями и заказчиками зависит от выбранного» метода учета реализации продукции.