Введение:
Социально-экономическая ситуация в России становится все более зависимой от состояния и реформирования жизнеобеспечивающих инфраструктурных отраслей, особое место среди которых занимает жилищно-коммунальный комплекс (ЖКХ). В реализации рыночных реформ жилищно-коммунальная сфера отстала от других инфраструктурных отраслей на 5-10 лет, кризис жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) продолжает углубляться. Острые проблемы возникли в управлении жилищно-коммунальными объектами, а низкое качество и недостаточная эффективность управления ведут к повышению стоимости услуг ЖКХ и снижению надежности функционирования системы. Недостаточное внимание к обеспечению устойчивого функционирования жилищно-коммунального комплекса может привести к непредсказуемым социальным последствиям, поскольку отсутствие тепла, воды, канализации, чрезмерная ветхость сетей, коммуникаций, основных средств угрожают здоровью и жизни российских граждан.
Преобразования в жилищно-коммунальной сфере, направленные на создание рыночных организационно-финансовых механизмов реформирования и модернизации ЖКХ, тесным образом связаны и даже обусловлены приоритетной для социально-экономического развития России задачей привлечения инвестиций и развития предпринимательства, формирования государственно-частного партнерства. В этих условиях на первый план выходит проблема разработки системы эффективного управления ЖКХ на основе рыночных механизмов при сохранении значительной части материальных активов отрасли в государственной собственности. Эта проблема охватывает:
- проведение единой государственной политики в управлении ЖКХ;
- развитие и совершенствование нормативно-правового обеспечения функционирования ЖКХ;
- достижение взаимосвязи и согласованности управления на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
- создание конкурентной среды в жилищно-коммунальном обслуживании;
- преобразование механизмов аренды, концессии, акционирования и страхования имущественных комплексов ЖКХ;
- повышение качества коммунальных услуг путем развития материально-технической базы и внедрения технико-экономических инноваций в отрасли.
Все вышесказанное определило актуальность темы дипломной работы.
Об исключительной важности рассматриваемой проблемы свидетельствует ее отражение в программе реформирования ЖСК России и включение в число важнейших национальных проектов. Отсюда следует необходимость выработки научно обоснованной концепции и принятия вытекающей из нее стратегии, программы совместных действий государства и частнопредпринимательского сектора в направлении более эффективного в экономическом и социальном отношении управления жилищно-коммунальным хозяйством страны, осуществления реформ ЖКХ на основе положений Жилищного кодекса РФ. Такой курс характеризует заметный поворот к проведению социально ориентированной экономической политики России.
Глава 3:
Иное решение проблемы предлагает муниципальная программа реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса, разработанная инициативной группой ученых и специалистов Управления делами Президента РФ, РАГС. Целью программы является создание и освоение новой модели бездотационного экономического развития базовых предприятий ЖКХ на принципах самоокупаемости и самофинансирования. Для этого необходимо создание корпоративной системы организации комплексного управления производственными и сервисными хозяйствами ЖКХ в процессе их перевода на частную или концессионную основу, развитие которых будет осуществляться благодаря преимуществам малого предпринимательства и муниципального самоуправления, способствующим возрождению самостоятельности, инициативы, ответственности предпринимателей и руководителей всех уровней, стимулированию их экономической активности. Такая форма организации позволит привлекать значительные объемы внебюджетного финансирования как за счет собственных (предпринимательских), так и привлеченных средств.
Для поддержки малого бизнеса, занятого в сфере ЖКХ, целесообразно:
- на уровне органов власти субъектов Федерации и местного самоуправления организовать подготовку и переподготовку кадров по управлению и обслуживанию недвижимости;
- региональным фондам поддержки предпринимательства резервировать часть средств для предоставления льготных кредитов предприятиям, занятым предоставлением жилищно-коммунальных услуг;
- органам местного самоуправления обеспечить предоставление определенной части муниципального заказа в сфере ЖКХ для выполнения на конкурсных условиях субъектами малого предпринимательства.
Дополнительными направлениями в демонополизации сферы оказания услуг ЖКХ с участием малого бизнеса являются:
- разработать региональные и муниципальные проекты инновационной деятельности малых предприятий в сфере ЖКХ, в том числе с привлечением инвестиций и прямым участием иностранных фирм с целью создания дополнительной конкуренции более высокого уровня;
- проработать льготные кредитные линии по микрокредитованию малых предприятий для приобретение средств малой механизации;
- создать малые предприятия по подготовке менеджеров в сфере управления жилым фондом муниципальных образований;
- разработать и осуществлить 3-4 пилотные проекты в регионах по созданию специализированных объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
- поддерживать выставочно-ярмарочную деятельность субъектов малого предпринимательства жилищно-коммунальной сферы.
Именно в секторе малых предприятий, прежде всего, можно ожидать позитивных изменений социально-экономического положения в ближайшие годы, именно малые предприятия способны снизить социальную напряженность, смягчить в обществе негативные последствия.
С одной стороны, государство осуществляет финансовую поддержку малых предприятий за счет бюджетных средств, с другой стороны, ужесточает систему, а именно:
- реформирование существующих органов управления жилищно-коммунального хозяйства на местном уровне;
- завершение перехода к договорным отношениями между заказчиком и поставщиком жилищно-коммунальных услуг;
- организация управления и обслуживания муниципальной собственности и выполнения муниципальных заказов на конкурсной основе;
- организация информационного обеспечения мероприятий.
Ввиду территориальной удаленности сел, деревень и поселков от районного центра, обеспечить текущий контроль за работой управляющих организаций весьма сложно. Эту проблему призван решить федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, которым предусматриваются новые принципы территориальной организации и четкое разграничение полномочий и перераспределение имущества между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.
В условиях действия этого закона работа предприятий жилищно-коммунального хозяйства может быть организована по двум направлениям:
Для обеспечения населения коммунальными услугами и содержания жилищного фонда в каждом поселении должно быть создано многоотраслевое муниципальное предприятие жилищно-коммунального хозяйства или привлечены частные организации.
Заключение:
Жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой многоотрасле-вой комплекс, в котором переплетаются все социально-экономические отно-шения по жизнеобеспечению населения и удовлетворению потребностей производственных отраслей и сферы услуг. Оно включает в себя взаимозави-симые, но в то же время и достаточно автономные предприятия и организа-ции социальной и производственной сферы, чья деятельность прямо или кос-венно связана с удовлетворением потребностей населения в жилье и комму-нальных услугах. Являясь сложным системным экономическим объектом жилищно-коммунальное хозяйство характеризуется наличием таких обще-системных свойств как целостность, иерархичность и интегративность и включает в себя основные системные компоненты: организационную струк-туру экономических институтов и отношений, многоуровневую структуру управления и системную инфраструктуру.
Основа реформирования ЖКХ заключается в комплексе мер, направ-ленных на снижение издержек при производстве услуг. Экономической ос-новой осуществления этого процесса является энергоресурсосбережение.
Конечные цели энергосберегающей политики в ЖКХ - сокращение за-трат на содержание и эксплуатацию жилья, и, соответственно, обеспечение экономических интересов населения при переходе отрасли ЖКХ на режим безубыточного функционирования.
Для достижения указанных целей необходимо обеспечить:
- повсеместное внедрение приборного учета и регулирования потреб-ления тепловой энергии и воды, организацию взаиморасчетов за потребление ресурсов по показаниям приборов;
- реализацию комплекса мер по энергосбережению, обеспечивающего надежное тепло- и водоснабжение ЖКХ и объектов бюджетной сферы прак-тически без расширения существующих энергоисточников;
- создание экономического механизма, стимулирующего процесс энер-госбережения;
- совершенствование системы тарифов, стандартизации, сертификации и метрологии, направленных на энергосбережения.
Источниками финансирования данных мероприятий могут выступать следующие средства:
•- кредиты, выделяемые муниципальным образованиям на подготовку к зиме;
• - средства, составляющие 0,1% от восстановительной стоимости жи-лого фонда, и выделяемые отдельной строкой в бюджетах муниципальных образований для финансирования программы оснащения жилого фонда при-борами учета тепловой энергии;
-• средства, формирующие в жилищно-коммунальных организациях при оплате населением коммунальных услуг; источником этих средств слу-жит доля (10%) платежей за коммунальные услуги, выделяемая в квитанции об оплате отдельной строкой «энергосервисные услуги», без увеличения об-щей суммы платежа.