Дипломная по теме: Повышение эффективности жилищно-комунального хозяйства на основе реформирования и модернизации ЖКХ (на примере...)

Название работы: Повышение эффективности жилищно-комунального хозяйства на основе реформирования и модернизации ЖКХ (на примере...)

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Экономика отраслей

Страниц:

108 стр.

Год сдачи:

2010 г.

Содержание:

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы функционирования жилищно-коммунального хозяйства в РФ 7

1.1.Современное состояние жилищно-коммунальной отрасли России 7

1.2. Методические подходы и показатели оценки качества жилищно-коммунальных услуг 17

Глава 2. Анализ деятельности муниципального унитарного 25

предприятия «УК ЖКХ» г. Видное 25

2.1. Анализ предоставления услуг предприятиями ЖКХ региона 25

2.2. Анализ финансово-экономической деятельности МУП «УК ЖКХ» г. Видное 30

Глава 3. Основные направления совершенствования организации и управления предприятиями ЖКХ с целью повышения качества предоставляемых ЖКУ 43

3.1. Предложения по совершенствованию организации и управления МУП «УК ЖКХ» г. Видное 43

3.2. Направления повышения эффективности деятельности МУП «УК ЖКХ» г. Видное 68

3.3. Применение методики оценки качества услуг МУП «УК ЖКХ» г. Видное 71

Заключение 97

Список литературы 102

Выдержка:

Введение:

Социально-экономическая ситуация в России становится все более зависимой от состояния и реформирования жизнеобеспечивающих инфраструктурных отраслей, особое место среди которых занимает жилищно-коммунальный комплекс (ЖКХ). В реализации рыночных реформ жилищно-коммунальная сфера отстала от других инфраструктурных отраслей на 5-10 лет, кризис жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) продолжает углубляться. Острые проблемы возникли в управлении жилищно-коммунальными объектами, а низкое качество и недостаточная эффективность управления ведут к повышению стоимости услуг ЖКХ и снижению надежности функционирования системы. Недостаточное внимание к обеспечению устойчивого функционирования жилищно-коммунального комплекса может привести к непредсказуемым социальным последствиям, поскольку отсутствие тепла, воды, канализации, чрезмерная ветхость сетей, коммуникаций, основных средств угрожают здоровью и жизни российских граждан.

Преобразования в жилищно-коммунальной сфере, направленные на создание рыночных организационно-финансовых механизмов реформирования и модернизации ЖКХ, тесным образом связаны и даже обусловлены приоритетной для социально-экономического развития России задачей привлечения инвестиций и развития предпринимательства, формирования государственно-частного партнерства. В этих условиях на первый план выходит проблема разработки системы эффективного управления ЖКХ на основе рыночных механизмов при сохранении значительной части материальных активов отрасли в государственной собственности. Эта проблема охватывает:

- проведение единой государственной политики в управлении ЖКХ;

- развитие и совершенствование нормативно-правового обеспечения функционирования ЖКХ;

- достижение взаимосвязи и согласованности управления на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;

- создание конкурентной среды в жилищно-коммунальном обслуживании;

- преобразование механизмов аренды, концессии, акционирования и страхования имущественных комплексов ЖКХ;

- повышение качества коммунальных услуг путем развития материально-технической базы и внедрения технико-экономических инноваций в отрасли.

Все вышесказанное определило актуальность темы дипломной работы.

Об исключительной важности рассматриваемой проблемы свидетельствует ее отражение в программе реформирования ЖСК России и включение в число важнейших национальных проектов. Отсюда следует необходимость выработки научно обоснованной концепции и принятия вытекающей из нее стратегии, программы совместных действий государства и частнопредпринимательского сектора в направлении более эффективного в экономическом и социальном отношении управления жилищно-коммунальным хозяйством страны, осуществления реформ ЖКХ на основе положений Жилищного кодекса РФ. Такой курс характеризует заметный поворот к проведению социально ориентированной экономической политики России.

Глава 3:

Иное решение проблемы предлагает муниципальная программа реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса, разработанная инициативной группой ученых и специалистов Управления делами Президента РФ, РАГС. Целью программы является создание и освоение новой модели бездотационного экономического развития базовых предприятий ЖКХ на принципах самоокупаемости и самофинансирования. Для этого необходимо создание корпоративной системы организации комплексного управления производственными и сервисными хозяйствами ЖКХ в процессе их перевода на частную или концессионную основу, развитие которых будет осуществляться благодаря преимуществам малого предпринимательства и муниципального самоуправления, способствующим возрождению самостоятельности, инициативы, ответственности предпринимателей и руководителей всех уровней, стимулированию их экономической активности. Такая форма организации позволит привлекать значительные объемы внебюджетного финансирования как за счет собственных (предпринимательских), так и привлеченных средств.

Для поддержки малого бизнеса, занятого в сфере ЖКХ, целесообразно:

- на уровне органов власти субъектов Федерации и местного самоуправления организовать подготовку и переподготовку кадров по управлению и обслуживанию недвижимости;

- региональным фондам поддержки предпринимательства резервировать часть средств для предоставления льготных кредитов предприятиям, занятым предоставлением жилищно-коммунальных услуг;

- органам местного самоуправления обеспечить предоставление определенной части муниципального заказа в сфере ЖКХ для выполнения на конкурсных условиях субъектами малого предпринимательства.

Дополнительными направлениями в демонополизации сферы оказания услуг ЖКХ с участием малого бизнеса являются:

- разработать региональные и муниципальные проекты инновационной деятельности малых предприятий в сфере ЖКХ, в том числе с привлечением инвестиций и прямым участием иностранных фирм с целью создания дополнительной конкуренции более высокого уровня;

- проработать льготные кредитные линии по микрокредитованию малых предприятий для приобретение средств малой механизации;

- создать малые предприятия по подготовке менеджеров в сфере управления жилым фондом муниципальных образований;

- разработать и осуществлить 3-4 пилотные проекты в регионах по созданию специализированных объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;

- поддерживать выставочно-ярмарочную деятельность субъектов малого предпринимательства жилищно-коммунальной сферы.

Именно в секторе малых предприятий, прежде всего, можно ожидать позитивных изменений социально-экономического положения в ближайшие годы, именно малые предприятия способны снизить социальную напряженность, смягчить в обществе негативные последствия.

С одной стороны, государство осуществляет финансовую поддержку малых предприятий за счет бюджетных средств, с другой стороны, ужесточает систему, а именно:

- реформирование существующих органов управления жилищно-коммунального хозяйства на местном уровне;

- завершение перехода к договорным отношениями между заказчиком и поставщиком жилищно-коммунальных услуг;

- организация управления и обслуживания муниципальной собственности и выполнения муниципальных заказов на конкурсной основе;

- организация информационного обеспечения мероприятий.

Ввиду территориальной удаленности сел, деревень и поселков от районного центра, обеспечить текущий контроль за работой управляющих организаций весьма сложно. Эту проблему призван решить федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, которым предусматриваются новые принципы территориальной организации и четкое разграничение полномочий и перераспределение имущества между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.

В условиях действия этого закона работа предприятий жилищно-коммунального хозяйства может быть организована по двум направлениям:

Для обеспечения населения коммунальными услугами и содержания жилищного фонда в каждом поселении должно быть создано многоотраслевое муниципальное предприятие жилищно-коммунального хозяйства или привлечены частные организации.

Заключение:

Жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой многоотрасле-вой комплекс, в котором переплетаются все социально-экономические отно-шения по жизнеобеспечению населения и удовлетворению потребностей производственных отраслей и сферы услуг. Оно включает в себя взаимозави-симые, но в то же время и достаточно автономные предприятия и организа-ции социальной и производственной сферы, чья деятельность прямо или кос-венно связана с удовлетворением потребностей населения в жилье и комму-нальных услугах. Являясь сложным системным экономическим объектом жилищно-коммунальное хозяйство характеризуется наличием таких обще-системных свойств как целостность, иерархичность и интегративность и включает в себя основные системные компоненты: организационную струк-туру экономических институтов и отношений, многоуровневую структуру управления и системную инфраструктуру.

Основа реформирования ЖКХ заключается в комплексе мер, направ-ленных на снижение издержек при производстве услуг. Экономической ос-новой осуществления этого процесса является энергоресурсосбережение.

Конечные цели энергосберегающей политики в ЖКХ - сокращение за-трат на содержание и эксплуатацию жилья, и, соответственно, обеспечение экономических интересов населения при переходе отрасли ЖКХ на режим безубыточного функционирования.

Для достижения указанных целей необходимо обеспечить:

- повсеместное внедрение приборного учета и регулирования потреб-ления тепловой энергии и воды, организацию взаиморасчетов за потребление ресурсов по показаниям приборов;

- реализацию комплекса мер по энергосбережению, обеспечивающего надежное тепло- и водоснабжение ЖКХ и объектов бюджетной сферы прак-тически без расширения существующих энергоисточников;

- создание экономического механизма, стимулирующего процесс энер-госбережения;

- совершенствование системы тарифов, стандартизации, сертификации и метрологии, направленных на энергосбережения.

Источниками финансирования данных мероприятий могут выступать следующие средства:

•- кредиты, выделяемые муниципальным образованиям на подготовку к зиме;

• - средства, составляющие 0,1% от восстановительной стоимости жи-лого фонда, и выделяемые отдельной строкой в бюджетах муниципальных образований для финансирования программы оснащения жилого фонда при-борами учета тепловой энергии;

-• средства, формирующие в жилищно-коммунальных организациях при оплате населением коммунальных услуг; источником этих средств слу-жит доля (10%) платежей за коммунальные услуги, выделяемая в квитанции об оплате отдельной строкой «энергосервисные услуги», без увеличения об-щей суммы платежа.

Похожие работы на данную тему