ВВЕДЕНИЕ
«Поведение в конфликте и индивидуально-типологические осо-бенности» - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.
Тема работы актуальна потому, что довольно часто мы бываем во-влечены в разного рода конфликты - служебные, бытовые, личные. Ни один конфликт не проходит для нас бесследно. Их итогом становятся стрессы различной интенсивности, ведущие к расстройствам нервной системы, общему снижению тонуса организма, к заболеваниям.
Чтобы успешно преодолевать разрушительные последствия кон-фликтов, нужно научиться обходить их и, коль скоро мы оказались в них втянуты, выходить из острых ситуаций. Для этого прежде всего необхо-димо хорошо представлять, какие действия ведут к конфликтам.
Актуальность исследования определила цель работы:
Целью работы является рассмотрение поведение человека в кон-фликте.
Для достижения цели необходимо решить ряд важных задач:
1. Изучить литературу по проблеме исследования.
2. На основе теоретического анализа изучения проблемы система-тизировать знания о сущности конфликта и поведении человека в нем.
3. Рассмотреть сущность и специфику стилей поведения человека в конфликте.
Глава 2. Изучение поведения в конфликте на примере кол-лектива организации ООО «Фаворит»
2.1. Организация исследования
Цель исследования: выявить и описать профессиональные и личностные качества, способствующие эффективной работе в коллек-тиве.
Исследовалось 4 человек испытуемые (4 женщины и 10 мужчин). Все испытуемые имеют стаж работы, принадлежат к разновозрастным группам.
Для достижения цели исследования были использованы следую-щие методики:
1. 16-факторный личностный опросник Р.Б.Кеттелла (16-FPQ-187-А)
Описание методики. Тест Кеттелла предназначен для измерения шестнадцати факторов личности и дает многогранную информацию о личностных чертах, которые называют конституционными факторами. Опросник содержит 187 вопросов (форма В), на которые предлагается ответить обследуемым. Испытуемому предлагают занести в регистраци-онный бланк один из вариантов ответа на вопрос «да», «нет», «не знаю» (или «a», «b», «c»).(вопросы в приложении).
Обработка полученных данных производилась с помощью «ключа». Совпадение ответов обследуемого с «ключом» оценивается в 2 балла для ответов «а» и «с», совпадение ответа «в» - в один балл. Сумма баллов по каждой выделенной группе вопросов дает в резуль-тате значение фактора. Полученное значение каждого фактора перево-дится в стены с помощью таблиц с учетом пола и возраста.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.: Издательство «Пи-тер», 2000. 464 с.
2. Дмитриев А.В. Конфликтология. — М., 2002.
3. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии. — Ростов-на-Дону, 1998.
4. Иванов Н.С. Пути разрешения управленческих конфликтов. Пе-дагогический вестник 2005. № 3
5. Крысько В.Г. Словарь-справочник по социальной психологии. — СПб., 2003.
6. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1977.
7. Лефевр В. Конфликтующие структуры. М., 1967.
8. Макаров С.Ф. Разрешение конфликта // ЭКО. 1989. № 7.
9. Наумова Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. - М., 1988.
10. Пригожий А. И. Современная социология организаций. — М., 2005. — С. 171.
11. Прошанов С.Л. Проблемы конфликта в диссертациях социоло-гов. - М. 2005.
12. Психологическая теория коллектива. М., 1979.
13. Рыбакова M .M. Конфликты и взаимодействие и педагогиче-ском процессе. — М.: Просвещение. 1991.
14. Скотт Джини Грехем. Конфликты. Пути их преодоления. Киев: Внешторгиздат, 1991. 189 с.
15. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. — Минск, 1998.
16. Сулимова Т. C. Социальная работа и конструктивное разреше-ние конфликтов.— М.: Институт практ. Психологии. 1996.