Введение:
Наиболее важной информационной системой организации является система бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Данная система позволяет получить основную экономическую информацию об организации, доступную для пользователей. Под отчётностью в широком смысле подразумевается совокупность всех учётных записей, позволяющая проследить хозяйственную деятельность организации. В более узком смысле отчётность представляет собой систему таблиц, отражающих сводные данные, по которым можно судить о финансовом состоянии организации и эффективности её деятельности.
Бухгалтерская отчётность выполняет следующие функции:
• является средством наблюдения пользователями за работой организации;
• является информационной базой для принятия управленческих решений руководителями организации;
• даёт возможность обобщения экономических показателей на региональном и общегосударственном уровнях;
• служит средством контроля;
• является базой для разработки текущих и перспективных планов.
Перед каждой организацией минимум один раз в год встаёт задача формирования полной и достоверной информации о своей финансово-хозяйственной деятельности, необходимой внутренним и внешним пользователям. С расширением круга пользователей учетной информации о финансово-хозяйственной деятельности коммерческих организаций, существенно возрастает интерес участников экономического процесса к объективной и достоверной информации об их финансовом положении и деловой активности.
Оценить, насколько достоверной является составленная отчётность позволяет проведение аудиторских проверок. Аудит - независимая экспертиза состояния бухгалтерского учёта, финансовых отчетов и бухгалтерских балансов. Целью проведения аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчётности аудируемых лиц и соответствии ведения бухгалтерского учёта действующим законодательным и нормативным актам
Вследствие актуальности и практической значимости составления и проведения аудита финансовой отчётности для написания курсовой работы выбрана именно эта тема.
По данной проблематике за последние годы было утверждено достаточное количество нормативных документов и издано большое количество монографий, учебников и учебных пособий. Также имеются переводы на русский язык зарубежной литературы, где раскрываются сущность, содержание и особенности бухгалтерской отчетности и аудита экономических субъектов рыночных отношений в мировом сообществе.
Основной целью данной работы является изучение порядка проведения аудита показателей отчетности аудируемого субъекта.
Глава 3:
Перед приходом аудитора бухгалтеру нужно еще раз перечитать учетную политику. Проверить, все ли положения соответствуют действующим нормам бухгалтерского законодательства, все ли нормы фактически применяются на практике. Если способ учета каких-либо операций законодательно не утвержден, организации следует разработать собственный обоснованный метод и прописать его в учетной политике. Если нормативные акты предусматривают несколько вариантов учета одних и тех же операций, в учетной политике должен быть утвержден один из них (п. 7 ПБУ 1/2008). Например, способ начисления амортизации, метод оценки материальных запасов и финансовых вложений при списании. В учетной политике ООО «ИНДЕКС» не прописаны следующие положения:
- порядок списания расходов будущих периодов (равномерно, пропорционально объему продукции или другим способом);
- способ определения текущего налога на прибыль (на основе налоговой декларации или по данным бухгалтерского учета).
Необходимо зафиксировать все способы учета, которые организация использует в качестве альтернативы основным правилам, то есть будет ли она:
- создавать резервы сомнительных долгов и предстоящих расходов (п. п. 70 и 72 Положения);
- отражать свернутый финансовый результат по отдельным видам прочих доходов (при выполнении условий п. 18.2 ПБУ 9/99).
Также в учетной политике следует прописать уровень существенности для показателей бухгалтерской отчетности. Минфин России в п. 1 Указаний, утвержденных Приказом N 67н рекомендует признавать существенной сумму, отношение которой к общему итогу превышает 5%.
В связи с разработкой нового способа ведения бухгалтерского учета или существенным изменением условий хозяйствования учетная политика может быть изменена (разд. III ПБУ 1/2008). Однако, во-первых, изменение должно быть обоснованным. Во-вторых, по общему правилу оно применяется с начала отчетного года. Существенные последствия корректировки учетной политики, если они могут быть надежно оценены, отражаются в отчетности ретроспективно.
В исключительных случаях организация вправе отступить от правил бухучета, если их применение не позволит достоверно отразить имущественное состояние и финансовые результаты деятельности (п. 4 ст. 13 Закона N 129-ФЗ). Такое отступление должно быть максимально обоснованным, иначе разногласий с аудитором не избежать. Все факты неприменения бухгалтерских норм с обоснованием описываются в пояснительной записке.
Заключение:
Аудит - это независимая проверка бухгалтерской отчетности в целях выражения мнения о ее достоверности. Обычно организации в первую очередь стремятся избегать налоговых нарушений и не уделяют должного внимания соблюдению правил бухучета. Неприменение норм бухгалтерского законодательства порой приводит к существенным ошибкам, влияющим на достоверность бухгалтерской отчетности. Иногда стоимость активов и финансовых результатов неправомерно завышается в целях улучшения экономических показателей. В результате пользователи такой отчетности (в том числе собственники, потенциальные инвесторы) получают искаженную, неадекватную информацию о финансовом положении организации и финансовых результатах ее деятельности. Поэтому для многих компаний обязательное проведение аудита установлено законодательно. В других случаях аудиторская проверка заказывается по инициативе собственников или руководства организации.
Как правило, ответственным за выбор аудитора является главный бухгалтер организации. В ходе аудита глава бухгалтерии дает комментарии на запросы проверяющих, предоставляет им первичные документы и регистры бухгалтерского учета, при необходимости организует взаимодействие аудиторов с другими отделами организации, готовит возражения к аудиторскому отчету. Поэтому главному бухгалтеру требуется знание азов законодательства об аудите и прежде всего Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности".
Правильно организовать работу внутреннего аудита на предприятии довольно сложно. Как показали наши исследования, возникающие сложности связаны с низкой степенью разработанности теоретических и организационно-методических основ внутреннего аудита, с обеспечением независимости позиции внутреннего аудитора, с недостатком квалифицированных специалистов.
В этой связи, руководству ООО «ИНДЕКС» было предложено следующее решение вышеназванных проблем на пути возможного формирования службы внутреннего аудита:
• разработка собственных организационно-методических основ проведения внутреннего аудита (в этой связи нами была разработана программа проведения внутреннего аудита);
• подчинение внутреннего аудитора высшему органу управления предприятием, например, правлению акционерного общества (решение проблемы независимости);
• привлечение специалистов со стороны, которые курировали бы первое время работу сотрудников вновь созданного отдела, либо обучение собственного персонала (решение проблемы квалификации персонала).