Реферат по теме: Корни и состояние идеологии государственного патриотизма в России.

Название работы: Корни и состояние идеологии государственного патриотизма в России.

Скачать демоверсию

Тип работы:

Реферат

Предмет:

Госслужба

Страниц:

15 стр.

Год сдачи:

2010 г.

Содержание:

Введение 3

Корни и состояние идеологии государственного патриотизма в России 5

Заключение 13

Список литературы 15

Выдержка:

Введение:

Актуальность темы исследования. Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности - в идеологии, политике, культуре, экономике, экологии и т.д. В силу этого понимание современного российского патриотизма, сформировавшегося на протяжении многовековой истории русской общественной мысли, является исходной задачей для выяснения его основ.

Содержание и направленность патриотизма определяются, прежде всего, духовным и нравственным климатом общества, его историческими корнями, питающими общественную жизнь поколений.

Роль и значение патриотизма возрастают на крутых поворотах истории, когда объективные тенденции развития общества сопровождаются повышением напряжения сил его граждан (войны, нашествия, социальные конфликты, революционные потрясения, обострение кризисных явлений, борьба за власть, стихийные и иные бедствия и т.д.).

Проявления патриотизма в такие периоды отмечены высокими благородными порывами, особой жертвенностью во имя своего народа, своей Родины, что заставляет говорить о патриотизме как о сложном и безусловно неординарном явлении.

В настоящее время, когда все еще продолжается этап выработки ведущей национальной идеи в России, в трудах многих отечественных мыслителей излагаются различные точки зрения на явление патриотизма как стержневого компонента Русской идеи, призванной служить объединению и упрочению русской нации, российского общества и государства.

За последнее время, по мнению некоторых политологов, Русская идея вновь может претендовать на роль духовно-нравственной и социальной ценности. Она вселяет надежды определенной части российского общества на возрождение национальных ценностей и традиций, торжество соборности, равенство прав и возможностей граждан, укрепление семьи, выработку общероссийского патриотического идеала, "...способного вдохновить соотечественников на многотрудные и славные свершения во имя благосостояния и духовного преобразования Родины".

Вследствие этого, возникает необходимость более глубокого понимания сущности Русской идеи, ее осмысления не только в контексте изменений, происшедших в России в конце 80-х и 90-х годах, но и с учетом многовекового исторического опыта развития нашего Отечества.

Цель исследования – изучить корни и состояние идеологии государственного патриотизма в России.

Основная часть:

Госуда?рственный патриоти?зм — идеология, яснее всего выражающаяся словами «государство — всё, остальное — ничто». В современном мироустройстве термин «государственный патриотизм» является синонимом термина фашизм в его исконном значении, что в условиях декларируемого многонационального устройства Российской Федерации приводит к тому, что во власть принимается наднациональный сброд, именующий себя россиянами (новая наднациональная общность, сплотившая антинациональные силы в борьбе с Русским народом и другими коренными народами России).

В России идеологию государственного патриотизма исповедует партия «Единая Россия», вырвавшаяся во власть при помощи безоговорочной поддержки курса президента В. В. Путина.

В понимании сущности Русской идеи многие известные ученые, политические деятели, представители культуры и даже отечественного предпринимательства исходят из того, что наш общенациональный идеал сегодня - это возрождение России, которое немыслимо без обращения к ее глубинным истокам. Русская идея сегодня выступает в качестве одной из духовных основ возрождения Отечества, нашей исторической памяти, национального самосознания, стремления россиян к лучшей действительности, проявления ими высокой духовности, и истинного патриотизма [10, с. 39].

В далеком прошлом в основе Русской идеи было мессианство - быть главной, если не единственной носительницей подлинно христианских ценностей, а после падения Византии - и православной государственности. На протяжении веков силы этой государственности были направлены на самосохранение русского народа, развитие у него национального самосознания и высших патриотических чувств. С расширением границ Русского государства, присоединением к нему новых народов Русская идея трансформируется в идею российскую. Многочисленные нерусские народы, получая от русской нации экономическую, культурную и иную помощь, военную защиту от врагов, стали считать Россию своей общей исторической родиной. Вследствие этого идея о роли и предназначении русского народа, то есть Русская идея "... стала общей для всех наций, народностей, этнических и национальных групп, населявших огромную Российскую империю".

Анализ Русской идеи основывается на взглядах отечественных мыслителей, в особенности тех, которые в той или иной степени выражали свое отношение к патриотизму и проблеме его развития в обществе. Эти мыслители разрабатывали теоретические основы патриотизма в тесной связи с Русской идеей, в ее общем русле. Именно этим объясняется то обстоятельство, что в существе их идей, подходов и позиций по проблеме русского и российского патриотизма имеются общие, объединяющие моменты [9, с. 45].

Когда, после петровских преобразований и разгрома Наполеона, Россия включилась в европейский процесс общественного развития на качественно новом уровне, обострились проблемы занимаемого ею положения в мире и сосуществования с западной цивилизацией. В рамках Русской идеи обострилась борьба двух тенденций - западничества и славянофильства. Выбор пути, по которому предстояло идти стране и русским в XIX - начале XX века, оказался непростым. К его осмыслению подключились лучшие умы нации - А.С. Пушкин и Н.М. Карамзин, Ф.М. Достоевский и А.И. Герцен, И.В. Киреевский и Н.Е. Данилевский, И.А. Ильин и П.А. Сорокин.

Заключение:

Во-вторых, патриотизм всегда рассматривался как символ мужества, доблести и героизма, силы русского народа, как необходимое условие единства, величия и могущества Российского государства.

В-третьих, сущность патриотизма по-разному трактовалась различными мыслителями, прежде всего в плане его духовного выражения и реально-действенного проявления. Характерно, что рассмотрение проблемы патриотизма находилось под воздействием немалого числа оппонентов, которые в различных формах ограничивали возможности ее конструктивной и более основательной разработки, умаляли ее наиболее существенные стороны, вплоть до стремления дискредитировать саму эту идею.

Проблема патриотизма представляет собой одну из самых актуальных в сфере духовной жизни российского общества. О важности и сложности этого вопроса говорит уже тот факт, что за последнее десятилетие отношение к патриотизму в разных социальных группах колебалось от полного неприятия до безусловной поддержки. Насущной остается проблема изучения причин такого положения в обществе, а так же того, какое влияние оказывает патриотизм на духовно-нравственное состояние общества. Не менее важным остается вопрос изучения происхождения и генезиса патриотизма как духовного феномена в среде русского воинства. Актуальность социально-философского анализа данной проблемы определяется рядом обстоятельств. Во-первых, в течение последних двух десятилетий чрезвычайно быстрыми темпами менялось социально-экономическое состояние нашей страны. Сознание большинства россиян было не в состоянии адекватно воспринимать эти резкие изменения. Духовные принципы, на которых выросло большинство из них, не способствовали адаптации в новых условиях. Это привело к тому, что понятие Родины либо девальвировалось, либо потеряло свое сущностное содержание. Естественно, ни одно общество не способно существовать в таком состоянии долго. Образовалась ситуация, когда требуются огромные усилия по поиску реального понимания феномена Родина, а значит, и наполнения понятия патриотизм соответствующим современности содержанием. К сожалению, в настоящее время "... российский патриотизм носит неустойчивый, аморфный, неопределенный характер, соответствующий общественным реалиям".

Похожие работы на данную тему