Введение:
Переход банковской системы на международные стандарты отчетности осуществлен с целью ликвидации различий между экономическими и юридическими условиями связанных с подготовкой финансовой отчетности кредитных организаций РФ. Необходимость реформирования методологии составления банковской отчетности вызвана интеграцией в международное финансовое сообщество. Переход на МСФО позволит расширить отражения в системе статистических показателей различных аспектов социально-экономических процессов в соответствии с международной практикой. А так же повысить аналитическую направленность и оперативность сбора, обработки и распространения статистических данных. Таким образом, повышается актуальность темы рассмотренной в представленной работе.
Целью проведенного исследования является изучение перспектив развития внешней ведомственной статистики ЦБР в связи с переходом на международные стандарты отчетности. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
? охарактеризовать направленность банковской политики ЦБР в связи с переходом на МСФО;
? провести перспективный анализ развития банковского сектора по основным показателям МСФО;
? провести перспективный анализ различных сценариев политики ЦБР связанной с переходом на МСФО.
Предметом проведенного исследования являются статистические показатели международной финансовой отчетности. Объектом – статистические показатели внешней ведоственной статистики ЦБР составленные в соответствии с МСФО.
Глава 3:
Для повышения эффективности своей монетарной политики центральный банк может использовать одновременно оба инструмента. Сочетание расширенной продажи ценных бумаг с резким снижением учетной ставки (ниже текущей доходности ценных бумаг) побуждает коммерческие банки занимать резервы у центрального банка, а все свои средства направлять на скупку ценных бумаг у населения, которое заинтересовано в их продаже.
Норма обязательных резервов – это установленный для коммерческих банков норматив минимального резервирования депозитов. При его снижении происходит увеличение избыточных банковских резервов и мультипликационное расширение предложения денег. Противоположный результат получается при повышении нормы резервных требований.
Этот инструмент монетарной политики является, по мнению многих специалистов, наиболее мощным, но в то же время слишком грубым, поскольку затрагивает основы всей банковской системы. По этой причине в странах с развитой и хорошо настроенной экономической системой он используется редко. В российской экономике с ее низкой чувствительностью к «деликатным» экономическим воздействиям использование данного инструмента весьма эффективно. В условиях жесткой нехватки денежных средств в обращении снижение нормы обязательных резервов способно заменить эмиссию денег.
Современные теоретические модели монетарной политики представляют собой синтез разных подходов к воздействию кредитно-денежных инструментов. При этом в долгосрочной политике преобладает монетаристский подход. Вместе с тем в целях быстрого маневрирования государство не отказывается и от воздействия на процентную ставку.
Изучая полученную совокупность показателей банковской системы РФ, можно утверждать, что показатели достаточно однородны, за исключением некоторых выбросов (рис.1).
Как показано на рис.1 уравнение тренда имеет вид:
Заключение:
В результате проведенного исследования можно сделать вывод, что на показатели внешней ведомственной статистики ЦБР сформированные в результате обработки данных отчетов российских банков составленных в соответствии с международными стандартами, отчетности оказывают влияние показатели общесоциального развития Российской Федерации, монетарная политика государства которая проводится через ЦБР. Так, на 2011 год официальный прогноз роста ВВП РФ находится в интервале 1,7-3,1%, при том, что даже консервативные оценки роста промышленности на уровне 3% полностью зависят от устойчивости восстановительного тренда мировой экономики. В 2008-2009 годы российская банковская система прожила один из труднейших исторических этапов. Стремительный рост банковских активов в последнее десятилетие сменился их стагнацией. Активы банковской системы в 2009 г. выросли всего на 5,0% (коррекция на обменный курс рубля, динамику изменений активов не приведет к существенным изменениям - прим.), что на порядок меньше, чем среднегодовой темп роста за период 2000-2008 гг.
По формальным признакам банковский сектор находится в лучшем положении, чем нефинансовый сектор экономики. В частности, отношение активов банков к ВВП увеличилось с 67% в январе 2009 г. до 74% в январе 2010 г., а кредитов – с 40% до 42% ВВП. Однако нужно понимать, что эти показатели были достигнуты за счет кризисной динамики. Инфляция резко сократилась с 13,3% до 8,8%, а экономический рост составил минус 7,9%. В результате такого сжатия отечественной экономики показатели развития банковского сектора выросли. В действительности, активы банковского сектора и кредитное предложение практически остались на прежнем уровне.