Введение
В русской военной истории имя Александра Васильевича Суворова занимает выдающееся место. Он был чрезвычайно образованным человеком: знал семь иностранных языков, в том числе турецкий и финский, военную историю, отлично владел математикой и т.п. На протяжении почти 50 лет непрерывной боевой деятельности он не знал поражений. Лучшие европейские армии были разгромлены русскими войсками под командованием великого полководца. Военное искусство Суворова по своим масштабам и по своему значению выходит за национальные рамки.
Но вместе с тем Суворов как полководец принадлежит прежде всего русскому народу. Военное творчество Суворова развивало передовые идеи его предшественников – Петра I, Румянцева, а его тактическое мастерство отразило лучшие черты русского народа, народа-воина: патриотизм и преданность Родине, мужество, упорство, выносливость, природный ум и смекалку. Искренний и горячий патриот, Суворов был наиболее последовательным и непримиримым борцом за самостоятельный путь развития военного искусства, против чуждого реакционного иноземного влияния.
Идеи Суворова в современном военном деле
Чтобы судить о том, насколько применимы указанные идеи и взгляды Суворова для сегодняшнего и завтрашнего дня, насколько учение о войне Суворова сохраняет свою жизненность для нас и хотя бы для поколения следующего за нами, необходимо рассмотреть те условия с военной точки зрения, при которых жил и действовал Суворов, равно как ту обстановку, которая существует в этом отношении и будет во время будущей войны.
Нельзя отрицать, что те начала, на которых Суворов основывал свою военно-педагогическую систему, имеют абсолютное значение, т.е. они имеют силу и значение во все времена и особенно в настоящее. И теперь армия должна быть сильна духом в изложенном выше смысле. И теперь для выработки такого духа нужна идея, которая захватывала бы всего человека, служить которой человек считал бы своим высшим нравственным долгом и ради которой он готов бы жертвовать собою до конца. И теперь требуется военным воспитанием развить те стороны духовной организации человека, которые способствуют поднятию нравственного элемента и подавление тех его сторон, которые составляют тормоз на этом пути. Методы для достижения указанных частных задач воспитания, применяемые Суворовым, пригодны и в настоящее время, о чем свидетельствуют современные достижения общей педагогики.
Литература
1. Александр Васильевич Суворов: К 250-летию со дня рождения / Отв. ред. Л.Г. Бескровный. - М.: Наука, 1980. - 280 с.: ил.
2. Баиов В. Суворов и будущая война // http://www.voskres.ru/army/spirit/baiow1.htm
3. Григорьев С.Т. Александр Суворов: Ист. повесть. - М.: Мысль 1990. - 319 с.: ил.
4. История государства Российского: Жизнеописания. XVIII в. - М.; Изд-во "Кн. палата", 1996. - С. 322 - 333.
5. Керсновский А. А. История русской армии в четырех томах. М. 1992.
6. Куропаткин А. Н. Русская армия. СПб. 2003.
7. Охлябинин С. Д. Повседневная жизнь русской армии. М. 2004
8. Ростунов И.И. Генералиссимус Александр Васильевич Суворов: Жизнь и полководч. деятельность. - М.: Воениздат, 1989. - 496 с.: ил.
9. Суворов А.В. Наука побеждать. - М.: Воениздат, 1987. - 39 с.: ил.
10. Румянцева С. «Я русский, – какой восторг!» Философский комментарий к «науке побеждать» А. В. Суворова. // Философская культура, 1/2005.