ВВЕДЕНИЕ
«Главная идея «Сказания о Дракуле» - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.
Тема работы актуальна потому, что проблема сильной централизованной власти, назревшая в XV в., способствовала распространению на Руси популярного среднеевропейского фольклорного повествовательного сюжета — "Сказания о Дракуле воеводе". Автор его русского варианта, очевидно, дьяк Ф. Курицын, оправдывал жестокость самодержавного правителя, полагая, что только сильная власть способна установить порядок в государстве.
Актуальность исследования определила цель работы:
Целью работы является рассмотрение главной идеи в «Сказания о Дракуле»
Основные задачи:
1. Изучить литературу по проблеме исследования.
2. Проявление сильной личности в «Сказании о Дракуле»
На наш взгляд, идея сильной личности, обладающей «самовластием души», находит отражение в произведении «Сказания о Дракуле».
Дракула — это прозвище князя Валахии Влада Цепеша (правил в 1456–1462 и 1477 гг.). Рассказы и анекдоты о Дракуле оказались очень популярными в конце XV века в Европе и отразились в немецких, венгерских и итальянских источниках. Русский автор «Сказания о Дракуле» все-таки создает более обобщенный образ, нежели его западноевропейские современники.
Следует отметить, что герой «Сказания» — это, несомненно, очень сильная личность. Свои поступки он совершает, руководствуясь исключительно «самовластием души». А результатом этих поступков оказывается неоправданная и невиданная по своей изощренности жестокость. Однако Дракула был способен и на справедливые деяния, что всячески подчеркивается в «Сказании. Ведь он, одновременно, ненавидел «во своей земли зла» и беспощадно карал всякое преступление, кто бы его ни совершил. Но важно тут и другое — причиной всех поступков Дракулы является непреходящая жажда власти, как следствие «самовластия души». Так, чтобы сохранить власть, Дракула даже отказывается от православной веры и принимает католичество. Идея неограниченной, абсолютной власти монарха — это главная идея всего «Сказания о Дракуле». Недаром один из тех, кого Дракула собирался посадить на кол, иностранный посол, избежал мучительной смерти лишь потому, что сказал: «Государю, аще достойное смерти соделалъ буду, твори, еже хощеши: праведный бо еси судия — не ты повиненъ моей смерти, но азъ самъ» .
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Еремин И. П. Литература Древней Руси. Этюры и характеристики, М.-Л., 1966.
2. Демин А. С. О художественности древнерусской литературы- М., 1998.
3. Древнерусская литература. Хрестоматия. - Флинта. 2000
4. Кусков В.В. История древнерусской литературы. - М. 2001
5. Лихачев Д. С. Избранные работы в трех томах. М., 1987. Т. 1-3.
6. Лихачев Д.С. Великое наследие. Классическое произведение литературы Древней Руси. - М. 2002
7. Творогов О.В. Литература Древней Руси. - М. 2000
8. Фокеев А.Л, Начало всех начал. Древнерусская литература. Учебное пособие. - М. 2003