Введение:
Конституция Российской Федерации признает и закрепляет права и свободы человека и гражданина, является гарантом их обеспечения. Концепция прав и свобод человека и гражданина как высшей ценности позволила законодательно сформулировать и право на предпринимательскую деятельность – одну из важнейших сфер жизни общества. В подтверждение его значимости Президент Российской Федерации Д.А. Медведева в своем Послании к Федеральному Собранию Российской Федерации в 2008г., отмечая приоритетность экономического развития, указывал на необходимость создания условий для роста предпринимательской инициативы во всех секторах экономики, в том числе и посредством совершенствования законодательства, создающего гарантии для обеспечения права на предпринимательскую деятельность .
Как следует из анализа национальных программ, касающихся социально-экономического развития Российской Федерации, итогом проводимых экономических реформ должно являться создание эффективной рыночной экономики, обеспечивающей высокий уровень жизни людей, а также продуктивное участие Российской Федерации в мировом хозяйстве. В этой связи важным инструментом достижения указанных целей является совершенствование механизмов административно-правового регулирования экономических отношений в целом и предпринимательских в частности. Одним из направлений развития предпринимательской деятельности, а также формирования оптимальных взаимоотношений между государством и субъектами предпринимательской деятельности является институт административно-правового регулирования, которому посвящена данная работа.
Глава 2:
Далее, систематическое и постоянное извлечение прибыли — не одно и то же. Слово «постоянное» означает не прекращающуюся во времени деятельность по получению прибыли. «В неразличии, смешении обоих проявлений деятельности заложены корни серьезных конфликтных ситуаций. В частности, сложности возникают при оценке предпринимательской деятельности, субъекты которой скрывают ее, а при выявлении отрицают наличие предпринимательства, ссылаясь именно на то, что акции, внешне схожие по цели с предпринимательскими, носят не систематический, а случайный, разовый, повторный и т. п. характер».
Предпринимательство есть рисковая деятельность. Категория «предпринимательский риск» еще не стала предметом повышенного внимания ученых-юристов в силу своей ?молодости?. В литературе делаются лишь первые попытки в общем смысле сформулировать определение данного понятия. При этом используются теоретические разработки общей проблемы риска таких исследователей, как М. М. Агарков, В. П. Грибанов, М. С. Гринберг, О. А. Красавчиков, Н. С. Малеин, В. А. Ойгензихт и др.
Категория «риск» весьма многогранна. В связи с этим нельзя не вспомнить о риске собственника (ст. 221 ГК РФ), покупателя (ст. 459), арендатора (ст. 669), сторон в договорах подряда (ст. 705), страхования (ст. 944, 945), предпринимателя (ст. 929, 933) и иных лиц. В каждом из этих случаев содержание риска будет иметь индивидуальные признаки. Так, в ст. 933 ГК предусмотрена возможность заключения договора страхования предпринимательского риска, под которым согласно ст. 929 ГК понимается риск убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушения обязательств контрагентами предпринимателя или изменения условий этой деятельности по не зависящим от предпринимателя обстоятельствам, в том числе риск неполучения ожидаемых доходов.
Итак, предпринимательский риск — это потенциальная возможность (опасность) наступления или ненаступления события (совокупности событий), повлекшего неблагоприятные имущественные последствия для деятельности предпринимателя по не зависящим от него обстоятельствам. Такой риск выражается и в неполучении прибыли (дохода), и в возникших убытках, и в свертывании производства товаров и услуг, и в утрате клиентуры и деловой репутации, и в ликвидации бизнеса и др.
В учебной и научной литературе ряд авторов выделяют (помимо названных признаков предпринимательства) другие признаки предпринимательской деятельности. К ним относятся, в частности, инициативность и профессионализм предпринимателей, государственная регистрация субъектов предпринимательства и др.
Рассмотрим их подробно.
Признак легитимации предпринимательства. В силу ст. 2 ГК РФ подлежат регистрации не предпринимательская деятельность, а лица, ее осуществляющие. Это общее правило распространяется и на индивидуальное, и на коллективное предпринимательство. Например, коммерческие организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность с момента их государственной регистрации в качестве юридических лиц.
Заключение:
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Итак, предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Административно-правовое регулирование предпринимательской деятельности является составной частью всего государственного регулирования в сфере экономики, причем ему отводится наиболее важная роль - непосредственное и повседневное осуществление государственно-властного воздействия на общественные отношения, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.
Главная задача государства в лице его органов - не подменять и не ограничивать предпринимательскую инициативу, а создавать соответствующие условия для усиления инвестиционной активности со стороны лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность с помощью реализации новых перспективных технологий на началах самоорганизации и конкуренции.
Необходимость административно-правового регулирования предпринимательской деятельности определяется следующими задачами:
1. обеспечение удовлетворения государственных и общественных нужд, приоритетов в экономическом и социальном развитии;
2. формирование государственного бюджета;
3. необходимость защиты окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
4. обеспечение занятости населения страны;