Основная часть:
Прежде чем говорить о психологической сущности деятельности руководителя, дадим определение понятию «руководство».
А.М. Бандурка определяет руководство как «процесс правовой организации и управления совместной деятельностью членов коллектива, который осуществляется руководителем как представителем социального контроля и власти» [3; с. 185].
Руководитель имеет официальные полномочия, назначается и освобождается от должности вышестоящими социальными структурами. Он всегда включен в иерархическую цепочку официальных отношений, начиная с министерства и кончая первичными подразделениями, и в этой цепи он одновременно выступает как руководитель по отношению к нижестоящим и как подчиненный по отношению к вышестоящим.
О.В. Ромашов и Л.О. Ромашова к категории руководителей относят «работников аппарата управления, возглавляющих организации, направляющих и регулирующих их деятельность, принимающих управленческие решения и полностью ответственных за их выполнение» [34; c. 85].
Руководители обычно подразделяются на линейных и функциональных.
К линейным относятся руководители и их заместители, выполняющие объем функций по руководству коллективом производственного подразделения. Линейный руководитель, как правило, подчинен непосредственно вышестоящему.
Функциональные руководители, в отличие от линейных, выполняют лишь часть управленческих функций. Они возглавляют коллективы функциональных служб или их подразделений на предприятиях, объединениях, холдингах и т.д. К ним относятся на промышленных предприятиях, в производственных и научно-производственных объединениях главные специалисты (главный инженер, механик, экономист, конструктор и т. д.), руководители функциональных подразделений (начальники отделов труда и заработной платы, сбыта и снабжения, управления персоналом и т.д.). Функциональные руководители административно подчинены соответствующему линейному руководителю.
О.В. Ромашов и Л.О. Ромашова указывают на то, что «предметом труда руководителя является не информация, не управленческие решения, не приказы и распоряжения, а система отношений в трудовом коллективе» [34; с. 297]. При этом разные уровни эффективности работы предприятий зависят от того, как в них используется потенциал персонала.
А.В. Карпов отмечает, что по своему содержанию управленческая деятельность представляет собой реализацию определенных универсальных управленческих функций (планирования, прогнозирования, мотивирования, принятия решения, контроля и др.). Система этих функций присуща любой управленческой деятельности, независимо от ее конкретного вида, хотя степень их выраженности может быть различной. Поэтому инвариантная система управленческих функций является еще одной из основных ее характеристик [14; с. 44].
Ф.В. Шарипов подчеркивает, что основной функцией управленческой деятельности является обеспечение эффективного, коллективного труда персонала организации. Эффективность труда сотрудников определяется результатом, выраженном в экономических и социальных показателях. Содержание экономических показателей функционирования организации зависит от ее назначения и сферы производства (услуг). Сюда могут относиться: количество и качество выпускаемой и реализованной продукции, производительность труда, сумма полученного дохода и т.д. [44; с. 26].
Р.В. Овчарова и В.Д. Шадриков включают в систему деятельности руководителя мотивы, цели, программы, информационную основу, принятие решений, подсистему профессионально важных качеств [27; c. 16].
А.И. Китов выделяет в управлении три стадии: диагностическую, творческую и организаторскую [27; с. 16].
Диагностическая, или познавательная, стадия связана с формированием информационной модели или образа управленческой ситуации и объекта управления, которая выступает в качестве информационной основы для второй, творческой, стадии управления, представляющей собой этап принятия решений и формирования программы действий. Третья, организационная, стадия связана с исполнением принятого решения и реализацией выработанной программы на практике.
Выделенные стадии управленческого цикла рассматриваются А.И.Китовым как теоретические единицы деятельности, которые одновременно реализуются и представлены в любой из эмпирических единиц деятельности субъекта управления – руководителя.
А.К. Маркова выделяет в составе управления пять стадий: целевую, дескриптивную, прескриптивную, реализационную и ретроспективную [22; с. 125].
Каждая из перечисленных стадий представляет собой обособленную часть управленческого акта, в рамках которой совершаются в последовательном порядке определенные процедуры, действия и операции.
Целевая стадия начинается с узнавания и осознания проблемы и необходимости ее решения и завершается формулированием цели.
На второй, дескриптивной, стадии производится сбор и обработка информации, необходимой для реализации сформулированной или заданной, цели.
Третья, прескриптивная, стадия связана с трансформацией описывающей информации в предписывающую или командную. Главным моментом здесь является выработка и принятие решений как проекта будущего действия, как ответа на поставленную задачу путем выбора одного из возможных, альтернативных действий в проблемной ситуации. После принятия решения следует реализационная стадия - этап организации исполнения принятого решения в реальных условиях.
Завершает управленческий цикл ретроспективная стадия, основное содержание которой сводится к анализу, обобщению и оценке достигнутого фактического результата и его сравнению с заданным.
А.А. Урбанович характеризует следующие психологические особенности деятельности руководителя [40; с.24]:
• большое разнообразие видов деятельности на разных уровнях управленческой иерархии;
• неалгоритмический, творческий характер деятельности, осуществляемый при недостатке информации и в условиях часто меняющейся, нередко противоречивой обстановки;
• ярко выраженная прогностическая природа решаемых управленческих задач;
• значительная роль коммуникативной функции;
• высокая психическая напряженность, вызываемая большой ответственностью за принимаемые решения.
В.Н. Машков выделяет в психологическом строении деятельности руководителя три компонента [23; с. 55]:
1. Познавательное взаимодействие с объектом руководства, имеющее целью отобразить целостный образ проблемной ситуации.
2. Творческое взаимодействие, то есть выработка программы управляющего воздействия на объект руководства (принятие решений).
3. Организаторское взаимодействие, в ходе которого руководитель формирует у исполнителей адекватный образ представлений целей и задач деятельности и активизирует их мотивационную сферу.
А.В. Карпов в рамках эмпирического анализа управленческой деятельности выделяет пять основных типов ее содержания [14; c. 50-51]:
1. «Бумажная» работа, состоящая в изучении технологической документации, составлении отчетов, справок, ознакомлении с корреспонденцией и др. Она занимает в среднем 20—35% времени, а ее удельный вес возрастает по мере повышения должности руководителя.
2. Телефонные переговоры.
3. Встречи, под которыми подразумеваются неформальные и формальные коммуникации руководителя группового характера (участие в совещаниях, собраниях, обсуждениях и т.д.). Им уделяется до 50% всего времени.