Введение
Истоки художественной выразительности многообразны. Историческая панорама творчества полна шедевров искусства, чья притягательность образуется на самых разных эстетических и стилистических основаниях: произведение может демонстрировать мастерски воплощенный принцип «зрелища» либо принцип «созерцания», триумф «пластичности» либо «живописности», захватывать развертыванием занимательной истории или приемом воссоздания сполохов «потока сознания», восходящим к глубинным философским рефлексиям. Какое место в спектре непохожих творческих практик занимает феномен артистизма как тип мироощущения и прием художественной выразительности? До последнего времени это понятие употреблялось чаще всего метафорически. Между тем в степени явленности артистического начала вполне обоснованно усматривают квинтэссенцию художественности произведения. Вглядевшись пристальнее, в артистизме как особом выразительном качестве можно обнаружить важнейшие антиномии творчества и антиномии художнического сознания в целом. Если предположить, что каждый стиль в той или иной мере несет в себе «фермент артистизма», в чем раскрывают себя формы последнего? Попытаемся проследить типы артистического мироощущения и соответствующие им способы формообразования в искусстве.
Актеры и постановки
Первая постановка датируется 1922 г. Первой исполнительницей роли принцессы была Цецилия Мансурова, а принца Калафа Юрий Завадский.
В различное время в спектакле также играли такие выдающиеся актеры, как Юлия Борисова, Николай Гриценко, Людмила Максакова, Борис Захава, Василий Лановой, Рубен Симонов, Иосиф Толчанов, Михаил Ульянов, Юрий Яковлев, Екатерина Райкина, Марианна Вертинская, Вячеслав Шалевич и многие другие. Потом пришло новое поколение, в спектакле стали играть Александр Рыщенков, Ирина Дымченко, Марина Есипенко, Анна Дубровская и т.д.
Литература
1. В. Бер, Нивинский Игнатий Игнатьевич. — Театральная Энциклопедия.
2. «Принцесса Турандот» в постановке Третьей студни МХТ им. Евг. Вахтангова, M., 1923.
3. С. М. Волконский. Гастроли театра им. Вахтангова: Принцесса Турандот. — Последние Новости, Париж, 14 июня 1928, N 2640
4. Горчаков Н. М., Режиссерские уроки Вахтангова. М., 1957
5. Рубен Симонов. С Вахтанговым. — М., Искусство, 1959.
6. Смирнов-Несвицкий Ю. А. Евгений Вахтангов. — Л.:Искусство, 1987. ББК 85.443(2)7 С22