Введение:
Отечественный автомобильный сервис стремительно прогрессирует, причем в различных секторах своей деятельности. Особенно заметен рост сектора, ориентированного на работу с продукцией зарубежного производства. Всего 10—15 лет назад главная задача немногочисленных автосервисов состояла в выполнении самых простых видов работ по обслуживанию незнакомой импортной техники, например операций по замене моторного масла или тормозных колодок.
Но постоянный рост автомобильного парка обусловил увеличение производственных мощностей, т.е. увеличение числа предприятий автосервиса, повышение уровня их технической оснащенности и профессионализма работников.
Одновременно меняются требования клиентов автосервисов: они становятся более разборчивыми. В такой ситуации преимущество получают те предприятия, которые не просто предлагают услуги, но и способны обеспечить их высокое качество, соответствующее мировым стандартам. Современная рыночная экономика предъявляет принципиально иные требования к качеству продукции, работ, услуг, от которого в современном мире зависят выживание любого предприятия, его устойчивое положение на рынке товаров и услуг, т.е. уровень конкурентоспособности.
Актуальность темы исследования. Рост автомобилизации России, динамика приобретений легковых и грузовых автомобилей, предопределяет рост и развитие сферы автосервиса, где количество предприятий и качество, ассортимент предлагаемых услуг должны соответствовать растущим потребностям в обслуживании автомобилей, в том числе техническом. Развитие автомобилестроительной промышленности за счет прихода иностранных производителей автомобилей в Россию, строительства сборочных производств автомобилей способствует росту потребностей в техническом обслуживании автомобилей. В настоящее время эта проблема становится все острее, так как состояние сферы автосервиса по масштабам, количеству и по качеству, другим потребительским ожиданиям предоставляемых услуг не отвечает растущим потребностям автомобильного парка страны. Вместе с отмеченной выше тенденцией усложнение автомобильной техники, специальных условий выполнения сервиса, соответствующей техники, квалифицированных рабочих кадров, а также создания специальных условий для клиентов. Исследования состояния сферы автосервиса в России позволяют сделать вывод о существенном отставании сферы автосервиса от потребностей растущего парка автомобилей страны, при этом ресурсы, привлекаемые в развитие сферы ограничены, а организационные и экономические методы управления не учитывают особенностей, условий и тенденций развития автомобилизации и потребностей клиентуры с растущим уровнем доходности и высокими требованиями к условиям и формам технического обслуживания автомобилей.
Глава 3:
При этом, если объем сервисных услуг рассчитывается на основе численности будущего автопарка и перечисленных выше переменных, относящихся к будущему периоду, в результате вычислений получается прогноз спроса. В том случае, если расчет осуществляется для прошлого периода, получается ретроспективная информация, которая используется для сравнения с соответствующими фактическими данными и служит базой либо для верификации используемой модели, либо для верификации используемых данных.
Ретроспективный анализ требуется также для выявления тенденций изменения параметров, связанных с саморемонтом g°(t) и g"(t). Заметим, что эти показатели официальной статистикой не отображаются. Однако их можно оценить косвенным способом. В частности, сопоставление динамических рядов фактических объемов ремонта и расчетных (проведенных при g°(t) = gu(t) = 0, т.е. при условии проведения всех ремонтных работ на СТОА) для ретроспективного периода свидетельствует о достаточно значительном их несовпадении (50% и более), которое может быть объяснено за счет двух взаимосвязанных факторов: а) наличие нерегистрируемого оборота на СТОА с целью снижения налогообложения; б) осуществление саморемонта собственником автомобиля и ремонта по «особому» заказу (который также может выполняться на СТОА). Если «теневая» составляющая связана с состоянием внешней экономической среды и, в частности, с системой налогообложения, то динамика второй составляющей связана с ростом качества оказания услуг: с его ростом доля «особых» заказов и саморемонта уменьшается. Об этом свидетельствует и динамика указанных рядов: «отставание» фактического ряда от расчетного с течением времени уменьшается. Между переменными, характеризующими качество ремонта и долей так называемого «неорганизованного» ремонта имеется корреляционная зависимость, параметры которой находятся статистическим путем.
Прогнозирование спроса включает:
- разработку сценариев прогноза развития автопарка, выпуска, импорта, экспорта и выбытия автомобилей; изменения динамики качественных показателей автосервиса; выполнение и анализ прогнозных расчетов по спросу на услуги автосервиса на период 2011-2015 гг.
Как видно из приведенных в табл. 6 данных, производство легковых автомобилей, испытав глубокий провал в 2008 г., постепенно стабилизировалось и стало неуклонно приближаться к максимальному уровню 2006 г. Постоянно растущей является численность парка легковых автомобилей: за прошедший период 2000-2010 гг. несмотря на экономический кризис, этот показатель увеличился в 2,3 раза. Данные свидетельствуют о том, что существует ярко выраженная тенденция асинхронного развития автотранспортной сферы и всей экономики в целом. Так, динамика объемов производства и продаж легковых автомобилей, идет как бы автономно, опираясь на некоторые пока до конца не познанные закономерности спроса на автомобили. Однако не вызывает больших сомнений, что потенциальный спрос населения и юридических лиц имеет устойчивую тенденцию роста, что позволяет достаточно уверенно прогнозировать дальнейший рост численности автопарка и, следовательно, услуг автосервиса.
Заключение:
При изучении развития рынка автосервисных услуг важным аспектом является рассмотрение механизма его функционирования, определение и классификация факторов его формирования.
Результативность рынка автосервисных услуг связана с механизмом функционирования, который характеризуется следующими составляющими:
- качество предлагаемого товара - услуги предприятия автосервиса;
- рыночная цена на автосервисные услуги;
- эффективность производства автосервисных услуг;
- используемые технологии;
- прибыльность автосервисного бизнеса и т.п.
При изучении процесса предоставления автосервисных услуг важным аспектом является рассмотрение классификации факторов, влияющих на его формирование. Результативность процесса предоставления автосервисных услуг связана с механизмом его действия, который характеризуется следующими составляющими: качество предлагаемого товара, услуги предприятия автосервиса, рыночная цена на автосервисные услуги, эффективность производства автосервисных услуг, используемые технологии, прибыльность услуг по обслуживанию транспортных средств и т. д.
В современных условиях большое значение для развития предприятия, в частности автосервиса, является анализ тенденций развития рынка и его составляющих, на котором оно функционирует. Модернизация оказываемых услуг должна проводиться постоянно в соответствии с изменениями потребностей клиентов и не только соответствовать им, но и предугадывать их с учетом развития машиностроения и других наукоемких отраслей экономики.
Для соответствия текущим тенденциям спроса и предложения предприятию необходимо вести мониторинг и анализ развития рынка, выявлять и изучать своих ближайших и важнейших конкурентов, выбирать стратегические альтернативы, разрабатывать маркетинговую программу, определять технические, финансовые и кадровые возможности.
Российский рынок автосервисных услуг – этот бизнес, который почти на 45% находиться в тени. Большинство его игроков работают без обязательной регистрации и лицензирования. Значительная часть оборота этого рынка не подлежит налогообложению.
Российский рынок автосервисных услуг характеризуется устойчивой тенденцией роста спроса на качественное обслуживание. В текущих экономических условиях он несколько снизился, однако это носит временный характер. Рынок автосервисных услуг обладает большим потенциалом, и по мере стабилизации экономики спрос на данный вид услуг будет увеличиваться.