Контрольная работа по теме: Сюжет и композиция романа Гюстава Флобера «Госпожа Бовари»

Название работы: Сюжет и композиция романа Гюстава Флобера «Госпожа Бовари»

Скачать демоверсию

Тип работы:

Контрольная работа

Предмет:

Литература

Страниц:

21 стр.

Год сдачи:

2010 г.

Содержание:

Введение 3

1. Отражение в выборе сюжета антиромантической позиции автора 6

2. Занимательность и естественность сюжетного повествования 10

3. Место в романе, когда впервые читатель знакомится с госпожой Бовари и когда узнает о том, как происходило формирование 11

личности Эммы 11

4. Узловые моменты действия. Отношение автора к героине 14

5. Чередование в композиционном построении лирических эпизодов и массовых сцен 18

6. Почему роман не заканчивается смертью героини, а продолжается рассказ о персонажах, с которыми была связана госпожа Бовари? 19

Заключение 20

Выдержка:

Введение:

Французский реализм 19 столетия проходит в своем развитии два этапа. Первый этап – становление и утверждение реализма как ведущего

направления в литературе (конец 20-х – 40-е годы) –

представлен творчеством Беранже, Мериме, Стендаля, Бальзака. Второй (50-70-е годы) связан с именем Флобера – наследника реализма стендалевско-бальзаковского типа и предшественника «натуралистического реализма» школы Золя. Первое произведение, отразившее миропонимание и эстетические принципы зрелого Флобера – «Госпожа Бовари» (1856), которому писатель отдал пять лет наряженного, мучительнейшего труда.

Из пяти книг, напечатанных Флобером за его шестидесятилетнюю жизнь, только две – «Госпожа Бовари» и «Воспитание чувств» – посвящены современной Флоберу французской действительности, периоду между двумя революциями: 1830 и 1848 годов. Они-то и сыграли наибольшую роль в истории европейских литератур.

«Буржуазный сюжет» флоберовского романа основан на банальной коллизии. Флобер выбрал пошлый сюжет, много раз трактовавшийся в литературе, - историю супружеской измены, обычный адюльтер в глухой провинции. Молодая женщина жаждет и не находит истинной любви, она неудачно выходит замуж и скоро разочаровывается в своем избраннике. Жена обманывает мужа-врача сначала с одним любовником, затем со вторым, постепенно попадая «в лапы» ростовщика, который спешит нажиться на чужом легкомыслии. Обыденный сюжет, казалось бы, не имеющий в себе ничего грандиозного и возвышенного, необходим автору для того, чтобы выявить суть современной эпохи, которая казалась ему плоской, одержимой материальными интересами и низкими страстями

Заветной мечтой писателя была «книга ни о чём, которая держалась бы сама по себе, внутренней силой стиля, как земля держится в воздухе без всякой опоры, - книга, где почти не было бы сюжета или сюжет был бы почти незаметен...».

В этом случае, на первое место должен был выйти именно стиль изложения. Флобер придавал исключительное значение стилю. Он считал, что хорошая проза должна иметь внутренний ритм, тщательно выверенный при всей своей подвижности. Только тот, кто наделён тонким слухом, кто «овладел этой текучей стихией – французской прозой», способен её создать. Ритмическая точность, гармоничное звучание слова в ряду других слов создают нужный эффект, сопрягаются с точностью смысла.

Главный принцип – принцип безличного, объективного искусства. Должна быть правдивость в изображении связей личности и обстоятельств. Форма произведения должна быть совершенной.

С этой точки зрения рассказываемая история – только повод для выражения сложных представлений о мире посредством совершенной формы.

Супружеские несчастья Деламара (неверность жены) занимали любителей сплетен; соблазненная, а затем брошенная любовником, жена

Деламара отравилась. Так было положено начало роман «Госпожа Бовари». Французские исследователи считают, что «роман следовал действительности в ее мельчайших проявлениях».

Флобер в романе попытался воплотить принцип безлич¬ного искусства: «Я хочу, чтобы в моей книге не было ни одного дви¬жения, ни одного замечания, изобличающих автора» .

На страницах романа перед читателем предстает провинциальная Франция со своими нравами и обычаями. Каждый из героев (ростовщик Лере, красивый и холодный Родольф, глуповатый, но практичный Леон и др.) – определенный социальный тип, характер которого вносит определенные черты в общую картину современной жизни.

Глава 6:

Временем основного действия выбраны 1830-е и 1840-е годы. Первая глава начинается зимой 1827-го, а в своего рода эпилоге судьбы некоторых персонажей прослежены до 1856-го, до правления Наполеона III, и в сущности – до даты, когда Флобер окончил роман.

Роман на заканчивается смерть героини, так как целью автора было не описание собственно ее судьбы, а повествование о нравах современной ему Франции.

Произведение «Госпожа Бовари» автор не случайно заканчивает именно упоминанием об Омэ. Для писателя он – «символ времени», тип человека, который только и может преуспеть в «мире цвета плесени». «После смерти Бовари в Ионвиле сменилось уже три врача – их всех забил г-н Омэ. Пациентов у него тьма. Власти смотрят на него сквозь пальцы, общественное мнение покрывает его. Недавно он получил орден Почетного легиона».

Пессимистический конец романа приобретает отчетливую социально-обличительную окраску. Гибнут все герои, обладающие хоть какими-то чертами человечности, зато торжествует Омэ: «Вокруг Шарля никого не осталось, и тем сильнее привязался он к своей девочке. Вид ее внушал ему, однако, тревогу: она покашливала, на щеках у нее выступали красные пятна.

А напротив благоденствовала цветущая, жизнерадостная семья фармацевта, которому везло решительно во всем».

Как бы ни сложилась судьба того или иного героя после смерти госпожи Бовари, но она было вполне логична: каждый получил то, что заслужил, то, к чему сознательно или бессознательно стремился.

Заключение:

В заключение, прежде всего, стоит сказать о том, что Флобер создал новую героиню – героиню своего времени, выразительницу и жертву современных нравов. Она стала отчасти выразителем мыслей и чувств самого автора. «Госпожа Бовари – это я», - заявлял Флобер. Что, собственно, должно означать это знаменитое выражение? Именно то, что оно выражает. Флобер бичует в своей героине собственные заблуждения. Какова главная причина всех несчастий госпожи Бовари? Причина в том, что Эмма ждет от жизни не того, что жизнь может ей дать, но того, что сулят авторы романов, поэты, художники и путешественники. Она верит в счастье, в необычайные страсти, в опьянение любовью, ибо эти слова, вычитанные в книгах, показались ей прекрасными. Все перечисленное было присуще и Флоберу, который умело выразил это в своем романе.

Флобера ухитряется превратить убогий, как он сам считал и что соответствовало его представлениям, мир, который населен мошенниками, мещанами, посредственными, ничем не замечательными личностями, падшими женщинами, - в один из совершеннейших образцов поэтического вымысла и добивается этого гармоничным сочетанием всех частей, внутренней силой стиля и всеми формальными приемами.

Новаторским является прием развертывания, ведущий к последовательному нанизыванию зрительных подробностей, одной вещи вслед за другой, с нарастанием той или иной эмоции .

Новаторской может быть названа следующая черта – свойственная скорее поэзии, чем прозе: это манера Флобера передавать эмоции или душевные состояния обменом бессмысленными репликами.

Еще один пункт в анализе флоберовского стиля, как отмечает В. Набоков, связан с употреблением имперфекта – несовершенного прошедшего времени во французском языке, выражающего длительное действие или состояние, что-то обычно, постоянно случавшееся. С помощью имперфекта, говорит Пруст, Флоберу удается выразить непрерывность времени, его единство .

Флобер не очень часто пользуется метафорами, но когда они есть, то передают эмоции в образах, соответствующих характеру персонажа. Эмма, после отъезда Леона: «И, тихо воя, словно зимний ветер в заброшенном замке, все глубже уходило в ее душу горе». (Разумеется, так описала бы свое горе сама Эмма, будь у нее художественный талант.)

Одной из первых натуралистических сцен в истории французской литературы стала сцена смерти госпожи Бовари. Эмма умирает от мышьяка, похищенного у аптекаря. Агония описана им предельно точно, со всеми клиническими подробностями: «И тотчас грудь её задышала необычайно часто. Язык весь высунулся изо рта; глаза закатились и потускнели, как абажуры на гаснущих лампах…» До Флобера так описать смерть романной героини, красивой, молодой, блистательной женщины, было невозможно.

О правдивости романа в целом свидетельствует судебный процесс, начатый против Флобера правительством, которое испугалось беспощадной правды. Автору предъявили обвинение в «нанесении тяжкого ущерба общественной морали и добрым нравам». Наряду с ним к суду были привлечены издатель и типограф за публикацию «безнравственного произведения». Судебный процесс начался 1 января 1857 года и длился до 7 февраля. Флобер с «сообщниками» был оправдан во многом благодаря стараниям адвоката Сенара, которому позже был посвящена книга.

Таким образом, новаторство Флобера в романе «Госпожа Бовари» очевидно. Именно оно, по нашему мнению, и способствовало тому, что роман вышел крайне правдивым и реалистичным.

Похожие работы на данную тему