Часть диссертации по теме: Формирование договорной стоимости строительной продукции через тендерную систему размещения заказов (Введение, первая и вторая глава)

Название работы: Формирование договорной стоимости строительной продукции через тендерную систему размещения заказов (Введение, первая и вторая глава)

Скачать демоверсию

Тип работы:

Часть диссертации

Предмет:

Антикризисный менеджмент

Страниц:

146 стр.

Год сдачи:

2010 г.

Содержание:

Введение 2

Глава 1. Состояние дел с формированием договорных цен на строительную продукцию при размещении подрядов на конкурсной основе и оценка влияния отдельных факторов на уровень цены 7

1.1. Существующий уровень нормативно-методического регулирования вопросов определения стоимости и формирования договорной цены в строительстве в Российской Федерации 7

1.2. Отечественный опыт 39

1.3. Зарубежный опыт определения расчетной стоимости и формирования цены контракта на строительство объекта в условиях конкуренции 46

1.4. Качественная оценка влияния способа размещения заказа на подрядные работы на стоимость контракта 73

1.5. Качественная оценка влияния способа разбивки объекта конкурса на лоты на уровень договорной цены по контракту. 85

1.6. Возможности оптимизации договорной цены за счет широкого привлечения субъектов малого предпринимательства к закупкам на конкурсной основе и методом котировок 89

Глава 2. Методические вопросы обоснования выбора способа размещения заказов на подрядные работы 103

2.1. Классификация способов размещения заказов на выполнение работ с учетом отраслевой специфики 103

2.2. Выбор способа размещения строительного подряда, как экономическая задача 116

2.3. Качественная оценка влияния способа разбивки объекта конкурса на лоты на уровень договорной цены по контракту. 126

2.4. Альтернативные предложения 130

2.5. Методические подходы при подготовке предложений по цене различных видов предмета конкурса в строительстве 136

Выдержка:

Введение:

Становление в строительном комплексе российской экономики рыночных отношений, возникновение конкуренции, перестройка в связи с этим хозяйственных и производственно-технических связей потребовали переосмысления сложившихся ранее принципов управления стоимостью строительства, совершенствования системы ценообразования на строительную продукцию

Осуществление рыночных преобразований в строительстве порождает необходимость дальнейших исследований, связанных с управлением строительным производством и стоимостью строительства, формированием на конкурсной основе договорных цен на строительную продукцию, учитывающих различные особенности

Конкурсы и торги в строительстве исторически связаны с производственной деятельностью человека. Всегда заказчик определял подрядчику главные требования: по стоимости строительства, срокам и качеству выполняемых работ.

Подрядные торги являются основным рыночным механизмом, позволяющим реально влиять на качество и цену конечной продукции через использование принципов конкуренции и экономической свободы предприятий. Торги и конкурсы являются давно устоявшейся и отработанной до мельчайших нюансов формой торговых отношений, сложившейся в странах с традиционно сильно развитой рыночной экономикой.

В странах с рыночной экономикой торги и конкурсы являются обязательным атрибутом размещения заказов, инвестиций. Выработан большой арсенал видов, методов, средств проведения торгов; анализа, гласности и прозрачности результатов подрядных торгов и конкурсов в инвестиционно-строительной деятельности. Существует мировая технология «прокъюремента», т.е. системы процедур размещения заказов на выполнение работ и услуг, которые обеспечивают прозрачность и гласность результатов конкурсов и заключенных контрактов, доступных для контроля государственными органами, общественностью, инвесторами, что создает заслон на пути неэффективного расходования средств коррупции.

В условиях рыночной экономики конкурсный отбор подрядчиков является наиболее эффективным средством преобразования производственных отношений в инвестиционно - строительной деятельности.

Процедура подрядных торгов предусматривает защиту интересов всех участников ИСД и прежде всего прав потребителя-заказчика с гарантией высокого качества работ в оптимальные сроки, выявляет подрядные организации с устойчивым финансовым положением, стабильными производственно-хозяйственными отношениями и связями со всеми участниками инвестиционного процесса.

Подрядные торги оказывают влияние на сдерживание инфляционных процессов в стране и способствуют стабилизации цен в строительстве. Проведение торгов создает конкурентоспособную среду и устраняет монополизм фирм, диктующих свои условия производства, основанные на низкой технологической и экономической культуре, завышении стоимости строительства.

Конкурсы и торги проводятся на всех фазах жизненного цикла: концепции проекта, разработки проектно-сметной документации, осуществления проекта и эксплуатации объекта.

В основу объективных факторов оценки условий выполнения работ положена цена, сроки, качество выполнения, условия реализации. Тем не менее выработка конкретных методик, позволяющих получить интегральную характеристику предложения, оценить его организационно-технологическую надежность, занимает одно из важнейших мест в системе организации подрядных торгов. Конкурсы и торги позволяют в конечном итоге прийти к оптимальной цене и срокам выполнения, отражающим именно современное состояние рынка на данный товар или услуги.

Актуальность темы.

Отдельные формы деятельности заказчика и подрядчика при определении стоимости строительства в настоящее время существенно отличаются от тех объёмов и работ, когда они работали во время плановой экономики. В настоящее время до проведения конкурсных торгов, заказчики, как правило, разрабатывают инвесторскую смету и определяют, таким образом, предполагаемую рыночную стоимость предмета конкурса. В свою очередь подрядчики на основе конкурсной документации рассчитывают себестоимость строительства объекта, и закладывает определённый норматив сметной прибыли. При этом подрядчик должен учитывать и другие факторы, влияющие на стоимость предмета конкурса, к ним, прежде всего относится – предложения со стороны возможных конкурентов и др. В этом деле имеются значительные отраслевые и региональные особенности. Многое зависит также от качества подготовки и проведения конкурсных торгов.

В системе показателей для оценки заявок участников, показатель предложенной цены предмета конкурса является одним из основных, но не единственным. Сегодня наряду с ценой предложения играют большую роль сроки начала и окончания работ, ожидаемые эксплуатационные затраты, условия авансирования и расчёты за выполненные работы и т.д. На практике реально используются десятки вариантов методических подходов к оценке оферт и выбору победителя конкурса, что в конечном итоге сказывается на величине договорной цены.

Целью диссертационной работы является дальнейшее развитие и совершенствование системы подрядных конкурсов в строительстве.

Основными задачами являются:

- разработка рекомендаций по оптимальной разбивке объекта конкурса на лоты;

совершенствование методов определения организатором конкурса предполагаемой рыночной стоимости строительства;

разработка методов совместного рассмотрения цены предмета конкурса и других показателей предложений подрядчиков с целью выбора победителя конкурса и установления договорной цены;

Глава 2:

Организация и проведение конкурсов является одной из задач управления контрактом – составной частью методологии управления инвестиционными проектами. Как правило, процессу заключения контракта предшествует процедура конкурса. Проведение конкурсов позволяет организаторам добиваться наиболее выгодных для себя условий, в том числе минимальных цен, путем создания конкуренции между предприятиями и организациями, стремящимися получить заказ. При прочих равных условиях уровень цены контракта при проведении конкурсов находится в обратной зависимости от числа претендентов. Так в гражданском строительстве США увеличение численности участников торгов с 2-3 до 8 и более обеспечивает снижение капитальных вложений заказчика примерно на 15-20% [1.39]. В соответствии с ФЗ № 94 основным способом закупок продукции для государственных нужд являются открытые конкурсы. Но при всей их значимости и важности для обеспечения эффективности расходования бюджетных средств, нельзя не видеть и определенные недостатки этого способа закупок. К их числу в первую очередь можно отнести следующие:

- длительность процедур проведения конкурсных торгов;

- значительные затраты заказчика по планированию торгов, подготовке конкурсной документации, рассмотрению конкурсных предложений и выявлению победителя;

- существенные затраты участников на подготовку конкурсных пред-ложений, их прямые финансовые затраты, связанные с покупкой конкурсной документации и получением необходимых гарантий, за которые финансово-коммерческие структуры берут достаточно ощутимую плату и др.

По целому ряду случаев указанные выше затраты могут не перекрываться тем экономическим эффектом, который получается в результате проведения конкурсов.

В остальных случаях заказчик самостоятельно определяет необходимость проведения конкурсов.

До принятия решения о проведении конкурсов его организатор (заказчик) должен получить необходимые инвестиционные ресурсы (или право распоряжаться ими в требуемый для создания объекта интервал времени). Обеспечение этих ресурсов должно быть подтверждено соответствующими финансовыми документами. При объявлении конкурсов на достаточно сложные проекты и объекты и при наличии большого числа претендентов на участие в конкурсах целесообразно применять трехступенчатую систему конкурсов. В первом туре (отбор организаций и предприятий), называемом предварительной квалификацией, участвуют все желающие претенденты. Во – втором только те, которые отобраны конкурсной комиссией по результатам первого тура. В – третьем туре определяется победитель конкурса и с ним заключается контракт.

Предварительная квалификация претендентов в конкурсах – это процедура по определению технических, экономических, организационных и других возможностей претендента к выполнению представляемого на конкурс объема работ или услуг. Предварительная квалификация обеспечивает определение гарантии отбора претендентов в условиях перехода к рыночной экономике. Как претендент рассматривается отдельная организация, предприятие или консорциум.

Условия прохождения предварительной квалификации должны быть одинаковыми для всех без исключения претендентов.

Как уже отмечалось выше, заказчик на момент разработки конкурсной документации должен обладать необходимыми инвестиционными ресурсами или правом распоряжаться ими в необходимый период времени, подтвержденным соответствующими финансовыми документами.

Конкурсы могут проводиться при размещении заказов на:

- реализацию крупных целевых инвестиционных программ, в том числе федеральные целевые программы (ФЦП), объекты федеральной адрес-ной инвестиционной программы (ФАИП), проектов застройки жилых рай-онов, градостроительных комплексов и промышленных зон;

- строительство предприятий, зданий и сооружений производственно-го и непроизводственного назначения, в том числе на условиях «под ключ»;

- выполнение проектных, инженерно-изыскательских, конструктор-ских, строительных, монтажных, пуско-наладочных и других видов работ;

- поставку комплектного технологического оборудования;

- управление инвестиционными проектами, консультирование, над-зор;

- любые технические и организационно обоснованные сочетания ука-занных работ и услуг.

Конкурсная документация составляется таким образом, чтобы все участники понимали содержащуюся в ней информацию одинаково. При описании работ должны употребляться общепринятые обозначения. При необходимости введения новых терминов в конкурсной документации приводятся их определения. Требования, включаемые в конкурсную документацию, должны быть одинаковыми для всех без исключения оферентов. Конкурсная документация утверждается заказчиком.

При разработке заказчиком стратегии заключения контрактов определяется тип контракта и способ определения договорной цены (твердая цена, себестоимость плюс прибыль подрядчику, себестоимость до максимума гарантированной цены). Применяются три основные типа контрактов: традиционный, проектно-строительный, «под ключ» (рисунки 12,13.14).

Контракты включают в себя различные варианты распределения обязанностей по проектированию, строительству, вводу объекта в эксплуатацию и выводу его на проектную мощность, распределению рисков между различными участниками инвестиционного процесса. При участии в инвестиционном проекте зарубежных фирм оформление контракта осуществляется с учетом мировой практики и специфики российского законодательства.

В мировой практике применяются две основные системы контрактного права. В первую группу входят страны «общего» или прецендентного права (Великобритания, Ирландия, США, Канада, ЮАР, Австрия и некоторые другие), во вторую группу – страны «гражданского» или континентального права (большинство стран Европы).

Похожие работы на данную тему